Решение по делу № 2-236/2024 от 26.04.2024

Дело № 2-236/2024

62RS0011-01-2022-000429-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Спас-Клепики Рязанской области                  21 августа 2024 года

Клепиковский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антропова С.С.,

представителя истца Головчиновой С.Ю.,

представителя ответчика администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области Дмитриевой О.П.,

представителя ответчика ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго» Бариновой К.А.,

представителя ответчика филиала ППК «Роскадастр» по Рязанской области Карпушина С.С.,

при секретаре – помощнике судьи Обуховой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агеевой Александры Владимировны к Администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго», филиалу ППК «Роскадастр» по Рязанской области о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Агеева А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области о взыскании убытков в сумме 2 560 000 рублей.

Свои требования истец мотивирует тем, что администрацией было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

На основании указанного документа, не содержащего каких-либо ограничений на строительство объектов в границах земельного участка, истцом было начато строительство запланированного индивидуального жилого дома, закуплены строительные материалы, возведен фундамент.

После выполнения значительной части работ по устройству фундамента было установлено, что при подготовке Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом не было принято во внимание наличие охранной зоны объекта электросетевого хозяйства, расположенного вблизи границ земельного участка с кадастровым номером

Согласно сообщению ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго», использование принадлежащего истцу земельного участка ограничено, так как объекты, которые располагаются или будут располагаться на данном земельном участке не могут размещаться с нарушением охранной зоны двуцепной ВЛ 110 кВ Сололомино-Поляны с отп. и ВЛ 110 кВ Соломино-Лихачево с отп. в пролетах опор .

При этом тот факт, что сооружение (фундамент) уже возведено не будет иметь правовых оснований для выдачи разрешения на строительство в охранной зоне.

Истцу об имеющихся ограничениях в использовании земельного участка стало известно только в апреле 2022 года.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго», филиал ППК «Роскадастр» по <адрес>, в качестве третьих лиц - Управление Росреестра по <адрес>, Москвитина О.А..

В дальнейшем в ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, обосновывая позицию тем, что согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ размер ущерба складывается из стоимости строительных материалов на дату проведения работ 820 500 рублей, стоимости строительных работ на дату их проведения 388 500 рублей, стоимости работ, связанных с демонтажем на момент проведения экспертизы 1 164 000 рублей, стоимости строительных материалов после демонтажа 147 000 рублей. Всего Агеева А.В. просит взыскать с ответчиков 2 226 000 рублей, а также судебные расходы 19 330 рублей.

В судебное заседание истец, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась.

В судебное заседание третьи лица Москвитина О.А. и представитель Управления Росреестра по Рязанской области, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, заявлений, ходатайств не поступало.

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Истец Агеева А.В. представила письменные пояснения по делу, по вопросам, поставленным судом (т. 3 л.д. 128, 135-136), согласно которым при покупке участка у Москвитиной О.А. был составлен договор купли - продажи, к договору был приложен межевой план, который оформляла Москвитина О.А. самостоятельно, до совершения сделки.

В договоре купли-продажи и плане никаких обременений и ограничений на земельный участок указано не было. В Выписке из ЕГРН, также никакой информации об обременениях не содержалось. На публичных кадастровых картах так же этой информации нет. Сделка была зарегистрирована.

Она бы не приобрела земельный участок, если бы ей было известно об ограничениях и обременениях, наложенных на земельный участок.

При покупке участка она была ознакомлена с межевым планом, который прилагался в пакете документов для подачи в МФЦ и выпиской из ЕГРН, а также с информацией на публичных ресурсах.

Землеустроительные документы оформлялись Москвитиной О.А. самостоятельно до регистрации сделки в марте 2021 года. О межевом плане от февраля 2021 года ей не было известно.

Строительство дома было прекращено в сентябре 2021 года в связи с окончанием строительного сезона.

В судебном заседании представитель истца Головчинова С.Ю. исковые требования поддержала, пояснив, что администрацией истцу было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>

На основании указанного документа, не содержащего каких-либо ограничений на строительство объектов в границах земельного участка, истцом было начато строительство. В 2022 году истцу стало известно, что использование земельного участка ограничено, так как объекты, которые располагаются или будут располагаться на данном земельном участке, не могут размещаться с нарушением охранной зоны.

Дальнейшее строительство является невозможным ввиду запрета ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго», так как объект строительства оказался в 10 метрах из 20 метров границ охранной зоны ВЛЭП 110 кв, что не соответствует пункту 8, п.п. «а» п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ -П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности пп. «а» п. 10 Правил.

Администрация муниципального образования – Клепиковский муниципальный район <адрес> выдало уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение действующего законодательства. В ЕГРН ограничение по земельному участку появилось только ДД.ММ.ГГГГ. На момент обнаружения строительства ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ПАО «Россети Центр и Приволжье», на земельном участке уже был возведен объект незавершенного строительства.

Указание в ЕГРН ограничения согласно ст. 56 ЗК РФ появилось только ДД.ММ.ГГГГ в силу ошибки допущенной Росреестр в лице филиала ПКК «Роскадастр» по <адрес>, которая подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в сведения о местоположении границы ЗОУИТ с реестровым номером 62:05-6.44. Учитывая, что возведенный объект заходит на 10 из 20 метров в границы охранной зоны, придется его демонтировать.

Представитель ответчика – администрации МО – Клепиковский муниципальный район <адрес> Дмитриева О.П., в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что на момент выдачи Агеевой А.В. уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, охранная зона объекта электросетевого хозяйства ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго» не установлена, что подтверждается Выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым планом территории от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. Администрация не могла знать об установлении в районе расположения принадлежащего Филиалу ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго» линейного объекта охранных зон и о необходимости согласования с ними ведения строительных работ в указанном районе.

Представитель ответчика ПАО «Россети» «Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго» Баринова К.А., в судебном заседании полагала, что в удовлетворении исковых требований Агеевой А.В. должно быть отказано, поскольку земельный участок, принадлежащий истцу, частично расположен в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства – воздушной линии электропередачи 110 кВ «Соломино-Лихачево с отпайками к пс. Бусаево и к пс. Заборье».

Высоковольтная линия 110 кВ «Соломино-Лихачево» построена и введена в эксплуатацию в 1978 году и эксплуатируется без изменения трассы до настоящего времени. Охранная зона под ВЛ 110 кВ «Соломино-Лихачево» установлена в соответствии с нормами законодательства и сведения о её границах внесены в документы государственного кадастрового учета в 2010 году. Таким образом, на момент регистрации истца права собственности на спорный земельный участок в 2021 году, истец фактически имел обременение в виде охранной зоны.

В нарушение Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, истец без получения разрешения от сетевой организации самовольно возвел на земельной участке постройку, что нарушает безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц. Требования истца о возмещении убытков являются необоснованными, поскольку не представлено доказательств, что понесенные им расходы на приобретение материалов и оплату работ является убытками. Правила не устанавливают безусловный запрет на строительство в охранной зоне.

ПАО «Россети» «Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго» не является органом уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, при этом согласование уже построенного объекта в нарушение процедуры согласования не предусмотрено.

Представитель филиала ППК «Роскадастр» Карпушин С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в рамках землеустроительного дела по установлению границ земельного участка ФИО5, подготовленного ООО Лимб в 1999 году, в Свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Объект права» в числе иной информации указано: «Условия: часть земельного участка т.т. 10-3 площадью 304,51 кв.м - для проведения земляных работ. Аналогичная позиция указана в плане участка, утвержденного руководителем по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ФИО6. В документе «План установленных границ» схематично показано прохождение ЛЭП через земельный участок Кагарличенко.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что изначально при межевании земельного участка работниками ООО «Лимб» была выделена часть, на которую распространялась территория охранной зоны высоковольтной линии электропередачи. Кадастровый инженер Свидетель №1, на момент составления межевых планов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, был обязан выделить часть земельного участка, которая попадает в зону с особыми условиями использования территории. В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ указано, что кадастровый инженер использовал в качестве исходных материалов землеустроительное дело , подготовленного ООО «Лимб» в 1999 году, в материалах которого имеются указания на выделение части земельного участка.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства" внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон."

Согласно новой редакции п. 10 указанного Постановления Правительства РФ в охранных зонах допускается размещение зданий и сооружений при расстоянии по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее 4 метров - при проектном номинальном классе напряжения 35 - 110 кВ.

В процессе рассмотрения дела «Рязаньэнерго» не представлено доказательств в подтверждение того, что расположение спорной постройки может повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства, а также может создавать угрозу жизни и здоровью граждан или повлечь иные негативные последствия.

В настоящее время в охранных зонах воздушных линий электропередачи при соблюдении определенных параметров допускается размещение зданий и сооружений, при этом наличие письменного разрешения о согласовании строительства сетевыми организациями не требуется.

Администрация муниципального образования, получив от Агеевой А.В. уведомление о планируемом строительстве должна была провести полную в всестороннюю проверку в соответствии со ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, что сделано не было.

В соответствии с Уставом муниципального образования – Клепиковский муниципальный район, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения относится утверждение генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, что в их непосредственном ведении.

    В карте градостроительного зонирования, которая является приложением к Правилам землепользования и застройки, указана ЛЭП 110 кВ, выделенная голубой линией, проходящая по д. Макарово.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснил, что им составлялись межевые планы в 2020 году, 2021 году. Если сведения о ЛЭП включены в ЕГРН, то данная информация вносится в межевой план. При составлении межевого плана он уточнял границы земельного участка. Задачи на выделение охранной зоны заказчик перед ним не ставил. Заказчик был ознакомлен с межевым планом. Истец мог запросить градостроительный план перед началом строительства и увидеть все, что ему необходимо.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав позиции участников процесса, допросив свидетеля, оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 51.1 ч.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

Согласно ст. 51.1 ч.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В силу ст.104 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.37 ЗК РФ, продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков (ч.3 ст.37 ЗК РФ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Агеевой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (ранее присвоенный государственный условный ) площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

Данное обстоятельство подтверждаются Выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.91-94, 102-105, том 2 л.д.62-69).

ДД.ММ.ГГГГ Агеева А.В. обратилась в администрацию МО – Клепиковский муниципальный район с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу <адрес>. Уведомление содержало сведения о земельном участке, а также данные об отступах от границ земельного участка, площади застройки (том 1 л.д.96-99).

Местоположение земельного участка определялось застройщиком, а именно Агеевой А.В..

Администрацией МО – Клепиковский муниципальный район Агеевой А.В. было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> (том 1 л.д.95).

На основании указанного уведомления, Агеевой А.В. было начато строительство запланированного индивидуального жилого дома.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу <адрес> находится незавершенный строительством объект капитального строительства, а именно, результат строительства нулевого цикла здания площадью застройки 122 кв. м (том 4 л.д. 30-206).

Согласно сообщению филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Рязаньэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.100), ДД.ММ.ГГГГ при осмотре 2-х цепной ВЛ 110 кВ Соломино-Поляны с отп., ВЛ 110 кВ Соломино-Лихачево с отп. зам.начальника РУ службы ЛЭП УВС филиала «Рязаньэнерго» ФИО7 в охранной зоне пролетов опор было обнаружено строительство нового фундамента под жилой дом в <адрес>. Данное строительство ведется без согласования с филиалом «Рязаньэнерго» и является грубым нарушением Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», а также создает угрозу жизни и здоровью местного населения.

Согласно сообщению Администрации муниципального образования Клепиковский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ, на момент выдачи уведомления от ДД.ММ.ГГГГ охранная зона электросетевого хозяйства не установлена, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 101).

Согласно Акту о нарушении охранной зоны электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ, составленному с участием представителя филиала «Рязаньэнерго» ПАО Россети Центр» и собственника земельного участка Агеевой А.В., по адресу: <адрес>, нарушена охранная зона электрических сетей: двухцепной ВЛ-110 кВ Соломино-Поляны с отп., ВЛ-110 кВ Соломино-Лихачево с отп.20м. от крайнего провода в обе стороны. Расстояние от крайнего провода ВЛ до объекта, находящегося в охранной зоне 10 метров при норме 20 метров, расстояние от точки крайнего провода ВЛ до объекта, находящегося в охранной зоне 16 метров при норме 20 метров. Таким образом, на основании полученных замеров установлено, что фундамент строения на 4/5 части общей площади дома, находится в охранной зоне электрических сетей ВЛ-110 кВ Соломино-Лихачево с отпайками (том 2 л.д.158).

ДД.ММ.ГГГГ Агеева А.В. обратилась в Филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье – Рязаньэнерго» с заявлением о согласовании строительства (том 1 л.д. 160).

Согласно полученного ответа, сооружение на земельном участке, принадлежащем Агеевой А.В., попадает на 10 метров в охранную зону ВЛ 110 кВ Соломино-Поляны с отп., ВЛ 110 кВ Соломино-Лихачево с отп. в пролетах отпор 123 – 124. В связи с тем, что на момент обращения в сетевую организацию сооружение возведено, не имеется правовых оснований для выдачи разрешения на строительство (том 1 л.д. 161-162).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент выдачи Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ сведения об охранной зоне не были внесены в данные ЕРГН.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ том 1 л.д.150), сооружение – воздушная линия электропередачи 110 кВ «Соломино-Лихачево с отпайками к пс Бусаево и к пс Заборье», назначение – коммуникационное, протяженностью 108,22 км., адрес объекта: <адрес>, зарегистрировано на праве собственности за ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».

Данные обстоятельства подтверждаются Инвентарной карточкой учета объекта основных средств от 3ДД.ММ.ГГГГ, Паспортом воздушной линии электропередачи (том 1 л.д.138-141,142-149).

Согласно письма ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.151-152), в соответствии со ст.10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости внесены сведения в объёме, предусмотренном Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , об охранных зонах, в том числе: охранная зона объектов электросетевого хозяйства ВЛЭП 110кВ «Соломино-Лихачево с отпайками к пс.Бусаево и к пс.Заборье» 62.05.2.2.; охранная зона объектов электросетевого хозяйства ВЛЭП 110кВ «Соломино-Поляны с отпайками к пс.Бусаево и пс.Заборье» 62.05.2.3.

Из обращения ПАО «Россети Центра и Приволжья» от ДД.ММ.ГГГГ №МР7-РяЭ/102/1238 к директору филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> усматривается, что в 2010 году подрядчиком ООО «Рынок земли» в рамках исполнения обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ был выполнен комплекс работ, обеспечивающий внесение в ЕГРН сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства Общества, с указанием координат местоположения границ охранной зоны, определенные на основании координат конкретных земельных участков. Согласно данным публичной кадастровой карты, а также информации, содержащейся в выписках из ЕГРН, сведения о границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ 110 кВ Соломино-Лихачево с отпайками к пс Бусаево и пс Заборье (ЗОУИТ реестровый .44, учетный номер – 62.05.2.2.), размещенного на данных земельных участках, в Едином государственном реестре отсутствуют (том 1 л.д.164-165).

Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в сведениях ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территории «Охранная зона объектов электросетевого хозяйства ВЛЭП- 110 кВ «Соломино-Лихачево с отпайками к пс Бусаево и к пс Заборье» с реестровым номером 62:05-6.44, выявлена техническая ошибка в описании местоположении границы такой ЗОУИТ. С целью исправления выявленной технической ошибки в ЕГРН внесены изменения в сведения о местоположении границы ЗОУИТ с реестровым номером 62:05-6.44 путем приведения координат характерных точек данной границы в соответствии с координатами характерных точек, указанными в карте (плане) объекта землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.166).

Факт внесения с ДД.ММ.ГГГГ ограничения (обременения) прав на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, предусмотренные ст.56 ЗК РФ, подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ-001/2022-76301799 (том 1 л.д.203-212).

