Решение по делу № 33-3259/2023 от 15.11.2023

Судья Плескова В.А. УИД 65RS0-48

Докладчик Вишняков О.В. Дело №33-3259/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2023г. г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Вишнякова О.В.,

судей Сахалинского областного суда Малеванного В.П. и Загорьян А.Г.,

при секретаре Пономаренко О.Е.,

рассмотрев гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в защиту интересов Черницовой Елены Николаевны к Сахалинской таможне о взыскании задолженности выплат за неиспользованный отпуск;

по апелляционному представлению Сахалинского транспортного прокурора Лосева Д.С., апелляционной жалобе Черницовой Е.Н. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 сентября 2023г.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> транспортный прокурор в защиту прав Черницовой Е.Н. обратился в суд с иском к Сахалинской таможне о взыскании задолженности по выплатам за неиспользованный отпуск. В обосновании требований указано, что Черницова Е.Н. состояла на государственной гражданской службе в Сахалинской таможне с 18.11.02г. по 30.07.21г. Приказом от 20.07.21г. -К истец уволена с гражданской службы; ей выплачена денежная компенсация неиспользованной части отпуска в количестве 45 дней.

Однако, расчет денежной компенсации при увольнении Черницовой Е.Н. за неиспользованный отпуск выполнен без учета выплат материального стимулирования, что привело к не начислению ей 13984 руб. Поскольку задолженность выявлена в ходе прокурорской проверки, Черницова Е.Н. не знала о незаконности расчета, самостоятельно она проверить начисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск - не могла.

На основании изложенного, истец просит суд: признать причины пропуска исковой давности уважительными и восстановить срок для обращения в суд; взыскать с Сахалинской таможни в пользу Черницовой Е.Н. задолженность в размере 13984 руб.

В судебном заседании прокурор Зыбина М.А. поддержала исковые требования; представитель Сахалинской таможни Шингарева Л.В. с иском не согласилась; истец Черницова Е.Н. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещена.

Решением Южно-Сахалинского горсуда от 13.09.23г. в удовлетворении иска Сахалинского транспортного прокурора в защиту прав Черницовой Е.Н. – отказано.

Не согласившись с указанным решением, Сахалинский транспортный прокурор подал апелляционное представление, в котором просит решение отменить и удовлетворить иск. Указывает, что истец после увольнения не сомневалась в правильности рассчитанной ответчиком денежной компенсации, а также не обладала юридическими познаниями в части возможности самостоятельно обжаловать действия ответчика, в связи с чем, истец считает пропуск срока обращения в суд уважительным.

Истец Черницова Е.Н. также на указанное решение подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, удовлетворить иск. Полагает, что срок обращения в суд пропущен ею по уважительным причинам. Указывает, что не могла знать о неверно выполненном расчете компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку не сомневалась в квалификации работников бухгалтерии федерального бюджетного учреждения.

Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель ответчика Кокорин И.В. просит решение оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Черницову Е.Н., прокурора Зыбину М.А., представителя ответчика Шингареву Л.В., - суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить обжалуемое решение по основания п.4 ст.1 ст.330 ГПК РФ (неправильное применение норм материального права).

При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями следующих норм действующего законодательства.

Согласно п.4 ч.1 ст.14, чч.1, 2, 5 и 10 ст.50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, - которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым, в т.ч., относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций госоргана, исполнения должностного регламента. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом ФТС РФ от 30.10.06г. утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов РФ, - в соответствии с которым премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган согласно Положению о ФТС РФ.

Подпунктом «е» п.9 указанного Порядка установлено, что гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений, в т.ч., за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных полномочий.

Т.о., дополнительные выплаты в виде единовременных поощрений за безупречную и эффективную службу, - также составляют денежное содержание гражданского служащего (определение 9-го КСОЮ от 9.11.23г. №88-10332/2023).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в т.ч. на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6.09.07г. №562 (действующими в период спорных отношений).

Согласно п.2 и 6 указанных Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Кроме того, воспроизведены положения чч. 2 и 5 ст.50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего. Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного ФОТ, не упомянуты в п.2 Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истицы в целях исчисления компенсаций при увольнении.

Положения о порядке формирования ФОТ гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.04г. N 79-ФЗ, которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4-х должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3-х должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14-и должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1.5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2-х окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3-х окладов денежного содержания.

ФОТ федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента; на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок формирования ФОТ федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ.

Согласно п.8 и 9 Указа Президента РФ от 25.07.06г. «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», ФОТ федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения.

