<данные изъяты> Дело № 2-37/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
13 января 2015 года
Дорогобужский районный суд Смоленской области В составе:Председательствующего судьи ФИО6
При секретаре ФИО2,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО7» о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности в порядке приватизации на жилой дом, указав в обоснование требований, что в 1978 г. их семье ФИО8, провопреемником которого является ОГУП «Смоленское лесохозяйственное объединение», была выделена сначала <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>, а затем и <адрес>. Таким образом, фактически передан весь жилой дом. До настоящего времени она проживает постоянно в помещении, ремонтируют его, оплачивают коммунальные услуги, не предпринимала действий, направленных на сокрытие факта владения жильем, которое является для нее единственным. Из уведомления Администрации Алексинского сельского поселения <адрес> усматривается, что жилой дом в муниципальной собственности Алексинского сельского поселения не значится. Сведений о зарегистрированных правах в Управлении Росреестра по <адрес> на него не имеется. Она ранее не использовала право на приватизацию, ее дочери ФИО3 и ФИО4 не претендуют на спорный объект недвижимости, хотя и зарегистрированы там. Просит суд признать право собственности в порядке приватизации на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 112,0 кв.м.
Определением Дорогобужского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Алексинского сельского поселения <адрес>.
Истица ФИО1, представители ответчиков администрации Алексинского сельского поселения <адрес>, ФИО9», третьи лица- ФИО3, ФИО4, в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
В представленном заявлении представитель администрации ФИО10 признала исковые требования в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленной выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ г., истица является нанимателем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.13).
Вышеуказанный жилой дом в 1979 г. был предоставлен ее мужу ФИО5 и членам его семьи, поскольку ФИО5 с декабря 1978 г. по 2007 г. работал в Дорогобужском лесхозе Алексинского лесничества, что подтверждается как пояснениями истицы и Главы администрации Алексинского сельского поселения <адрес>, так и выпиской о приеме на работу ФИО5, характеристикой на него и приказом от ДД.ММ.ГГГГ об объявлении ему благодарности и награждении (л.д.9, 10, 11), копией свидетельства о заключении брака (л.д.7).
Согласно справкам Администрации Алексинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО1 проживает и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, данное жилое помещение в муниципальной собственности Алексинского сельского поселения <адрес> не значится. Совместно с ней зарегистрированы дочери: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО3 (л.д.12,34).
Из технического плана здания, составленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером, видно, что площадь занимаемого ею жилого дома составляет 112,0 кв.м. (л.д.14-25).
В государственном кадастре недвижимости сведения о здании, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют, о чем свидетельствует уведомление от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ФКП Росреестра» (л.д.26).
Согласно постановлениям Алексинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> присвоены названия улицам и номера домам и квартирам. ФИО5 является владельцем <адрес> (л.д.28-32).
В соответствии с сообщениями администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 3275, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 04-8060/ГЕ, Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2742/2, жилой <адрес> в реестре муниципальной собственности МО «<адрес>» <адрес>, в реестре муниципальной собственности МО Дорогобужское городское поселение <адрес>, в реестре федерального имущества, в реестре государственной собственности <адрес> не значится (л.д.41,43,96).
Согласно справке № Д, выданной Смоленским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Сафоновское отделение <адрес>, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ право на приватизацию не использовали (л.д.36).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 112 кв.м., не состоит на техническом учете в ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», информация о правообладателе указанного жилого дома отсутствует, что подтверждается сообщением Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Сафоновское отделение №Ф-67-24/14/1076 от ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С учетом указанного положения закона, принимая во внимание, что спорные правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ, но продолжаются и после введения в действие ЖК РФ, при разрешении настоящего спора суд считает правильным руководствоваться нормами ЖК РСФСР, а также ЖК РФ – в части тех прав и обязанностей сторон, которые возникли после введения в его действие.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент вселения ответчиков в спорное жилое помещение, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.
Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Принимая во внимание, что согласно действовавшему на момент вселения истицы жилищному законодательству, ордер на жилое помещение при вселении сдавался в ЖКО, паспортный стол, сельскую администрацию, обязанность доказать факт отсутствия данного документа либо отсутствия соответствующего решения о вселении истца лежит на ответчике- Администрации Алексинского сельского поселения.
Однако данным ответчиком не представлены доказательства того, что спорное жилое помещение в установленном порядке не предоставлялось супругу ФИО1 и членам его семьи для проживания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истице как члену семьи нанимателя данный объект недвижимости был предоставлен в соответствие со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО1 была вселена в жилое помещение, принадлежащее государственному жилищному фонду, на законных основаниях, приобрела право пользования им на условиях социального найма, это право никем не оспаривается, право на приватизацию ею ранее не было реализовано.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти жилые помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Договоры с несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства (ст.2 Закона).
В соответствии со ст. 11 названного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона).
В соответствии со статьей 8 данного Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
При этом отсутствие договора социального найма, не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона были внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.
Указанной правовой нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
В связи с этим факт включения объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должен влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
Другими словами, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, государство обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.
Из изложенного следует, что истице не могло быть отказано в приватизации занимаемого ею с семьей жилого помещения даже в том случае, если бы оно находится в хозяйственном ведении ОГУП «Смоленское лесохозяйственное объединение». Однако данных об этом суду не представлено.
Факт того, что зарегистрированные в спорном жилом доме ФИО3 и ФИО4 отказываются от своего права на его приватизацию подтверждается их заявлениями в суд (л.д.45,47).
В соответствии со ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до марта 2005, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан.
Пунктом 1 приложения № к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, <адрес> и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от ДД.ММ.ГГГГ № жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности.
Поскольку собственник спорного жилого дома, расположенного в границах муниципального образования Алексинское сельское поселение, не установлен, суд приходит к выводу о том, что данный объект является бесхозяйным и не обращение Администрации Алексинского сельского поселения в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о принятии жилого дома на учёт, как бесхозяйного имущества, с последующим принятием его в муниципальную собственность, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных ч.3 ст.225 ГК РФ.
Однако бездействие органов местного самоуправления, заключающееся в непринятии на учет бесхозяйного жилого дома и в не оформлении права муниципальной собственности на него, которое влечет невозможность выполнения ФИО11 обязанности по заключению договора передачи жилого помещения в собственность граждан, не может являться основанием для умаления права истицы на приватизацию спорного жилого дома.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 требований, в связи с чем за ней должно быть признано право собственности на жилой <адрес>, общей площадью 112,0 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 112,0 ░░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░6