УИД 03RS0019-01-2020-000498-12 Дело №2-503/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аскарово РБ 08 июля 2020 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янузаковой Д.К.,
при секретаре Садыковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к ООО «Спектор» о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства в порядке ст. 46 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан в лице Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан в Белорецком, Абзелиловском, Бурзянском и Учалинском районе обратилось в суд с названным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СПЕКТОР» по месту фактического осуществления деятельности: <адрес>, ФИО2 <адрес> проведена плановая выездная проверка, основание которой является план плановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 г., утвержденный приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- ПР. В ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения обязательных требований. По итогам плановой выездной проверки ООО «СПЕКТОР» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и. о. начальником Территориального отдела ФИО5 вынесены следующие постановления: № о признании гражданина виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей, № о признании юридического лица ООО «СПЕКТОР» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, № о признании должностного лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ т назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Просит признать действия (бездействия) юридического лица ООО «СПЕКТОР» (ИНН 7455005083, ОГРН 1117455004248, выразившиеся в нарушении обязательных требований п.п.1.5, 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п. п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-03 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; п. 1.6. п. п. 3.6, 3.7 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности»; п. 5.2, 5.3, 6.3 МУ 2.2.9.2493-09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенно опасных организаций и формирование банков данных»; п. п. 1.3, 3.1 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»; п. 2.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» – незаконными; обязать ответчика прекратить противоправные действия путем устранения выявленных нарушений обязательных требований, а именно:
1) организовать программу производственного контроля, проводить на границе санитарно-защитной зоны ООО «СПЕКТОР» лабораторные измерении физических воздействий на атмосферный воздух, лабораторные исследования за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов, в соответствии с п.п.1.5, 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п. п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-03 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2) санитарно-гигиенический паспорт канцерогенноопасной организации согласовать с Территориальным отделом Роспотребнадзора, согласно п. 5.2, 5.3, 6.3 МУ 2.2.9.2493-09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенно опасных организаций и формирование банков данных» в соответствии с п. 1.6. п. п. 3.6, 3.7 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности»;
3) проводить дезинсекционные мероприятия в соответствии с п. п. 1.3, 3.1 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»;
4) проводить на объекте систематические и экстренные дератизационные мероприятия в соответствии сп. 2.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ходе подготовки представил документы, указывающие на начало осуществление мероприятий, по которым истцом заявлены требования, принципиальных возражений по иску не выразил.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов гражданского дела в отношении ООО «СПЕКТОР» ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
1) В нарушение п.п. 1.5, 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 4.1.1. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-03 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. 2,12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не представлены документы о проведение на границе санитарнозащитной зоны ООО «СПЕКТОР» лабораторных измерений физических воздействий на атмосферный воздух, лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов, отсутствует программа производственного контроля.
2) В нарушении ч.1 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6. п.п. 3.6. 3.7. СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» юридическим лицом при осуществлении им деятельности не проводятся санитарнопротивоэпидемические мероприятия по обеспечению требований настоящих санитарных правил в целях профилактики онкологической заболеваемости; санитарно - гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации не согласован с территориальным отделом Роспотребнадзора, согласно п. 5.2., 5.3., 6.3 МУ 2.2.9.2493-09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенно опасных организаций и формирование банков данных». В соответствии с п. 1.6. СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» юридические лица при осуществлении ими деятельности обязаны проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по обеспечению требований указанных санитарных правил в целях профилактики онкологической заболеваемости.
3) Отсутствует заключительный акт сотрудников, что является нарушением в соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями), п.6 обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Приложение № 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
4) В нарушении п.п. 1.З., 3.1. СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» юридическим лицом не организовано дезинсекционные мероприятия, предупреждающие заселение объекта членистоногими в помещениях, сооружениях, а также прилегающей к ним территории; а также в нарушение п. 2.3. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» на объектах и на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, юридическими и физическими лицами должны проводится систематические или экстренные дератизационные мероприятия. Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются - жилые здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития.
5) В нарушении п.2.3. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» на объекте юридическим лицом не проводится систематические или экстренные дератизационные мероприятия (в весенний и осенний периоды).
6) В нарушении подп.9 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» гражданин ФИО1 курил табачные изделия на рабочем месте (территория ООО «Спектор»).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СПЕКТОР» выдано предписание, согласно которому ему в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано устранить указанные выше нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «СПЕКТОР» составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ за совершения деяния, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, вменено нарушение вышеприведенных положений нормативных актов (по пяти первым нарушениям).
Аналогичный протокол за № от ДД.ММ.ГГГГ составлен в отношении ООО «СПЕКТОР».
Постановлением № директор ООО «СПЕКТОР» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Постановлением № ООО «СПЕКТОР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Вышеуказанные протокола, постановления по делу об административном правонарушении ответчиком не оспорены, согласно его объяснениям, содержащимся в них, с вменяемым правонарушением он согласился.
На основании статьи 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием для предъявления иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Из положений пункта 1 статьи 46 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" следует, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в котором указано, что Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В силу пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением о Территориальном отделе Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Башкортостан в Белорецком, Абзелиловском, Бурзянском и Учалинском районе, утвержденным приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-ПР, территориальный отдел предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга лиц (п.2.20).
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Вместе с тем, приведенные выше нормы свидетельствуют, что законом не предоставлено данному органу полномочий на предъявление исков о признании действий лиц противоправными, данный орган лишь правомочен предъявлять иски о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга лиц.
В связи с чем, требования в этой части не подлежат удовлетворению. Противоправность действий общества установлена вынесенными постановлениями о привлечении его к административной ответственности.
Что касается требований истца об обязании ответчика прекратить противоправные действия путем устранения выявленных нарушений обязательных требований, то они подлежат удовлетворению в полном объеме, так как материалами дела подтверждено их наличие, согласно приведенных истцом нормативных актов, они обязательны для соблюдения хозяйствующими субъектами, материалами дела не подтверждено их устранение в полном объеме, что указывает на неисполнение выданного в адрес ответчика предписания в указанный срок.
В соответствие со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 11 ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39). При выявлении нарушения санитарного законодательства должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарных правил (п. 2 ст. 50).
Действующее законодательство в области охраны окружающей среды, санитарные правила и нормы (СП 1.1.1058-01, СанПиН 2.1.6.1032-03, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, МУ 2.2.9.2493-09, СанПиН 1.2.2353-08, СанПиН 3.5.2.3472-17, СП 3.5.3.3223-14) предназначены, в том числе для ответчика (юридического лица), деятельность которого связана с эксплуатацией объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с момента осуществления такой деятельности.
Стороной ответчика доказательств, достаточных для установления исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
Указанное свидетельствует об обоснованности заявленных требований в этой части, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «СПЕКТОР» о понуждении к исполнению выполнению требований санитарного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «СПЕКТОР» прекратить противоправные действия путем устранения выявленных нарушений обязательных требований, а именно:
1) организовать программу производственного контроля, проводить на границе санитарно-защитной зоны ООО «СПЕКТОР» лабораторные измерении физических воздействий на атмосферный воздух, лабораторные исследования за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов, в соответствии с п.п.1.5, 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п. п. 4.1.1, 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-03 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»; п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
2) санитарно-гигиенический паспорт канцерогенноопасной организации согласовать с Территориальным отделом Роспотребнадзора, согласно п. 5.2, 5.3, 6.3 МУ 2.2.9.2493-09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенно опасных организаций и формирование банков данных» в соответствии с п. 1.6. п. п. 3.6, 3.7 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности»;
3) проводить дезинсекционные мероприятия в соответствии с п. п. 1.3, 3.1 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»;
4) проводить на объекте систематические и экстренные дератизационные мероприятия в соответствии сп. 2.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.
Председательствующий Д.К. Янузакова