Решение по делу № 2-223/2018 от 20.10.2017

Дело № 2–223/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2018 года г. Брянск

Советский районный суд г.Брянска в составе

председательствующего СЃСѓРґСЊРё     Ивановой И.Р®.

РїСЂРё секретаре                         Шило Р’.Рђ.,

с участием прокурора Андросенко Е.А., представителя ответчика Брянской городской администрации по доверенности Игнашиной М.Л., представителя третьего лица Правительства Брянской области по доверенности Тагиль Е.В., представителя третьего лица департамента финансов Брянской области по доверенности Малаева С.С., представителя третьего лица финансового управления Брянской городской администрации Романова Б.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Володарского района г. Брянска в интересах З. к Брянской городской администрации о понуждении предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

установил:

Прокурор Володарского района г. Брянска обратился в суд в интересах З. с указанным исковым заявлением, указав, что согласно протоколу заседания комиссии ВК по диспансерной работе ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер» № 38 от 19.07.2017 г. З. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер» по поводу <данные изъяты>, страдает хроническим заболеванием, которое согласно Постановлению Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

По заявлению З. прокуратурой Володарского района г. Брянска проведена проверка, в результате которой установлено, что З. распоряжением Володарской районной администрации г. Брянска от 25.08.2017 года № 337-р признана нуждающейся в жилом помещении в связи с наличием указанного заболевания и включена в список внеочередного предоставления жилья с 27.07.2017г. с составом семьи 1 человек. До настоящего момента жилое помещение З. не предоставлено.

Просит суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить З. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.

В судебном заседании помощник прокурора Андросенко Е.А. исковые требования истца поддержала и просила удовлетворить.

Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности Игнашина М.Л. относительно удовлетворения исковых требований истца возражала. Не оспаривая статус лица, пояснила, что обеспечение жилыми помещениями данной категории лиц подлежит финансированию за счет средств субъектов Российской Федерации.

Представитель финансового управления Брянской городской администрации Романов Б.С. поддержал позицию представителя ответчика.

Представитель 3-го лица Правительства Брянской области Тагиль Е.В. пояснила, что обеспечение жилыми помещениями категории лиц, к которым относится З., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации в виде предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

Представитель 3-го лица департамента финансов Брянской области Малаев С.С. пояснил, что предоставление жилого помещения данной категории граждан относится к полномочиям органа местного управления в лице Брянской городской администрации.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд с согласия лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что у З., <дата> рождения установлено заболевание <данные изъяты>, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, что подтверждается справками и протоколом заседания комиссии ВК по диспансерной работе № 38 от 19.07.2017 года ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер».

Постановление Правительства РФ от 16.06.2006г. N 378 утратило силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 N 859. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н утвержден новый перечень заболеваний, в который входит <данные изъяты>

Согласно материалам дела, З. состоит на учете в Володарской районной администрации г.Брянска в качестве нуждающейся в жилом помещении с 15.07.1992 года, состав семьи 5 человек, в том числе З.А.- муж, З.Е. - дочь, З.А.- дочь, К.- дочь, по состоянию на 01.04.2017 года номер по списку общей очереди -100.

З. имеет в собственности жилое помещение комнату №... в доме <адрес>, общей площадью 19,5 кв.м. Жилой дом <адрес> в установленном законом порядке признан непригодным для постоянного проживания.

Согласно выписке из протокола № 16 заседания жилищно-бытовой комиссии Володарской районной администрации города Брянска от 24.08.2017 года в соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ З. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями с составом семьи 1 человек, с 27.07.2017 года, что также подтверждается распоряжением Володарской районной администрации Брянска от 25.08.2017 года № 337-р «О включении З. в список внеочередного обеспечения жильем», по указанному списку номер-17.

Согласно ответу Володарской районной администрации города Брянска от 03.10.2017 года № 4762 с момента включения З. в список внеочередного обеспечения жильем, жилые помещения указанной категории гражданам Володарской районной администрации города Брянска не распределялись.

В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Во исполнение ст. 51 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 был утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Данный документ утратил силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 N 859.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом 5.2.107 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации принят Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н, которым утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно приложению. Приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма З. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не предоставлено.

Статья 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, предусматривает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Брянской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области» от 09 июня 2006 г. № 37-3, с последующими изменениями и дополнениями, органы местного самоуправления осуществляют принятие на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее, если не оговорено особо, - граждане), в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.

Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.

В отношении категории лиц, к которым относится З. вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, и таким образом, обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди возникла у органов местного самоуправления в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 5 ст.19 Закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ ( ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Следовательно, обеспечение жилым помещением инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005г., подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о департаменте финансов Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 28.01.2013 № 52, департамент финансов Брянской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти Брянской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики на территории региона и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Брянской области.

Межбюджетные отношения между органами государственной власти Брянской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области регулируются вступившим в законную силу с 01.01.2017г. Законом Брянской области «О межбюджетных отношениях в Брянской области».

В соответствии со статьей 4 Закона Брянской области от 20.12.2012г. № 92-3 «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области», высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области является Правительство Брянской области, которое в силу ст. 56 Устава Брянской области от 20.12.2012г. № 91-3, управляет и распоряжается собственностью Брянской области в соответствии с законами Брянской области.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил :

Исковые требования Прокурора Володарского района г. Брянска в интересах З. к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Брянская область предоставить З. с составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «город Брянск».

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.

Председательствующий И.Ю. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 24.01.2018 г.

2-223/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Володарского района г.Брянска в интерсах Зарубиной В.П.
Ответчики
Брянская городская администрация
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Иванова Ирина Юрьевна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
20.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2017Передача материалов судье
23.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2017Судебное заседание
18.01.2018Судебное заседание
24.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее