Решение по делу № 33-146/2024 (33-3406/2023;) от 07.12.2023

УИД: 19RS0001-02-2023-002590-11

Председательствующий: Царева Е.А.

№ 33-146/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Морозовой В.Н.,

судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Бараненковой Людмилы Георгиевны, апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Жуганова Д.О. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24 августа 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Бараненковой Людмилы Георгиевны, Кацубо Ларисы Александровны, Сукач Анны Трофимовны, Тюмерековой Галины Павловны, Кащеева Петра Николаевича, Кобяковой Валентины Яковлевны, Ахметова Ленара Маратовича, Журбы Дмитрия Михайловича, Кабановой Лидии Васильевны, Жилинской Галины Егоровны, Мишиной Марии Михайловны, Бурковской Лилии Леонидовны, Колмаковой Ирины Николаевны, Олейниковой Нины Александровны, Хвостовой Марии Владимировны, Рублевской Анны Федоровны, Дубровиной Евгении Петровны, Резвых Тамары Анатольевны, Костякова Александра Владимировича, Батасовой Оксаны Викторовны, Форсель Елены Алексеевны, Любаева Константина Юрьевича, Буденной Валентины Степановны, Силютиной Лидии Николаевны, Зарубиной Юлии Михайловны, Домогашевой Марии Алексеевны, Полуситовой Людмилы Николаевны, Евчатовой Юлии Васильевны, Колоуховой Ларисы Васильевны, Болотникова Андрея Ивановича, Романовой Ольги Юрьевны, Харловой Галины Васильевны, Белодед Елены Викторовны, Ермаковой Галины Юрьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания» о перерасчете платы за коммунальную услугу, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истца Бараненковой Л.Г., Кацубо Л.А., Колмаковой И.Н., представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Жуганова Д.О., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя ответчика Готфрид А.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бараненкова Л.Г., Кацубо Л.А., Сукач А.Т., Тюмерекова Г.П.,       Кащеев П.Н., Кобякова В.Я., Ахметов Л.М., Журба Д.М., Кабанова Л.В., Жилинская Г.Е., Мишина М.М., Бурковская Л.Л., Колмакова И.Н., Олейникова Н.А., Хвостова М.В., Рублевская А.Ф., Дубровина Е.П.,        Резвых Т.А., Костяков А.В., Батасова О.В., Форсель Е.А., Любаев К.Ю., Буденная В.С., Силютина Л.Н., Зарубина Ю.М., Домогашева М.А., Полуситова Л.Н., Евчатова Ю.В., Колоухова Л.В., Болотников А.И., Романова О.Ю., Харлова Г.В., Белодед Е.В., Ермакова Г.Ю. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания» (далее ООО «Управляющая жилищная компания») о компенсации морального вреда. Требования мотивировали тем, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, управляющей компанией в которой является ООО «Управляющая жилищная компания». За январь и февраль 2023 года управляющей организацией выставлены счета за поставку горячей воды на общедомовые нужды с нарушением норм и правил, что установлено решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Минстрой Хакасии). Действиями управляющей организации им причинен моральный вред, который ООО «Управляющая жилищная компания» обязана компенсировать. С учетом уточнения исковых требований просили обязать                                  ООО «Управляющая жилищная компания» произвести перерасчет расходов по горячему водоснабжению на содержание общего имущества с сентября 2022 года по апрель 2023 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 92 от 03.02.2022 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 92 от 03.02.2022) путем умножения норматива на площадь общего имущества; обязать установить прибор учета для определения расхода горячей воды на содержание общего имущества в соответствии с Постановлением Правительства РФ №92 от 03.02.2022; взыскать с ООО «Управляющая жилищная компания» в пользу каждого компенсацию морального вреда в размере 70000 руб.; возместить каждому из истцов судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании истцы Бараненкова Л.Г., Бурковская Л.Л., Коцуба Л.А., Колмакова И.Н. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям с учетом их уточнения.