Таким образом, ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго» выполнен комплекс мер, направленных на внесение сведений об охранной зоне в документы государственного кадастрового учета.

Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160, в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действовавшей на момент обращения Агеевой А.В. в ПАО «Россети Центр и Приволжье», предусмотрено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, стоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, приведенном в приложении к данным Правилам "Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" (от 2 до 55 м), в частности, для линий с проектным номинальным классом напряжения 210 кВ - 20 м.

В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил).

Согласно пункту 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

г) размещать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Из положений статьи 89 ЗК РФ и Правил следует, что охранная зона линейного энергообъекта (к которым относятся воздушные линии электропередачи) устанавливается не для целей использования земельного участка собственником воздушной линии электропередачи, а для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного объекта и исключения возможности его повреждения. Определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей воздушную линию электропередачи. Земельные участки в границах охранных зон воздушных линий электропередачи у собственников участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, устанавливается лишь запрет на осуществление действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.

При этом Правила не устанавливают безусловный запрет на строительство в охранной зоне. Согласно пунктам 10, 11 Правил в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, а также размещение объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи), запрещаются только без письменного решения сетевых организаций о согласовании.

В силу пункта 12 Правил для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем работ (осуществления действий).

Указанная правовая позиция отражена Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-КАД21-65-К2.

Согласно ответа Филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье – Рязаньэнерго» на обращение Агеевой А.В. о согласовании строительства, сооружение на земельном участке, принадлежащем Агеевой А.В., попадает на 10 метров в охранную зону ВЛ 110 кВ Соломино-Поляны с отп., ВЛ 110 кВ Соломино-Лихачево с отп. в пролетах отпор 123 – 124 (том 1 л.д. 161-162).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства» внесены изменения в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно п.п. «а, д» п. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в действующей редакции, в охранных зонах допускается размещение зданий и сооружений при соблюдении следующих параметров:

размещаемое здание или сооружение не создает препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства (создаются или сохраняются, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, проходы и подъезды, необходимые для доступа к объекту электроэнергетики обслуживающего персонала и техники в целях обеспечения оперативного, технического и ремонтного обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики);

расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее:

2 метров - при проектном номинальном классе напряжения до 20 кВ;

4 метров - при проектном номинальном классе напряжения 35 - 110 кВ;

5 метров - при проектном номинальном классе напряжения 150 кВ;

6 метров - при проектном номинальном классе напряжения 220 кВ.

Согласно п. 12 Правил при обнаружении в охранных зонах зданий и сооружений, размещенных с нарушением требований пункта 10 настоящих Правил, а также фактов осуществления деятельности (действий) с нарушением требований пунктов 8, 9 и 11 настоящих Правил владельцы объектов электросетевого хозяйства направляют заявление об этих фактах в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, и вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться с требованием об устранении допущенных нарушений в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

Объект незавершенного строительства Агеевой А.В. расположен на расстоянии более 4 метров до проводов воздушных линий электропередачи. В судебном заседании не установлено обстоятельств, указанных в п. «а» п. 10 Постановления. Также в судебном заседании не представлено доказательств тому, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный энергетический надзор, обращались к Агеевой А.В. с требованиями о прекращении строительства либо демонтаже объекта незавершенного строительства.

При этом, Правилами не предусмотрено получение разрешения от собственника воздушных линий электропередачи на строительство.

Таким образом, суд находит не состоятельным довод истца о том, что ПАО «Россети Центр и Приволжье» отказывает в выдаче разрешения на строительство.

Учитывая изложенное, истцом в ходе рассмотрения дела не доказан факт того, что она не имеет возможности завершить строительство.

Кроме того, Агеевой А.В. земельный участок был приобретен у Москвитиной О.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 16).

Согласно п. 4 Договора «покупатель» удовлетворен состояние земельного участка, установленным путем его осмотра перед заключением договора, и не обнаружил при осмотре каких-либо деффектов и недостатков, о которых ему не сообщил «Продавец».

