50RS0046-01-2020-003773-94,
№ 2а-1436/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 02 сентября 2020 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Романенко Л.Л., при секретаре Щербакове Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Набатчиковой Нины Петровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета ранее учтенного объекта недвижимости, обязании внести сведения о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Набатчикова Н.П. обратилась в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просила:
- Признать незаконным решение №№ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - жилом доме площадью 47,3 кв.м, по адресу: <адрес>
- Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам, внести в Единый государственный Реестр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - жилом доме площадью 47,3 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании поданного Набатчиковой Нины Петровны Заявления от ДД.ММ.ГГГГ года регистрационный №№
В обоснование требований указано, что в удовлетворении заявления административного истца о проведении кадастрового учета и регистрации права собственности на жилой дом было отказано, так как не представлены необходимые для осуществления кадастрового учета.
Административный истец в судебное заседание не явилась, ослушании дела извещена, просила рассматривать дело в ее отсутствие в связи с преклонным возрастом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – Саранкин А.Г. в судебном заседании административное исковое заявление просил оставить без удовлетворения, пояснил, что Набатчикова Н.П. обратилась в Управление Росреестра с решением суда о признании права собственности для проведения государственной регистрации права собственности. А поскольку кадастровый учет жилого дома ранее не был произведен, она подала также заявление о проведении кадастрового учета жилого дома, в чем ей было отказано, так как представленный заявителем техпаспорт БТИ не имеет даты и номера, в связи с чем невозможно идентифицировать объект недвижимого имущества. Получение этих сведений из БТИ в порядке информационного взаимодействия в течение срока рассмотрения заявления было невозможно. Просил в иске отказать в связи с пропуском
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как:
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
5) вступившие в законную силу судебные акты;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Статьей 8 указанного закона предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
1) вид объекта недвижимости;
2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
3) описание местоположения объекта недвижимости;
4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке. И другие сведения.
Как следует из материалов дела, Набатчиковой Н.П. принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 47,3 кв.м, по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследства по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ года после смерти Филипповой ФИО7, а также на основании заочного решения мирового судьи от 17.07.2019 года по делу № 2-816/2019.
Истцу принадлежит также земельный участок при доме площадью 0,05 га.
ДД.ММ.ГГГГ года Набатчикова Н.П. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, приложив правоустанавливающие документы на жилой дом, свидетельство о праве собственности на земельный участок, технический паспорт БТИ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Уведомлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ года ответчик известил о приостановлении государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ года, так как не представлены документы необходимые для осуществления государственной регистрации прав. Какие именно документы не представлены, не указано.
Решением от 4 декабря 2019 года №№ административным ответчиком было отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, так как отсутствуют основания для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Дополнительно указано о направлении запроса в ГУП МО «МОБТИ» о предоставлении в адрес Кадастровой палаты технической документации на заявленный объект недвижимости.
года ответчиком направлено истцу Уведомление об отказе в государственной регистрации №№, в связи с не устранением приведённых в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года причин, препятствующих осуществлению регистрации.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Частью 5 ст. 69 предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Частью 8 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания к отказу во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, в том числе если :
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав,
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Административным истцом был представлен технический паспорт БТИ, в котором указана дата его составления, свидетельство о праве на наследство, заочное решение суда. Технический паспорт БТИ, содержащий описание объекта недвижимости, дату проведения инвентаризации подтверждает проведение технического учета, следовательно, принадлежащий истцу жилой дом является ранее учтенным объектом недвижимости.
Как следует из решения от ДД.ММ.ГГГГ года решение №№ об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в связи с отсутствием в техническом паспорте БТИ инвентарного номера жилого дома административным ответчиком был направлен межведомственный запрос №№ в адрес: ГУП МО «МОБТИ» о предоставлении технической документации на заявленный объект недвижимости. Заявитель была уведомлена ДД.ММ.ГГГГ года о приостановлении государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ года, ей было предложено представить необходимые документы для государственной регистрации права, при этом не указано, какие именно документы следует представить.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: 1) вид объекта недвижимости, 2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; 3) описание местоположения объекта недвижимости; 4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
По смыслу ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», внесение в кадастр недвижимости инвентарного номера производится, если он был ранее присвоен, следовательно, отсутствие в техническом паспорте БТИ инвентарного номера не могло являться основанием к отказу во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ, 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
3. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
4. Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.
Административным ответчиком не представлены доказательства невозможности внесения в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и правомерности решения об отказе в проведения кадастрового учета. Административным ответчиком при рассмотрении заявления Набатчиковой Н.П. на заявителя были возложены неопределенные и в силу неопределенности неисполнимые обязанности по представлению документов. Не представлены доказательства своевременного направления запроса в БТИ. Указанные административным ответчиком в судебном заседании доводы о причинах отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не соответствуют ч. 8 ст. 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и не являются основанием к отказу в удовлетворении заявления Набатчиковой Н.П.
Доводы административного ответчика о пропуске предусмотренного ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд не могут являться основанием к отказу в иске, так как истцом указано о невозможности участия в судебном заседании в связи с преклонным возрастом, суд учитывает общеизвестный в 2020 году факт существования обязанности у граждан пожилого возраста принимать меры к самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Административное исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение №№ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - жилом доме площадью 47,3 кв.м, по адресу: <адрес>
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внести в Единый государственный Реестр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - жилом доме площадью 47,3 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании заявления Набатчиковой Нины Петровны от ДД.ММ.ГГГГ года регистрационный №№
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Л.Романенко.
В мотивированном виде решение изготовлено 07 сентября 2020 года.
Судья: Романенко Л.Л.