Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Славянск-на-Кубани 25 июля 2019 года
Славянский городской Краснодарского края в составе:
председательствующего |
Пелюшенко Ю.Н., |
при секретаре судебного заседания |
Яцына М.П., |
с участием: |
|
представителя истца в лице помощника Славянского межрайонного прокурора |
Марковской Г.Н., |
представителя третьего лица управления социальной защиты населения в Славянском районе, действующей на основании доверенности |
Кобзарь М.В., |
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Славянского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє РРџ Василенко Рђ. Р’. РѕР± обязании устранить нарушения законодательства Рѕ социальной защите инвалидов,
установил:
Славянский межрайонный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц обратился РІ Славянский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Краснодарского края СЃ исковым заявлением Рє РРџ Василенко Рђ.Р’. РѕР± обязании устранить нарушения законодательства Рѕ социальной защите инвалидов.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что Славянской межрайонной прокуратурой по информации Управления социальной защиты населения в (...) проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Василенко А. В., в ходе которой выявлены нарушения законодательства в указанной сфере правоотношений. Согласно информации муниципального образования Славянский район Василенко А. В. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (...) от (...) на ввод в эксплуатацию вновь возведенного здания, расположенного по (...). (...) Управлением социальной защиты населения в Славянском районе проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов в деятельности индивидуального предпринимателя Василенко А.В., в ходе которой установлено, что не все требования к обеспечению условий доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к вновь возведенному нежилому зданию - торговый центр «Clever», расположенному по адресу: (...), соблюдены. Так, специализированные места размером 6,0х3,6 м. для автотранспорта инвалидов на креслах-колясках (не выделены) не соответствует нормативным требованиям., что является нарушением п. 4.2.1., п. 4.2.4 Д 6 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (Далее -Правила). Отсутствует обозначение места специальным знаком, что является нарушением п. 4.2.1 Правил. Размер входной площадки (при наличии пандуса) не менее 2,2 х 2,2 м. (менее 2,2 х 2,2 м) не соответствует нормативным требованиям, что является нарушением п. 5.1.3. Правил. Высота порога двери не более 1,4 см. (более 1,4 см.) не соответствует нормативным требованиям, что является нарушением п. 5.1.4. Правил. На внутренней лестнице (в зону оказания услуги) имеется поручень только с одной стороны, что не соответствует требованиям п. 5.2.15 Правил. Тактильные указатели на поручнях внутренней лестницы и тактильный напольный указатель за 60 см. перед лестницей вверху и внизу отсутствует, что также является нарушение п. 5.2.10 и п.5.2.16 Правил. В нарушение п. 5.2.12 Правил ступени и площадка имеет одинаковый цвет. При обследовании пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу (в зону оказания услуг) установлено следующее. Высота одного подъема, которая должна быть не более 0,8 м., не установлена, что является нарушением п. 5.2.13. Правил. Уклон (отношение высота/длина) не более 1/20 (5%), а также при перепаде высот 20 см. и менее (не более 1/10 (5%), в нарушение п. 5.2.13. Правил, отсутствуют. Горизонтальные площадки в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5 х 1,5 м. отсутствуют, что является нарушением п. 5.2.13. Правил. Поручни вдоль обеих сторон пандуса на высоте 0,7 м. и 0,9 см., на расстоянии 0,9-1,0 м не установлены. Поручни вдоль обеих сторон пандуса (горизонтальные завершение поручня вверху и внизу с нетравмитующим окончанием) не менее 30 см, предусмотренные п. 5.2.15 Правил, не установлены. Поверхности пандуса и площадок перед ними не окрашены в различный цвет, что не соответствует требованиям п. 5.2.14 Правил. Подъёмник, дублирующий внутреннюю лестницу, при перепаде высот более 3,0 м, не установлен. Лифт пассажирский к зоне оказания услуг отсутствует, что не соответствует требованиями п. 5.2.18, п. 5.2.20 Правил. Высота поверхности столов, прилавков, касс и т.п. более 0,85 м., что не соответствует нормативным требованиям. В нарушение нормативов в здании отсутствуют указатели направления движения; информация о назначении помещений не продублирована рельефными знаками; речевые информаторы и световые текстовые табло для вывода оперативной информации отсутствуют, что также является нарушением п 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4, 5.5.6, 5.5.8 Правил. Просит суд обязать Василенко А. В. устранить в полном объеме допущенные нарушения при возведении объекта, расположенного по адресу: (...), а именно: - выделить специализированные места размером 6,0х3,6 м. для автотранспорта инвалидов на креслах-колясках; - обозначить места для специального автотранспорта инвалидов на вертикальной поверхности на высоте не менее 1,5 м; - обустроить входную площадку размером не менее 2,2 х 2,2 м.; - снизить высоту порога входной наружной двери до 1,4 см.; - обозначить контрастной маркировкой прозрачное полотно входной двери; -оборудовать внутреннюю лестницу (в зону оказания услуги) поручнями с двух сторон и по всей длине ограждения на высоте 90 см; - на внутренней лестнице в зону оказания услуги на верхней или боковой (внешней по отношению к маршу) поверхности поручней перил на поверхности лестницы оборудовать рельефные обозначения этажей, а также об окончании перил; - на внутренней лестнице в зону оказания услуги на расстоянии за 60 см перед лестницей вверху и внизу разместить тактильный напольный указатель; - применить различный цвет ступеней и площадки перед ними на внутренней лестнице в зону оказания услуги; - пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать с высотой одного подъема не более 0,8 м.; - пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать уклоном марша пандуса не более 1/20 (5%); - пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, при перепаде высот пола на путях движения 20 см. и менее оборудовать уклоном марша пандуса не более не более 1/10 (10%); - в верхнем и нижнем окончании пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, обустроить горизонтальные площадки не менее не менее 1,5 см х1,5; - пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать поручнями вдоль обеих сторон марша пандуса; - пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать поручнями вдоль обеих сторон пандуса на высоте 0,7 м.; - пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать поручнями вдоль обеих сторон пандуса на высоте 0,9 м.; - пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать поручнями на расстоянии между ними в пределах 0,9-1,0 м; -поручни пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать завершающими горизонтальными завершениями длин нее марша пандуса на 0,3 м; -обустроить поверхность марша пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, и площадки перед ним различным цветом; - установить подъёмник, дублирующий внутреннюю лестницу; - установить кабину лифта с габаритами кабины не менее 1,5х1,7 м; -установить кабину лифта с шириной дверного проема (в свету) не менее 0,95 м.; - кнопки управления лифта оснастить тактильными средствами информации; - установить тактильные указатели уровня этажа у каждой двери лифта; - нанести цифровые контрастные обозначения этажей напротив выхода у лифта на всех этажах; -в зоне оказания услуги в предприятии торговли оборудовать столы, прилавки, кассы и т.п. на высоте не более 0,85 м.; - обустроить специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения; - установить таблички с информацией о назначении помещений внутри здания (информацию о назначении помещений не продублирована рельефными знаками); - установить речевые информаторы и световые текстовые табло для вывода оперативной информации.
Помощник Славянского межрайонного прокурора Марковская Г.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, пояснив суду об обстоятельствах, аналогичных изложенным в заявлении.
Ответчик РРџ Василенко Рђ.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ слушании дела уведомлен надлежащим образом, причины РЅРµ СЏРІРєРё СЃСѓРґСѓ неизвестны. Ходатайств Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
Руководствуя ст. 167 ГПКРФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица управления социальной защиты населения в Славянском районе Кобзарь М.В., действующая в рамках полномочий, установленных ей доверенностью, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
РР· материалов настоящего гражданского дела следует, что РїРѕ информации муниципального образования Славянский район Василенко Рђ. Р’. выдано разрешение РЅР° РІРІРѕРґ объекта РІ эксплуатацию (...) РѕС‚ (...) РЅР° РІРІРѕРґ РІ эксплуатацию РІРЅРѕРІСЊ возведенного здания, расположенного РїРѕ (...).
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
На основании ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В силу требований ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламента о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Судом установлено, что 06.06.2019 Управлением социальной защиты населения в Славянском районе проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов в деятельности индивидуального предпринимателя Василенко А. В., в ходе которой установлено, что не все требования к обеспечению условий доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к вновь возведенному нежилому зданию - торговый центр «Clever», расположенному по адресу: (...), соблюдены.
Так, специализированные места размером 6,0х3,6 м. для автотранспорта инвалидов на креслах-колясках (не выделены) не соответствует нормативным требованиям., что является нарушением п. 4.2.1., п. 4.2.4 Д 6 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (Далее - Правила).
Отсутствует обозначение места специальным знаком, что является нарушением п. 4.2.1 Правил.
Размер входной площадки (при наличии пандуса) не менее 2,2 х 2,2 м. (менее 2,2 х 2,2 м) не соответствует нормативным требованиям, что является нарушением п. 5.1.3. Правил.
Высота порога двери не более 1,4 см. (более 1,4 см.) не соответствует нормативным требованиям, что является нарушением п. 5.1.4. Правил.
На внутренней лестнице (в зону оказания услуги) имеется поручень только с одной стороны, что не соответствует требованиям п. 5.2.15 Правил.
Тактильные указатели на поручнях внутренней лестницы и тактильный напольный указатель за 60 см. перед лестницей вверху и внизу отсутствует, что также является нарушение п. 5.2.10 и п.5.2.16 Правил.
В нарушение п. 5.2.12 Правил ступени и площадка имеет одинаковый цвет.
При обследовании пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу (в зону оказания услуг) установлено следующее.
Высота одного подъема, которая должна быть не более 0,8 м., не установлена, что является нарушением п. 5.2.13. Правил.
Уклон (отношение высота/длина) не более 1/20 (5%), а также при перепаде высот 20 см. и менее (не более 1/10 (5%), в нарушение п. 5.2.13. Правил, отсутствуют.
Горизонтальные площадки в верхнем и нижнем окончании пандуса не менее 1,5 х 1,5 м. отсутствуют, что является нарушением п. 5.2.13. Правил.
Поручни вдоль обеих сторон пандуса на высоте 0,7 м. и 0,9 см., на расстоянии 0,9-1,0 м не установлены. Поручни вдоль обеих сторон пандуса (горизонтальные завершение поручня вверху и внизу с нетравмитующим окончанием) не менее 30 см, предусмотренные п. 5.2.15 Правил, не установлены.
Поверхности пандуса и площадок перед ними не окрашены в различный цвет, что не соответствует требованиям п. 5.2.14 Правил.
Подъёмник, дублирующий внутреннюю лестницу, при перепаде высот более 3,0 м, не установлен.
Лифт пассажирский к зоне оказания услуг отсутствует, что не соответствует требованиями п. 5.2.18, п. 5.2.20 Правил.
Высота поверхности столов, прилавков, касс и т.п. более 0,85 м., что не соответствует нормативным требованиям.
В нарушение нормативов в здании отсутствуют указатели направления движения; информация о назначении помещений не продублирована рельефными знаками; речевые информаторы и световые текстовые табло для вывода оперативной информации отсутствуют, что также является нарушением п 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4, 5.5.6, 5.5.8 Правил.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что не исполнение требований действующего законодательства в части создания беспрепятственного доступа инвалидов ко вновь возведенным объектам социальной инфраструктуры является незаконным и влечет за собой нарушение прав инвалидов, в виду выше изложенного требование об обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 45 ГПК РФ, суд,
Решил:
Рсковые требования Славянского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє РРџ Василенко Рђ. Р’. РѕР± обязании устранить нарушения законодательства Рѕ социальной защите инвалидов удовлетворить.
Обязать Василенко А. В. устранить в полном объеме допущенные нарушения при возведении объекта, расположенного по адресу: (...), а именно:
- выделить специализированные места размером 6,0х3,6 м. для автотранспорта инвалидов на креслах-колясках;
- обозначить места для специального автотранспорта инвалидов на вертикальной поверхности на высоте не менее 1,5 м;
- обустроить входную площадку размером не менее 2,2 х 2,2 м.;
- снизить высоту порога входной наружной двери до 1,4 см.;
- обозначить контрастной маркировкой прозрачное полотно входной двери;
-оборудовать внутреннюю лестницу (в зону оказания услуги) поручнями с двух сторон и по всей длине ограждения на высоте 90 см;
- на внутренней лестнице в зону оказания услуги на верхней или боковой (внешней по отношению к маршу) поверхности поручней перил на поверхности лестницы оборудовать рельефные обозначения этажей, а также об окончании перил;
- на внутренней лестнице в зону оказания услуги на расстоянии за 60 см перед лестницей вверху и внизу разместить тактильный напольный указатель;
- применить различный цвет ступеней и площадки перед ними на внутренней лестнице в зону оказания услуги;
- пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать с высотой одного подъема не более 0,8 м.;
- пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать уклоном марша пандуса не более 1/20 (5%);
- пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, при перепаде высот пола на путях движения 20 см. и менее оборудовать уклоном марша пандуса не более не более 1/10 (10%);
- в верхнем и нижнем окончании пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, обустроить горизонтальные площадки не менее не менее 1,5 см х1,5;
- пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать поручнями вдоль обеих сторон марша пандуса;
- пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать поручнями вдоль обеих сторон пандуса на высоте 0,7 м.;
- пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать поручнями вдоль обеих сторон пандуса на высоте 0,9 м.;
- пандус, дублирующий внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать поручнями на расстоянии между ними в пределах 0,9-1,0 м;
-поручни пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, оборудовать завершающими горизонтальными завершениями длин нее марша пандуса на 0,3 м;
-обустроить поверхность марша пандуса, дублирующего внутреннюю лестницу в зону оказания услуги, и площадки перед ним различным цветом;
- установить подъёмник, дублирующий внутреннюю лестницу;
- установить кабину лифта с габаритами кабины не менее 1,5х1,7 м;
-установить кабину лифта с шириной дверного проема (в свету) не менее 0,95 м.;
- кнопки управления лифта оснастить тактильными средствами информации;
- установить тактильные указатели уровня этажа у каждой двери лифта;
- нанести цифровые контрастные обозначения этажей напротив выхода у лифта на всех этажах;
-в зоне оказания услуги в предприятии торговли оборудовать столы, прилавки, кассы и т.п. на высоте не более 0,85 м.;
- обустроить специальными символами доступных элементов здания и указателями направления движения;
- установить таблички с информацией о назначении помещений внутри здания (информацию о назначении помещений не продублирована рельефными знаками);
- установить речевые информаторы и световые текстовые табло для вывода оперативной информации.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд в течение одного месяца.
Копия верна
согласованно
Судья Славянского
городского суда Пелюшенко Ю.Н.