ФОТ федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, было принято постановление Правительства РФ от 27.03.14г. , предусматривающее в 2014г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Т.о., материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного ФОТ относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истице в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций за неиспользованный отпуск.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

С учетом письма Минфина РФ от 15.07.14г. , где на основе положений ст.50-51 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование ФОТ гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.14г. , - следует, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске) в соответствии с пп. 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.09.07г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением №238-7.

Из материалов дела следует, что Черницова Е.Н. состояла в трудовых отношениях с Сахалинской таможней на государственной гражданской службе.

В период трудовой деятельности Черницовой Е.Н., приказами ДВТУ ФТС РФ о материальном стимулировании федеральных государственных служащих органов ДВТУ за достигнутые показатели результативности и эффективности деятельности в 1-4 кварталах 2021г., в 1-2 кварталах 2022 г., соответственно от 23.06.21г. -П, от 26.08.21г. -П, от 9.12.21г. -П, были распределены бюджетные ассигнования, направленные на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих ДВТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, в том числе Сахалинской таможне за 1-4 кварталы 2021г.

Во исполнение указанного, Сахалинской таможней в период 2020-2021гг. изданы приказы о выплате единовременных поощрений государственным гражданским служащим таможни за достижение показателей результативности и эффективности, в т.ч.:

·            от 22.06.20г. -П, от 21.09.20г. -к, от 17.12.20г. -П, от 23.04.21г. -П, согласно которым Черницовой Е.Н. выплачены, соответственно единовременные поощрения в размере: 29623.54 руб., 31577.23 руб., 55000 руб. и 39015 руб.

·            от 22.07.21г. № 236-П, согласно которому Черницовой Е.Н. выплачено единовременное поощрение в размере 36375 руб.

Приказом от 20.07.21г. № 136-К, служебный контракт с Черницовой Е.Н. расторгнут, она освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с 30.07.21г.; указано о выплате Черницовой Е.Н., в т.ч., денежной компенсации неиспользованной части отпуска в количестве 45 календарных дней.

В ходе проведенной в 2022г. Сахалинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что денежная компенсация Черницовой Е.Н. за неиспользованный отпуск, выплачена без учета вышеназванных выплат материального стимулирования, что не отвечает требованиям действующего законодательства. Согласно не оспариваемого стороной ответчика расчета, недоплата составила 13984 руб.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные прокурором в интересах Черницовой Е.Н. требования являются законными и обоснованными.

Однако, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что иск не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока разрешением индивидуального трудового спора, о применении которого указано ответчиком.

Так, согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков, они могут быть восстановлены судом.

В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.04г. №2 «О применении судами ТК РФ» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (в т.ч. болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из материалов дела следует, что последним днем работы Черницовой Е.Н. являлось 30.07.21г.; учитывая, что согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя производится в день увольнения, - то годичный срок обращения в суд истек 30.07.22г., в то время как с иском по настоящему гражданскому делу истец обратился в суд лишь 16.08.23г., то есть с пропуском.

Однако, как следует из материалов дела, истец Черницова Е.Н. не обладает юридическим познаниями, в связи с чем не могла самостоятельно осуществлять защиту ее нарушенных трудовых прав, и была вынуждена обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением от 13.06.23г. Лишь после проведенной прокуратурой проверки, стало достоверно известно о допущенном бывшим работодателем истца нарушении трудовых трав Черницовой Е.Н., после чего до истечения 1 месяца со дня начала проверки, 12.07.23г. прокуратурой был подготовлен иск, и получен Южно-Сахалинским горсудом 16.08.23г.

При таком положении дела суд апелляционной инстанции полагает, что имеются достаточные основания для признания уважительными причин пропуска Черницовой Е.Н. срока разрешением индивидуального трудового спора, его восстановлении и, соответственно, удовлетворении заявленного искового заявления. Учитывая вышеизложенное, обжалуемое решение Южно-сахалинского горсуда от 13.09.23г. подлежит отмене, а заявленный прокурором иск о взыскании с Сахалинской таможни в пользу Черницовой Е.Н. задолженности по денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13984 руб. – удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Южно-Сахалинского горсуда от 13.09.23г. отменить, вынести по делу новое решение, которым взыскать с Сахалинской таможни (ИНН 6500000793) в пользу Черницовой Е.Н. () задолженность денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13984 руб.

Данное апелляционное определение может быть обжаловано в 9-ый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня его принятия, - с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции. Мотивированное апелляционное определение составлено 30.11.23г.

Председательствующий Вишняков О.В.

Судьи Сахалинского областного суда Малеванный В.П.

Загорьян А.Г.

