Дело № 3а-1497/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Пермь 13 октября 2020 г.
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.
при помощнике Манько А.В.
с участием прокурора Синевой А.М.
представителя административного истца Чугарова Н.С. - Леонтьева К.В., действующего на основании доверенности,
представителя Земского Собрания Пермского муниципального района Лихачева И.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чугарова Николая Сергеевича к Земскому собранию Пермского муниципального района, Совету депутатов Култаевского сельского поселения о признании недействующими решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 г. №29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения от 29 июня 2016 г. № 157); решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 г. № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции от 29 июня 2016 г. № 158, от 22 декабря 2016 г. №181, от 23 марта 2017 г. № 212, от 31 мая 2018 г. № 323, от 31 октября 2019г. № 11) в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника на территорию земельного участка,
у с т а н о в и л :
решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 г. № 29 (далее - Решение № 29) утвержден Генеральный план Култаевского сельского поселения (далее Генеральный план). Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 г № 53 (далее Решение № 53) утверждены Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения (далее – Правила землепользования и застройки).
Чугаров Н.С. обратился с административным иском о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника на территорию земельного участка с кадастровым номером: **, расположенного по адресу: ****, утвержденных решениями Совета депутатов Култаевского сельского поселения №№ 29, 53.
Требования мотивирует тем, что является собственником указанного земельного участка. Оспариваемыми нормативными правовыми актами в отношении принадлежащего ему земельного участка установлены охранные зоны, а именно: санитарно-защитная зона скотомогильника. Полагает, что граница санитарно-защитной зоны установлена произвольно, с нарушением компетенции органов местного самоуправления. Установленные необоснованные ограничения препятствуют осуществлении полномочий собственника, в связи с чем нарушают его права.
Чугаров Н.С. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного истца административный иск поддерживает. Просит признать недействующими оспариваемые акты в действующей редакции в части, касающиеся распространения санитарно-защитной зоны на земельный участок, принадлежащий административному истцу.
Представитель Земского Собрания Пермского муниципального района Лихачев И.В. возражает против удовлетворения административного иска.
Представители Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района, администрации Култаевского сельского поселения, администрации Пермского муниципального района в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Синевой А.М., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Чугаров Н.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером: ** (л.д. 49), расположенного по адресу: ****, категории: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 600 кв.м. ( л.д. 49)
В описательной части к Генеральному плану Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края указано, что недалеко от д. Петровка находится сибиреязвенный скотомогильник, имеющий санитарно-защитную зону 1 000 метров.
Из градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок, принадлежащий истцу, расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона скотомогильника), площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории составляет 1600 кв.м. (л.д. 11 оборот). Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.04.2016 г. признано право собственности Пермского края на земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для других целей (скотомогильник), расположенных в Култаевском сельском поселении Пермского района Пермского края. Собственником земельного участка является субъект Российской Федерации Пермский край. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
На картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки отображены зоны с особыми условиями использования территории - санитарно-защитная зона скотомогильника, радиус которой составляет 1000 м. В границы указанной зоны полностью входит расположенный на данной территории принадлежащий административному истцу земельный участок, что также следует из пояснений сторон.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакциях, действовавших на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относилось к вопросам местного значения поселения.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений Закона Пермского края от 7 июля 2008 года №270-ПК «Об образовании нового муниципального образования Култаевское сельское поселение», Устава муниципального образования «Култаевское сельское поселение», суд приходит к выводу, что нарушений требований к форме оспариваемых нормативных правовых актов, компетенции органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу на дату их издания, допущено не было, оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления приняты уполномоченным представительным органом муниципального образования Советом депутатов Култаевского сельского поселения и в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения.
Земским собранием Пермского муниципального района изменения в Генеральный план и правила землепользования и застройки внесены в пределах предоставленных данному органу положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочий. Процедура публичных слушаний и порядок принятия Правил землепользования, предусмотренные статьями 24 – 25, 31 – 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдены.
С учетом изложенного, Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, и по этим основаниям лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Оспариваемые нормативные правовые акты официально опубликованы в установленном порядке и на дату рассмотрения дела в суде являются действующими. Изложенное не оспаривается лицами, участвующими в деле и подтверждено при рассмотрении аналогичного дела (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 44-АПГ17-16).
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН).
Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к I классу санитарной классификации, при этом для объектов, входящих в данный класс, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 1000 м (пункт 7.1.12 раздела VII СанПиН).
Вместе с тем конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Анализ положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» свидетельствует о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Вместе с тем постановление об утверждении санитарно-защитной зоны данного скотомогильника Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров в материалы дела не представлен. При указанных обстоятельствах, следует верной признать позицию административного истца о том, что отображение в Генеральном плане Култаевского сельского поселения муниципального района Пермского края и Правилах землепользования и застройки названного муниципального образования санитарно-защитной зоны скотомогильника, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Доводы административного ответчика относительно того, что установление санитарно-защитной зоны необходимо для защиты жизни и здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, границы санитарно-защитной зоны скотомогильника отражены в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки в соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН, Методических указаний «МУ 3.5.1.3082-13. 3.5.1. Дезинфектология. Дезинфекция. Дезинфекционные мероприятия при Сибирской язве у людей. Методические указания», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 июля 2013 г., основанием для отказа в удовлетворении административного иска не являются и не свидетельствуют о принятии актов с соблюдением требований закона.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Ограничения по использованию Чугаровым Н.С. земельного участка в связи с его нахождением, в том числе в санитарно-защитной зоне скотомогильника, свидетельствуют о том, что оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают права и законные интересы административного истца.
С учетом вышеизложенного суд считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого Решение № 29 и Решение № 53 должны быть признаны недействующими, суд учитывает то обстоятельство, что оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права граждан и организаций, в связи с чем они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 КАС Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Чугарова Николая Сергеевича удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции от 29 июня 2016 г. № 157) и решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года №53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции от 29 июня 2016 г. № 158, от 22 декабря 2016 г. № 181, от 23 марта 2017 г. № 212, от 31 мая 2018 г. № 323, от 31 октября 2019 г. № 11) в части распространения санитарно-защитной зоны «скотомогильника» на территорию земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень муниципального образования «Култаевское сельское поселение» и на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2020 г.
Судья (подпись)