Представитель ответчика Киселева М.Н. исковые требования не признала, поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> оборудован коллективными приборами учета, в том числе по учету горячего водоснабжения. Указала, что расчет платы за спорный период времени произведен верно на основании показаний коллективных приборов учета, при этом установить водосчетчик для разделения расходов горячей воды на содержание общего имущества и расходов горячей воды по квартирам невозможно, поскольку для этого необходимо проводить капитальный ремонт общего имущества.

Представитель третьего лица акционерного общества          «Абаканская ТЭЦ» Редькина Е.Н. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истцов Сукач А.Т., Тюмерековой Г.П., Кащеева П.Н., Кобяковой В.Я., Ахметова Л.М.,        Журбы Д.М., Кабановой Л.В., Жилинской Г.Е., Мишиной М.М., Олейниковой Н.А., Хвостовой М.В., Рублевской А.Ф., Дубровиной Е.П.,        Резвых Т.А., Костякова А.В., Батасовой О.В., Форсель Е.А., Любаева К.Ю., Буденной В.С., Силютиной Л.Н., Зарубиной Ю.М., Домогашевой М.А., Полуситовой Л.Н., Евчатовой Ю.В., Колоуховой Л.В., Болотникова А.И., Романовой О.Ю., Харловой Г.В., Белодед Е.В., Ермаковой Г.Ю., представителя третьего лица Минстроя Хакасии.

Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем не согласны истец Бараненкова Л.Г. представитель третьего лица Минстроя Хакасии Жуганов Д.О.

В апелляционной жалобе истец Бараненкова Л.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что при отсутствии прибора учета для определения расхода горячей воды на общедомовые нужды, расчет производится путем умножения норматива потребления горячей воды на общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Отмечает, что ответчик производит начисление исходя из разницы между объемом коммунального ресурса, указанного в ведомости учета параметров потребления, и объемами коммунального ресурса, фактически выставленного истцам по показаниям индивидуальных приборов учета и норматива. Полагает, что указанный в ведомости учета параметров потребления объем коммунального ресурса может содержать в себе также расходы управляющей организации при выполнении им своей хозяйственной деятельности, оплату которого жильцы многоквартирного дома не обязаны производить. Обращает внимание, что при отсутствии прибора учета для определения расхода горячей воды на общедомовые нужды следует руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации № 92 от 03.02.2022 и производить расчет такого потребления исходя из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

В апелляционной жалобе и дополнениям к ней представитель третьего лица Минстроя Хакасии Жуганов Д.О. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что для учета расхода теплоносителя, идущего на общедомовые нужды горячего водоснабжения, системы горячего водоснабжения должны быть оборудованы расходомерами, входящими в состав узла учета тепловой энергии. Однако головные расходомеры РМ-5-ТИ-25, которыми оборудован узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, учитывают общий объем и давление теплоносителя, поступившего из открытой системы водоснабжения, но не определяют объем и давление теплоносителя, использованного для горячего водоснабжения. При наличии указанных обстоятельств, расчет размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды следует производить по нормативу, а расчет по показаниям возможен только в случае оборудования линии горячего водоснабжения расходомерами. Считает, что при произведенном ответчиком способе расчета возникает возможность включения в него утечек теплоносителя, возникших в связи ненадлежащим содержанием инженерных сетей, находящихся в зоне ответственности управляющей организации. Обращает внимание, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении обязанность по установке приборов учета коммунального ресурса возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, при этом на их выполнение не требуется отдельного решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем требования истцов в указанной части подлежали удовлетворению. Просит учесть, что позиция ответчика, озвученная им в арбитражных судах, совпадает с позицией истцов по настоящему делу в части способа расчета платы за горячее водоснабжение на содержание общего имущества.

Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 25.01.2024 представитель третьего лица Минстроя Хакасии Жуганов Д.О. отказался от апелляционной жалобы в части обжалования решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истцов об установке в многоквартирном доме по адресу: <адрес> прибора учета для определения расхода горячей воды на содержание общего имущества и о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со статьей 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.

Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.

Вопрос о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления решается судом апелляционной инстанции в судебном заседании, назначенном для рассмотрения апелляционных жалобы, представления, в котором необходимо проверить полномочия лица на отказ от апелляционных жалобы, представления (абзац 3 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Судом апелляционной инстанции на основании части 3 статьи 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносится определение о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления, которым прекращается апелляционное производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению (абзац 7).

После прекращения апелляционного производства в связи с отказом от апелляционных жалобы, представления, обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции вступает в законную силу, если оно не обжалуется в апелляционном порядке другими лицами (абзац 8).

Отказ от апелляционной жалобы заявлен представителем третьего лица Минстроя Хакасии в письменной форме и при наличии соответствующих полномочий, оснований сомневаться в добровольности и осознанности такого отказа не имеется, отказ совершен до вынесения судом апелляционной инстанции судебного акта, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 24.08.2023 в части отказа в удовлетворении требований истцов об установке в многоквартирном доме по адресу: <адрес> прибора учета для определения расхода горячей воды на содержание общего имущества и взыскании компенсации морального вреда другими лицами не обжаловано.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным принять отказ представителя третьего лица - Минстроя Хакасии         Жуганова Д.О. от апелляционной жалобы в части обжалования решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ООО «Управляющая жилищная компания» обязанности по установлению водосчетчика и о компенсации морального вреда, поскольку такой отказ не противоречит закону и не нарушает интересы и права других лиц, и прекратить апелляционное производство в указанной части.

    С учетом изложенного, предметом апелляционного обжалования решения суда является отказ в удовлетворении исковых требований о перерасчете платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды.

    Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    Статьей 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1).

    Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

    До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2).

    С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).

    Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 224 – том 2 л.д. 74), в котором коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения оказываются АО «Абаканская ТЭЦ».

    Расчет платы за оказанные услуги отопления и горячего водоснабжения осуществляется ООО «Управляющая жилищная компания», которая ежемесячно выставляет жильцам многоквартирного дома по вышеуказанному адресу счета на оплату коммунальных услуг, в т.ч. на общедомовые нужды.

    Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что плата за горячее водоснабжение на общедомовые нужды для многоквартирного дома по адресу: <адрес> рассчитывается в виде разницы между объемом коммунального ресурса «горячая вода» согласно ведомости учета параметров потребления, и объемами коммунального ресурса «горячая вода», фактически выставленными собственникам жилых и нежилых помещений согласно показаниям индивидуальных приборов учета и по нормативу при отсутствии индивидуальных приборов учета.

    В связи с выявлением указанного факта 16.03.2023 Минстроем Хакасии в адрес ООО «Управляющая жилищная компания» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предложено произвести за сентябрь – декабрь 2022 года перерасчет (путем уменьшения) платы за коммунальный ресурс горячего водоснабжения на содержание общедомового имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и указано на необходимость производить начисление размера платы за коммунальный ресурс горячего водоснабжения на содержание общедомового имущества многоквартирного дома исходя из норматива до момента оборудования линии горячего водоснабжения приборами учета (том 2 л.д. 83).

    Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации            определено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

    На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

    Названными Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы (пункт 36).

    Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37).

    Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (пункт 40).

    Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

    При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 - 12(2) приложения № 2 к настоящим Правилам (пункт 44).

    При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения № 2 к настоящим Правилам (пункт 48).

    Пунктом 17 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

    , где:

    Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;

    Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

    Согласно пункту 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежат количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.

    В силу пункта 97 Правил № 1034 в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются:

    а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;

    б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час;

    в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.

    Согласно пункту 100 Правил № 1034 в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются:

    а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения;

    б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.

    Из системного толкования приведенных нормативных требований в их взаимосвязи следует, что в отопительный период для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил № 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета: это расходомеры, учитывающие объем теплоносителя, приборы, учитывающие гигакалории, либо преобразователи расхода электромагнитные ПРЭМы, учитывающие как расход, так и гигакалории теплоносителя. Именно прибор учета, являющийся средством измерения, должен фиксировать данные сведения.

    Обращаясь в суд с настоящим иском о перерасчете платы за горячее водоснабжение на содержание общего имущества, истцы указали, что применяемый ООО «Управляющая жилищная компания» метод расчета объема спорной коммунальной услуги на содержание общего имущества является незаконным, поскольку ответчик производит начисление исходя из разницы между объемом коммунального ресурса, указанного в ведомости учета параметров потребления, и объемами коммунального ресурса, фактически выставленного истцам по показаниям индивидуальных приборов учета и норматива.

    Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета, в связи с чем применяемый ответчиком метод расчета объема коммунальной услуги на содержание общего имущества обоснованно рассчитан и распределен управляющей компанией между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, что соответствует регулирующим спорные правоотношения нормам права.

    Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в указанной части по следующим основаниям.

    В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается ответчиком, многоквартирный дом по адресу: <адрес> подключен к централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, горячее водоснабжение осуществляется по открытой схеме, то есть путем непосредственного водоразбора горячей воды из тепловой сети.

    Ввод тепловой сети в многоквартирном доме оснащен узлом учета тепловой энергии, теплоносителя, в состав которого входит: тепловычислитель марки 7КТ Абакан, зав. ; два преобразователя расхода, марки РМ 5-ТИ 25, зав. ; два преобразователя температуры, марки КТСПИ-И, зав. (том 2 л.д. 89, 92).

    Согласно письму заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 81),             из анализа актов периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии не представляется возможным установить факт наличия коллективного прибора учета в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Поскольку водосчетчики на трубопроводе горячего водоснабжения не установлены, то есть узел учета тепловой энергии не обеспечивает учет массы (объема) теплоносителя, расходуемого на водоразбор в системе горячего водоснабжения, общедомовой прибор учета, которым оборудован многоквартирный дом, не может быть признан коммерческим (расчетным) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения.

    Согласно руководству по эксплуатации теплосчетчика 7КТ «Абакан» он предназначен для измерений и преобразований сигналов от первичных преобразователей, вычислений и индикации тепловой энергии, параметров и расхода (объема) теплоносителя в системах теплоснабжения. Теплосчетчики являются составными изделиями и состоят из следующих блоков: тепловычислителя 7КТ «Абакан», преобразователей расхода и/или счетчиков воды, термопреобразователей сопротивления платиновых, и датчиков давления (пункт 1.1 руководства).

    Теплосчетчики осуществляет: вычисление, индикацию и накопление количества тепловой энергии (нарастающим итогом), Гкал; измерение, индикацию и накопление (нарастающим итогом) объема (массы) теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах, м3 (т); измерение и индикацию температуры и разности температур в подающем и обратном трубопроводах, оС; измерение и индикацию давления, МПа; измерение и индикацию времени работы теплосчетчика, ч; периодическое фиксирование параметров во внутренней энергетически независимой памяти; передачу данных по интерфейсам RS232 (пункт 1.2.2 руководства).

    Согласно паспортам установленных в многоквартирном доме счетчиков-расходомеров электромагнитных РМ-5 (модификация РМ-5Т-И), их назначение: предназначены для измерений объема технических электропроводящих жидкостей, движущихся в трубопроводах и полностью занимающих измерительные сечения (пункт 1.1.1); область применения: коммерческий и технологический учет количества жидкостей, диспетчерский, технологический и технический контроль на объектах производства, хранение и потребление жидких сред (пункт 1.1.2).

    В Правилах коммерческого учета тепловой энергии указано, что под теплосчетчиком понимается прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя.

    Входящий в состав узла учета тепловой энергии многоквартирного дома общедомовой прибор учета представляет собой комплект приборов, предназначенный для определения количества теплоты и измерения массы и параметров теплоносителя, а тепловычислитель 7КТ «Абакан» - устройство, обеспечивающее расчет количества теплоты на основе входной информации о массе, температуре и давлении теплоносителя.

    Тепловычислитель 7КТ «Абакан» является вычислительным устройством и в силу своих конструктивных особенностей фактическое определение объема (массы, количества) теплоносителя для нужд горячего водоснабжения не осуществляет.

    Указанные приборы относятся к узлу учета тепловой энергии, и позволяют учитывать общий объем и давление теплоносителя, поступившего из открытой системы теплоснабжения, но вопреки выводам суда первой инстанции, не определяют объем и давление теплоносителя, использованного для горячего водоснабжения.