Москвитина О.А. приобрела данный земельный участок у ФИО8 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (том. 2 л.д. 41 об. сторона-42).

На момент заключения указанного договора граница земельного не была установлена в соответствии с требованием действующего законодательства, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка (том. 2 л.д. 43).

ФИО8 приобрел земельный участок у ФИО5 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 35 об сторона-36)

Согласно плану участка, имеющемуся в деле правоустанавливающих документов , от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ограничений в пользовании участком нет. Однако в п.9.1. указано, что условная часть земельного участка т.т.10-3 площадью 304,51 кв.м. предназначена для проведения земляных (ремонтных) работ, что отображено на схеме земельного участка (том 2 л.д.28).

Таким образом, на момент приобретения земельного участка Агеевой А.В., охранная зона на земельном участке была установлена.

В связи с тем, что граница земельного участка не была установлена, кадастровым инженером Свидетель №1 по заданию Москвитиной О.А. ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план.

При составлении межевого плана кадастровый инженер использовал землеустроительное дело по установлению границ земельного участка, подготовленного ООО «Лимб» (том 2 л.д. 70). В плане установленных границ (том 2 л.д. 70), находящемся в землеустроительном деле от 1999 года, по установлению границ земельного участка, имеются отметки о прохождении через участок высоковольтной линий электропередач (том 2 л.д. 75).

ДД.ММ.ГГГГ Решением Думы Клепиковского муниципального района <адрес> утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования – Макеевское сельское поселение Клепиковского муниципального района <адрес>.

Из выкопировки карты градостроительного зонирования (том 2 л.д. 142-143) усматривается, что в д. <адрес> проходит высоковольтная линия электропередач.

Из схемы расположения земельных участков усматривается, что земельный участок пересекает высоковольтная линия электропередач (том 2 л.д. 146).

Таким образом, сведения, о прохождении ЛЭП по д.<адрес> отражены в открытых источниках, а именно в Правилах землепользования и застройки МО – Макеевское сельское поселение Клепиковского муниципального района <адрес>, карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Макеевское сельское поселение Клепиковского муниципального района <адрес>.

Истец, проявив должную разумность и осмотрительность, не была лишена возможности получить сведения о наличии охранных зон на территории расположения приобретаемого объекта недвижимости, уточнить возможность застройки приобретаемого участка, что сделано не было.

В силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, что в полной мере распространяется и на истца как собственника земельного участка, с учетом того, что при должной степени заботливости и осмотрительности, истец мог получить сведения о земельном участке, в том числе на момент его приобретения.

Таким образом, вопреки доводам, изложенным истцом, риск неосведомленности о наличии ограничений в отношении участка, не может быть возложен только на администрацию Муниципального образования Клепиковский муниципальный район, ППК «Роскадастр» по <адрес>, ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго».

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Агеевой Александры Владимировны к Администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, ПАО «Россети Центр и Приволжье» в лице филиала «Рязаньэнерго», филиалу ППК «Роскадастр» по Рязанской области о взыскании убытков – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2024 года.

Судья                                Антропов С.С.

2-236/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Агеева Александра Владимировна
Ответчики
Филиал ПАО "Россети Центр и Приволжье" - Рязаньэнерго
ПАО Россети Центр и Приволжье
Администрация МО - Клепиковский муниципальный район Рязанской области
Филиал ППК "Роскадастр" по Рязанской области
Другие
Буравлева Ольга Владимировна
Кудашкина Анастасия Алексеевна
Карпушин Сергей Сергеевич
Баринова Ксения Александровна
Лигинева Мария Сергеевна
Москвитина Ольга Александровна
Головчинова Светлана Юрьевна
Управление росреестра по Рязанской области
Дмитриева Ольга Петровна
Суд
Клепиковский районный суд Рязанской области
Судья
Антропов Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
klepikovsky.riz.sudrf.ru
26.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.04.2024Передача материалов судье
26.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2024Судебное заседание
07.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее