Судья: Чемерисова О.В. адм. дело N 33А-8134/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июня 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Хаировой А.Х., Лазаревой М.А.,
при секретаре Устяк Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску Енокян Д.М. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения от 26 января 2017 года N РД-382 «Об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков», признании права на заключение соглашения о перераспределении земельных участков и восстановлении нарушенного права путем возложения на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанности по повторному рассмотрению ее заявлению о перераспределении земельных участков,
по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Советского районного суда города Самары от 11 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Департамента градостроительства городского округа Самара – Ниловой О.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, представителя Енокян Д.М. – Лахай А.Б., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Енокян Д.М. обратилась в Советский районный суд г.Самары с административным иском к Департаменту градостроительства городского округа Самара с вышеуказанными требованиями.
При этом указала, что 12 декабря 2016 года она обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и принадлежащего ей на праве частной собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 596 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Оспариваемым распоряжением ей отказано в перераспределении земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Полагая оспариваемое распоряжение не соответствующим закону и нарушающим ее права, Енокян Д.М. просила удовлетворить заявленные ею требования.
Решением Советского районного суда г.Самары от 11 апреля 2017 года требований Енокян Д.М. удовлетворены (л.д. 72-78).
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, полагает, что выводы суда не соответствуют материалам дела, просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Енокян Д.М. требований (л.д. 81-90).
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу п. 2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поскольку это нарушение привело к принятию неправильного решения.
Удовлетворяя заявленные Енокян Д.М. требования и признавая оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права и законные интересы административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт нахождения на образуемом земельном участке нежилого дома (гостиницы), послуживший основанием для вынесения оспариваемого распоряжения, ответчиком не доказан, опровергается правоустанавливающими документами на земельный участок и объект недвижимости. Акт осмотра земельного участка и фотоматериалы к нему судом не приняты во внимание, поскольку изготовлены после вынесения распоряжения, а изображенные на фотоматериалах объекты недвижимости не имеют привязки к земельному участку Енокян Д.М.
Судебная коллегия находит приведенные суждения ошибочными, не основанными на материалах дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Енокян Д.М является собственником земельного участка, площадью 596 кв.м, назначение: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно кадастровой выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2017 на данном земельном участке расположено 3-этажное здание площадью 1072,5 кв.м, назначение – жилой дом, принадлежащее на праве собственности Енокян Д.М. (л.д.53-54).
12 декабря 2016 года Енокян Д.М. обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности административного истца, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. С заявлением представила схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 52, 57-58).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 26 января 2017 года №РД-382 в заключение соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве основания отказа указано на то, что образование земельного участка приведет к нарушению требований статьи 11.9 ЗК РФ (л.д.59)
Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Согласно ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пунктам 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также будет нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из выписки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара следует, что земельный участок, площадью 710 кв.м, образуемый путем перераспределения из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности истца, расположен в зоне жилой застройки иных видов (Ж-5) по Карте правого зонирования действующей Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года № 61.
Согласно п.3 ст.30 Правил застройки и землепользования в г.Самаре зона жилой застройки иных видов (Ж-5) предназначена для развития жилья любого типа. Определение типа зоны производится после разработки документации по планировке территории в этой зоне в соответствии с документами территориального планирования.
На основании подп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статьям 7 и 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии со ст.85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Из акта осмотра земельного участка от 27 марта 2017 года, проведенного сотрудником Департамента градостроительства г.о.Самара, следует, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен объект капитального строительства, назначение которого не соответствует сведениям Росреестра по Самарской области, а именно: кафе, бильярд, отель (гостиница) (л.д.67).
Данное обстоятельство подтверждается также фотоматериалами (л.д.64-66).
В суде апелляционной инстанции представитель истца не оспаривал, что изображенное на фотографиях здание гостиницы расположено на земельном участке Енокян Д.М.
В силу п.4 ст.30 Правил застройки и землепользования в г.Самаре размещение объектов капитального строительства нежилого назначения не входит в число разрешенных видов использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж-5, и противоречит назначению данной зоны.
Таким образом, образование испрашиваемого земельного участка приведет к невозможности разрешенного использования расположенного на нем объекта недвижимости, а также к нарушению требований ЗК РФ, в том числе к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства о целевом назначении земель и о необходимости использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение об отказе в перераспределении земельных участков по основанию нарушения требований статьи 11.9 ЗК РФ является законным и обоснованным, а выводы суда о несоответствии данного распоряжения нормативным правовым актам основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку не соответствующую требованиям ст. 84 КАС РФ.
При данных обстоятельствах, когда совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого распоряжения незаконным, отсутствует, решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Советского районного суда города Самары от 11 апреля 2017 года отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Енокян Д.М. требований о признании незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 26 января 2017 года N РД-382 «Об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков», признании права на заключение соглашения о перераспределении земельных участков и о восстановлении нарушенного права путем возложения на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанности по повторному рассмотрению ее заявлению о перераспределении земельных участков отказать.
Председательствующий –
Судьи –