    Таким образом, с учетом характера оборудования, установленного в узле учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: <адрес>, включающего исключительно расходомеры теплоносителя, установленные на подающем и обратном трубопроводах, и не оборудованного расходомером в системе горячего водоснабжения, в период поставки коммунального ресурса (теплоносителя) в целях получения двух коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление), такой теплосчетчик не может считаться общедомовым (коллективным) прибором учета горячей воды, в связи с чем начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в отопительный период следует осуществлять по нормативу, а потому требования истцов в части перерасчета платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды по нормативу за период с сентября 2022 года по апрель 2023 года подлежали удовлетворению, в связи с чем решение суда в указанной части об отказе в удовлетворении исковых требований подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении данных исковых требований.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

В силу части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Поскольку на спорные правоотношения распространяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей, уплаченная истцами государственная пошлина (том 1                     л.д. 3 – 36) подлежит возврату, а с ответчика в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как с проигравшей стороны, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от                  24 августа 2023 года по настоящему делу в части отказа в удовлетворении исковых требований о перерасчете платы за коммунальную услугу отменить, принять в указанной части новое решение.

Исковые требования Бараненковой Людмилы Георгиевны, Кацубо Ларисы Александровны, Сукач Анны Трофимовны, Тюмерековой Галины Павловны, Кащеева Петра Николаевича, Кобяковой Валентины Яковлевны, Ахметова Ленара Маратовича, Журбы Дмитрия Михайловича, Кабановой Лидии Васильевны, Жилинской Галины Егоровны, Мишиной Марии Михайловны, Бурковской Лилии Леонидовны, Колмаковой Ирины Николаевны, Олейниковой Нины Александровны, Хвостовой Марии Владимировны, Рублевской Анны Федоровны, Дубровиной Евгении Петровны, Резвых Тамары Анатольевны, Костякова Александра Владимировича, Батасовой Оксаны Викторовны, Форсель Елены Алексеевны, Любаева Константина Юрьевича, Буденной Валентины Степановны, Силютиной Лидии Николаевны, Зарубиной Юлии Михайловны, Домогашевой Марии Алексеевны, Полуситовой Людмилы Николаевны, Евчатовой Юлии Васильевны, Колоуховой Ларисы Васильевны, Болотникова Андрея Ивановича, Романовой Ольги Юрьевны, Харловой Галины Васильевны, Белодед Елены Викторовны, Ермаковой Галины Юрьевны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания» о перерасчете платы за коммунальную услугу удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания» обязанность произвести Бараненковой Людмиле Георгиевне, Кацубо Ларисе Александровне, Сукач Анне Трофимовне, Тюмерековой Галине Павловне, Кащееву Петру Николаевичу, Кобяковой Валентине Яковлевне, Ахметову Ленару Маратовичу, Журбе Дмитрию Михайловичу, Кабановой Лидии Васильевне, Жилинской Галине Егоровне, Мишиной Марии Михайловне, Бурковской Лилии Леонидовне, Колмаковой Ирине Николаевне, Олейниковой Нине Александровне, Хвостовой Марии Владимировне, Рублевской Анне Федоровне, Дубровиной Евгении Петровне, Резвых Тамаре Анатольевне, Костякову Александру Владимировичу, Батасовой Оксане Викторовне, Форсель Елене Алексеевне, Любаеву Константину Юрьевичу, Буденной Валентине Степановне, Силютиной Лидии Николаевне, Зарубиной Юлии Михайловне, Домогашевой Марии Алексеевне, Полуситовой Людмиле Николаевне, Евчатовой Юлии Васильевне, Колоуховой Ларисе Васильевне, Болотникову Андрею Ивановичу, Романовой Ольге Юрьевне, Харловой Галине Васильевне, Белодед Елене Викторовне, Ермаковой Галине Юрьевне перерасчет платы по горячему водоснабжению на содержание общего имущества в многоквартирном доме с сентября 2022 года по апрель 2023 года по нормативам потребления в жилых помещениях по адресу: <адрес>.

Принять отказ представителя третьего лица – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Жуганова Д.О. от апелляционной жалобы в части отмены решения об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания» обязанности по установлению водосчетчика и взыскании компенсации морального вреда.

Прекратить апелляционное производство по апелляционной жалобе представителя третьего лица – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Жуганова Д.О. на решение в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания» обязанности по установлению водосчетчика и взыскании компенсации морального вреда.

Возвратить из местного бюджета Бараненковой Людмиле Георгиевне (<данные изъяты>), Кацубо Ларисе Александровне (<данные изъяты>), Сукач Анне Трофимовне (<данные изъяты>), Тюмерековой Галине Павловне (<данные изъяты>), Кащееву Петру Николаевичу (<данные изъяты>), Кобяковой Валентине Яковлевне (<данные изъяты>), Ахметову Ленару Маратовичу (<данные изъяты>), Журбе Дмитрию Михайловичу (<данные изъяты>), Кабановой Лидии Васильевне (<данные изъяты>), Жилинской Галине Егоровне (<данные изъяты>), Мишиной Марии Михайловне (<данные изъяты>), Бурковской Лилии Леонидовне (<данные изъяты>), Колмаковой Ирине Николаевне (<данные изъяты>), Олейниковой Нине Александровне (<данные изъяты>), Хвостовой Марии Владимировне (<данные изъяты>), Рублевской Анне Федоровне (<данные изъяты>), Дубровиной Евгении Петровне (<данные изъяты>), Резвых Тамаре Анатольевне (<данные изъяты>), Костякову Александру Владимировичу (<данные изъяты>), Батасовой Оксане Викторовне (<данные изъяты>), Форсель Елене Александровне (<данные изъяты>), Любаеву Константину Юрьевичу (<данные изъяты>), Буденной Валентине Степановне (<данные изъяты>), Силютиной Лидии Николаевне (<данные изъяты>), Зарубиной Юлии Михайловне (<данные изъяты>), Домогашевой Марии Алексеевне (<данные изъяты>), Полуситовой Людмиле Николаевне (<данные изъяты>), Евчатовой Юлии Васильевне (<данные изъяты>), Колоуховой Ларисе Васильевне (<данные изъяты>), Болотникову Андрею Ивановичу (<данные изъяты>), Романовой Ольге Юрьевне (<данные изъяты>), Харловой Галине Васильевне (<данные изъяты>), Белодед Елене Викторовне (<данные изъяты>), Ермаковой Галины Юрьевны (<данные изъяты>) уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 300 руб. каждому.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания» (<данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

В остальной части это же решение оставить без изменения.

Председательствующий             В.Н.Морозова

Судьи                     А.В.Пронина

                                        Е.В.Хлыстак

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.01.2024.

33-146/2024 (33-3406/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Силютина Лидия Николаевна
Евчатова Юлия Васильевна
Дубровина Евгения Петровна
Ахметов Ленар Маратович
Олейникова Нина Александровна
Мишина Мария Михайловна
Резвых Тамара Анатольевна
Белодед Елена Викторовна
Тюмерекова Галина Павловна
Жилинская Галина Егоровна
Полуситова Людмила Николаевна
Батасова Оксана Викторовна
Колмакова Ирина Николаевна
Рублевская Анна Федоровна
Журба Дмитрий Михайлович
Болотников Андрей Иванович
Кобякова Валентина Яковлевна
Кацубо Лариса Александровна
Домогашева Мария Алексеевна
Хвостова Мария Владимировна
Форсель Анна Трофимовна
Ермакова Галина Юрьевна
Буденная Валентина Степановна
Любаев Константин Юрьевич
Кабанова Лидия Васильевна
Колоухова Лариса Васильевна
Сукач Анна Трофимовна
Кащеев Петр Николаевич
Костяков Александр Владимирович
Харлова Галина Васильевна
Бурковская Лилия Леонидовна
Романова Ольга Юрьевна
Зарубина Юлия Михайловна
Ответчики
ООО "УЖК"
Другие
АО "Абаканская ТЭЦ"
Бараненкова Людмила Георгиевна
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Пронина Алена Владимировна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
07.12.2023Передача дела судье
18.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Передано в экспедицию
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее