Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2018 г. с.Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Угрюмовой А.С., с участием представителя истца Маркова Б.В., ответчика индивидуального предпринимателя Доржиевой А.Г., представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по РБ Марактаева З.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Доржиевой А.Г. о понуждении устранить нарушения законодательства, запрете эксплуатации скважины
установил:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Малханов В.Е., обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Доржиевой А.Г. просит (с учетом уточнения исковых требований):
обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ: оформить в установленном законодательством Российской Федерации порядке право на земельный участок кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> согласно приложенному ситуационному плану, который занят размещением металлического ограждения, части гаража с жилым домом, на втором этаже которого расположен гостевой дом <данные изъяты>»; обеспечить перевод назначения земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, на котором размещен гостевой дом с вида разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования, соответствующий осуществлению предпринимательства и для размещения гостевых домов; обеспечить герметичность выгребных ям на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (выгребные ямы надворного туалета, общая выгребная яма, выгребная яма от бани) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
обязать ИП Доржиеву А.Г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения правил пожарной безопасности, правил противопожарного режима в гостевом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а именно: назначить должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, которое должно пройти пожарно-технический минимум; провести противопожарные инструктажи с персоналом объекта; не допускать устройство кладовой под лестничным маршем на путях эвакуации со 2 этажа (уличная сторона); переоборудовать помещение котельной с высотой эвакуационного выхода 1,9 м; переоборудовать эвакуационный выход комнаты № гостевого дома «<данные изъяты> обеспечив его ширину 0,8 м; переоборудовать лестничный марш (уличная сторона), эвакуационный выход второго этажа (нижний пролет), обеспечив его ширину 0,9 м; оборудовать здание летней кухни автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить эксплуатацию бытовых газовых баллонов в специально оборудованных сооружениях; обеспечить тепловую изоляцию трубы дымохода отопительного котла.
запретить эксплуатацию скважины для питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания посетителей гостевого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> до оформления в установленном законом порядке лицензии на право пользования недрами, получения положительного санитарно-эпидемиологическое заключения на источник водоснабжения - скважину, оформления проекта зон санитарной охраны для эксплуатации скважины, ограждения источника водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Марков Б.В. уточненные исковые требования к ИП Доржиевой А.Г. поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Марактаев З.В. позицию истца поддержал.
Ответчик ИП Доржиева А.Г. уточненные исковые требования признала, подтвердила устранение ответчиком остальных нарушений.
Представитель третьего лица государственной инспекции Прибайкальского района РБ по пожарному надзору Пермин С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Представитель третьего лица Байкальского управления Росприроднадзора Л.Л. Емшанова в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Статьей 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от 01 мая 1999 г. №94-ФЗ установлено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Положениями Земельного кодекса РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 25). Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». (ст. 26).
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст.ст. 3, 4, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников и т.д.
Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» недра являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности. По требованию ст. 3 (абз.5) Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В ст. 35 Закона РФ «О недрах» указывается, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» одним из оснований возникновения права пользования недрами является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, в том числе, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Из материалов дела следует, что на момент проверки деятельности ИП Доржиевой А.Г. выявлено, что помещения гостевого дома <данные изъяты>» расположены на 2 этаже жилого дома Доржиевой А.Г. с кадастровым номером №. Данный объект фактически расположен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес>.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Бурятия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует запись о гостевом доме <данные изъяты>», однако под кадастровым номером № в реестре содержится запись об одноэтажном жилом доме площадью <данные изъяты> кв.м.
В ходе инструментальной геодезической съемки Управлением Росреестра по Республике Бурятия выявлено, что металлическое ограждение и часть гаража с жилым домом, 2 этаж которого является гостевым домом <данные изъяты>», находятся за пределами установленных границ земельного участка с кадастровым номером №, в границах земель кадастрового квартала №. Таким образом, в ходе проверки установлено использование ИП Доржиевой А.Г. A.Г. части земель кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> кв.м в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на земельный участок.
Согласно данным Управления Росреестра по Республике Бурятия земельный участок площадью № площадью <данные изъяты>.м имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Проведенной проверкой установлено, что фактически данный земельный участок используется для размещения 2-этажного строения, 1 этаж которого является жилым домом, а 2 этаж занят помещениями гостевого дома «<данные изъяты>
В нарушение требований ст. 42 ЗК РФ указанный земельный участок используется не по целевому назначению, с нарушением установленного вида разрешенного использования, так как не предназначен для гостевого дома.
Кроме того, установлено, что для целей функционирования гостевого дома <данные изъяты>» для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд в качестве источника водоснабжения используется скважина. Между тем эксплуатация скважины осуществляется в отсутствие лицензии на право пользования недрами, положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии гигиеническим требованиям, предъявляемым к источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения. Дальнейшая эксплуатация скважины при оказании рекреационных услуг в отсутствие специальных разрешительных документов на источник водоснабжения может повлечь ухудшение качества воды, что в свою очередь, создает угрозу возникновения и распространения массовых кишечных инфекционных заболеваний среди населения, а также нарушает требования по охране недр и окружающей среды, является нерациональным использованием природных ресурсов, влечет истощение недр, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Проверкой установлено, что 1 пояс зон санитарной охраны (ЗСО) не оборудован, что является нарушением требований п.п. 1.3., 1.4., 1.5., 1.6., 2.2.1.1., 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. №10, предписывающих, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Проект ЗСО для источника водоснабжения не разработан и санитарно-эпидемиологическое заключение на него не получено, что является нарушением требования п.п. 1.6., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02, предписывающих, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта с определением границ ЗСО, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения и правила и режим хозяйственного использования территорий. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Ответчиком не организован и не проводится производственный контроль качества питьевой воды, что является нарушением п.п. 6.1., 6.2. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения», п. 2.1. санитарных правил СП 1.1.1058-01, предписывающих, что контроль за качеством воды должен соответствовать местной санитарно-эпидемиологической обстановке и быть тесно связан с проводимыми в населенном месте санитарными мероприятиями.
В нарушение п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ от 17 мая 2001 г., п. 9 Приложения № 2 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» от 19 июля 2007 г. №224, регламентирующих, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, а также срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию составляет - срок действия проекта, фактически в ходе проверки проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от котельной не представлен.
Проверкой установлено, что на территории гостевого дома имеются 1 надворный туалет, представленный в виде надземной части деревянного исполнения и негерметичного выгреба, 1 выгребная яма для сбора отходов от бани в виде выкопанной ямы, что является нарушением п. 2.3.3. санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 г. №4690-88, п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июля 2001 г. №19.
В нарушение требований пунктов 2, 3, 4, 7, 36, 42, 89, 92, 93 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 (далее - ПНР), п. 5.11 «Свода правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности. СП 7.13130.2013», утвержденных Приказом МЧС России от 21 февраля 2013 г. №176, в гостевом доме «<данные изъяты> не назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, которое должно пройти пожарно-технический минимум, не проводятся противопожарные инструктажи с персоналом объекта, допускается устройство кладовой под лестничным маршем на путях эвакуации со 2 этажа (уличная сторона), в помещении котельной высота эвакуационного выхода составляет 1,7 м при нормативном значении в 1,9 м, в комнате № гостевого дома <данные изъяты> ширина эвакуационного выхода составляет 0,59 м при нормативном значении в 0,8 м, ширина марша лестницы (уличная сторона) эвакуационного пути со второго этажа составляет 0,75 м (нижний пролет) и 0,8 м (верхний пролет) при нормативном значении в 0,9 м, в здании летней кухни отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, допускается эксплуатация бытовых
газовых баллонов в не специально оборудованных сооружениях, труба дымохода отопительного котла не имеет тепловой изоляции.
Указанные нарушения ответчиком не оспариваются, на момент рассмотрения дела не устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора о понуждении ИП Доржиевой А.Г. оформить в установленном законодательством Российской Федерации порядке право на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м в кадастровом квартале №, обеспечить перевод назначения земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, на котором размещен гостевой дом с вида разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования, соответствующий осуществлению предпринимательства и для размещения гостевых домов, обеспечить герметичность выгребных ям на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (выгребные ямы надворного туалета, общая выгребная яма, выгребная яма от бани) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, устранить нарушения правил пожарной безопасности, правил противопожарного режима в гостевом доме, запретить эксплуатацию скважины для питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания посетителей гостевого дома до оформления в установленном законом порядке лицензии на право пользования недрами, получения положительного санитарно-эпидемиологическое заключения на источник водоснабжения заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении сроков в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком, суд принимает предложенный истцом срок исполнения заявленного требования до ДД.ММ.ГГГГ как разумный и достаточный для выполнения необходимых мероприятий. При этом положения ст. 203 ГПК РФ не исключают право ответчиков при возникновении в ходе исполнения требований уважительных причин обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Восточно-Байкальского природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Доржиевой А.Г. о понуждении устранить нарушения законодательства, запрете эксплуатации скважины удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Доржиеву Анну Геннадьевну в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- оформить в установленном законодательством Российской Федерации порядке право на земельный участок площадью <данные изъяты>.м в кадастровом квартале №, который занят размещением металлического ограждения, части гаража с жилым домом, на втором этаже которого расположен гостевой дом <данные изъяты>
- обеспечить перевод назначения земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, на котором размещен гостевой дом с вида разрешенного использования «для личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования, соответствующий осуществлению предпринимательства и для размещения гостевых домов;
- обеспечить герметичность выгребных ям на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Республики Бурятия (выгребные ямы надворного туалета, общая выгребная яма, выгребная яма от бани) в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать индивидуального предпринимателя Доржиеву Анну Геннадьевну в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения правил пожарной безопасности, правил противопожарного режима в гостевом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а именно:
- назначить должностное лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности, которое должно пройти пожарно-технический минимум;
- провести противопожарные инструктажи с персоналом объекта;
- не допускать устройство кладовой под лестничным маршем на путях эвакуации со 2 этажа (уличная сторона);
- переоборудовать помещение котельной с высотой эвакуационного выхода 1,9 м;
- переоборудовать эвакуационный выход комнаты № гостевого дома <данные изъяты>», обеспечив его ширину 0,8 м;
- переоборудовать лестничный марш (уличная сторона), эвакуационный выход второго этажа (нижний пролет), обеспечив его ширину 0,9 м;
- оборудовать здание летней кухни автоматической пожарной сигнализацией;
- обеспечить эксплуатацию бытовых газовых баллонов в специально оборудованных сооружениях;
- обеспечить тепловую изоляцию трубы дымохода отопительного котла.
Запретить индивидуальному предпринимателю Доржиевой А.Г. эксплуатацию скважины для питьевого и хозяйственно-бытового обслуживания посетителей гостевого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> <адрес> до оформления в установленном законом порядке лицензии на право пользования недрами, получения положительного санитарно-эпидемиологическое заключения на источник водоснабжения - скважину, оформления проекта зон санитарной охраны для эксплуатации скважины, ограждения источника водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Доржиевой А.Г. государственную пошлину в бюджет в сумме 300 руб..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Судья С.В. Горковенко