Судья Плескова В.А. УИД 65RS0-48

Докладчик Вишняков О.В. Дело №33-3259/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2023г. г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Вишнякова О.В.,

судей Сахалинского областного суда Малеванного В.П. и Загорьян А.Г.,

при секретаре Пономаренко О.Е.,

рассмотрев гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в защиту интересов Черницовой Елены Николаевны к Сахалинской таможне о взыскании задолженности выплат за неиспользованный отпуск;

по апелляционному представлению Сахалинского транспортного прокурора Лосева Д.С., апелляционной жалобе Черницовой Е.Н. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 сентября 2023г.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> транспортный прокурор в защиту прав Черницовой Е.Н. обратился в суд с иском к Сахалинской таможне о взыскании задолженности по выплатам за неиспользованный отпуск. В обосновании требований указано, что Черницова Е.Н. состояла на государственной гражданской службе в Сахалинской таможне с 18.11.02г. по 30.07.21г. Приказом от 20.07.21г. -К истец уволена с гражданской службы; ей выплачена денежная компенсация неиспользованной части отпуска в количестве 45 дней.

Однако, расчет денежной компенсации при увольнении Черницовой Е.Н. за неиспользованный отпуск выполнен без учета выплат материального стимулирования, что привело к не начислению ей 13984 руб. Поскольку задолженность выявлена в ходе прокурорской проверки, Черницова Е.Н. не знала о незаконности расчета, самостоятельно она проверить начисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск - не могла.

На основании изложенного, истец просит суд: признать причины пропуска исковой давности уважительными и восстановить срок для обращения в суд; взыскать с Сахалинской таможни в пользу Черницовой Е.Н. задолженность в размере 13984 руб.

В судебном заседании прокурор Зыбина М.А. поддержала исковые требования; представитель Сахалинской таможни Шингарева Л.В. с иском не согласилась; истец Черницова Е.Н. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещена.

Решением Южно-Сахалинского горсуда от 13.09.23г. в удовлетворении иска Сахалинского транспортного прокурора в защиту прав Черницовой Е.Н. – отказано.

Не согласившись с указанным решением, Сахалинский транспортный прокурор подал апелляционное представление, в котором просит решение отменить и удовлетворить иск. Указывает, что истец после увольнения не сомневалась в правильности рассчитанной ответчиком денежной компенсации, а также не обладала юридическими познаниями в части возможности самостоятельно обжаловать действия ответчика, в связи с чем, истец считает пропуск срока обращения в суд уважительным.

Истец Черницова Е.Н. также на указанное решение подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, удовлетворить иск. Полагает, что срок обращения в суд пропущен ею по уважительным причинам. Указывает, что не могла знать о неверно выполненном расчете компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку не сомневалась в квалификации работников бухгалтерии федерального бюджетного учреждения.

Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель ответчика Кокорин И.В. просит решение оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца Черницову Е.Н., прокурора Зыбину М.А., представителя ответчика Шингареву Л.В., - суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить обжалуемое решение по основания п.4 ст.1 ст.330 ГПК РФ (неправильное применение норм материального права).

При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями следующих норм действующего законодательства.

Согласно п.4 ч.1 ст.14, чч.1, 2, 5 и 10 ст.50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, - которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым, в т.ч., относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций госоргана, исполнения должностного регламента. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом ФТС РФ от 30.10.06г. утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов РФ, - в соответствии с которым премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган согласно Положению о ФТС РФ.

Подпунктом «е» п.9 указанного Порядка установлено, что гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений, в т.ч., за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных полномочий.

Т.о., дополнительные выплаты в виде единовременных поощрений за безупречную и эффективную службу, - также составляют денежное содержание гражданского служащего (определение 9-го КСОЮ от 9.11.23г. №88-10332/2023).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в т.ч. на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6.09.07г. №562 (действующими в период спорных отношений).

Согласно п.2 и 6 указанных Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Кроме того, воспроизведены положения чч. 2 и 5 ст.50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего. Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного ФОТ, не упомянуты в п.2 Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истицы в целях исчисления компенсаций при увольнении.

Положения о порядке формирования ФОТ гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.04г. N 79-ФЗ, которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4-х должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3-х должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14-и должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1.5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2-х окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3-х окладов денежного содержания.

ФОТ федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента; на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок формирования ФОТ федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ.

Согласно п.8 и 9 Указа Президента РФ от 25.07.06г. «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», ФОТ федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения.

ФОТ федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, было принято постановление Правительства РФ от 27.03.14г. , предусматривающее в 2014г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Т.о., материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного ФОТ относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истице в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций за неиспользованный отпуск.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

С учетом письма Минфина РФ от 15.07.14г. , где на основе положений ст.50-51 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование ФОТ гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.14г. , - следует, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске) в соответствии с пп. 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.09.07г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением №238-7.

Из материалов дела следует, что Черницова Е.Н. состояла в трудовых отношениях с Сахалинской таможней на государственной гражданской службе.

В период трудовой деятельности Черницовой Е.Н., приказами ДВТУ ФТС РФ о материальном стимулировании федеральных государственных служащих органов ДВТУ за достигнутые показатели результативности и эффективности деятельности в 1-4 кварталах 2021г., в 1-2 кварталах 2022 г., соответственно от 23.06.21г. -П, от 26.08.21г. -П, от 9.12.21г. -П, были распределены бюджетные ассигнования, направленные на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих ДВТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, в том числе Сахалинской таможне за 1-4 кварталы 2021г.

Во исполнение указанного, Сахалинской таможней в период 2020-2021гг. изданы приказы о выплате единовременных поощрений государственным гражданским служащим таможни за достижение показателей результативности и эффективности, в т.ч.:

·            от 22.06.20г. -П, от 21.09.20г. -к, от 17.12.20г. -П, от 23.04.21г. -П, согласно которым Черницовой Е.Н. выплачены, соответственно единовременные поощрения в размере: 29623.54 руб., 31577.23 руб., 55000 руб. и 39015 руб.

·            от 22.07.21г. № 236-П, согласно которому Черницовой Е.Н. выплачено единовременное поощрение в размере 36375 руб.

Приказом от 20.07.21г. № 136-К, служебный контракт с Черницовой Е.Н. расторгнут, она освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с 30.07.21г.; указано о выплате Черницовой Е.Н., в т.ч., денежной компенсации неиспользованной части отпуска в количестве 45 календарных дней.

В ходе проведенной в 2022г. Сахалинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что денежная компенсация Черницовой Е.Н. за неиспользованный отпуск, выплачена без учета вышеназванных выплат материального стимулирования, что не отвечает требованиям действующего законодательства. Согласно не оспариваемого стороной ответчика расчета, недоплата составила 13984 руб.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные прокурором в интересах Черницовой Е.Н. требования являются законными и обоснованными.

Однако, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что иск не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока разрешением индивидуального трудового спора, о применении которого указано ответчиком.

Так, согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков, они могут быть восстановлены судом.

В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.04г. №2 «О применении судами ТК РФ» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (в т.ч. болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из материалов дела следует, что последним днем работы Черницовой Е.Н. являлось 30.07.21г.; учитывая, что согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя производится в день увольнения, - то годичный срок обращения в суд истек 30.07.22г., в то время как с иском по настоящему гражданскому делу истец обратился в суд лишь 16.08.23г., то есть с пропуском.

Однако, как следует из материалов дела, истец Черницова Е.Н. не обладает юридическим познаниями, в связи с чем не могла самостоятельно осуществлять защиту ее нарушенных трудовых прав, и была вынуждена обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением от 13.06.23г. Лишь после проведенной прокуратурой проверки, стало достоверно известно о допущенном бывшим работодателем истца нарушении трудовых трав Черницовой Е.Н., после чего до истечения 1 месяца со дня начала проверки, 12.07.23г. прокуратурой был подготовлен иск, и получен Южно-Сахалинским горсудом 16.08.23г.

При таком положении дела суд апелляционной инстанции полагает, что имеются достаточные основания для признания уважительными причин пропуска Черницовой Е.Н. срока разрешением индивидуального трудового спора, его восстановлении и, соответственно, удовлетворении заявленного искового заявления. Учитывая вышеизложенное, обжалуемое решение Южно-сахалинского горсуда от 13.09.23г. подлежит отмене, а заявленный прокурором иск о взыскании с Сахалинской таможни в пользу Черницовой Е.Н. задолженности по денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13984 руб. – удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Южно-Сахалинского горсуда от 13.09.23г. отменить, вынести по делу новое решение, которым взыскать с Сахалинской таможни (ИНН 6500000793) в пользу Черницовой Е.Н. () задолженность денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13984 руб.

Данное апелляционное определение может быть обжаловано в 9-ый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня его принятия, - с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции. Мотивированное апелляционное определение составлено 30.11.23г.

Председательствующий Вишняков О.В.

Судьи Сахалинского областного суда Малеванный В.П.

Загорьян А.Г.

33-3259/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сахалинский транспортный прокурор
Черницова Елена Николаевна
Ответчики
Сахалинская таможня
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Вишняков Олег Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
15.11.2023Передача дела судье
28.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Передано в экспедицию
28.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее