Решение по делу № 3а-20/2018 от 22.12.2017

Дело № 3а-20(2018) (3а-129(2017))

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 11 мая 2018 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи областного суда Апокиной Е.В.,

при секретаре                  Смольняковой О.В.,

с участием представителя административного истца Арсенова А.В. по доверенности Соловей А.П., представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестр» по Брянской области по доверенности Лавреновой К.Н.,    представителя Управления Росреестра по Брянской области по доверенности Богушевской Н.С., представителя Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности Хвалевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арсенова Александра Владимировича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной,

у с т а н о в и л:

Арсенов А.В. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости – нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , общая площадь 209,2 кв.м., кадастровой стоимостью 5 935 301,06 руб., в размере его рыночной стоимости 2 930 464,25 руб. по состоянию на 03.06.2014 г.

В обоснование заявленных требований указал на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности плательщика налога.

После установления в суде обстоятельств изменения в сведениях государственного реестра недвижимости количественной характеристики спорного объекта недвижимости в части его общей площади с 227,5 кв.м. на 209,2 кв.м. в момент выдачи административному истцу административным ответчиком 24.08.2017г. справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 03.06.2014г., административный истец уточнил исковые требования, просил суд определить рыночную стоимость объекта недвижимости на момент внесения сведений об изменении количественной характеристики объекта недвижимости - 24.08.2017г.

Представители административных ответчиков - ФГБУ «ФКП Росреестр» по Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области в суде не возражали против удовлетворения иска.

Надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания Арсенов А.В. в судебное заседание не явился, его интересы в суде представляет по доверенности Соловей А.П., уточнившая заявленные требования и просившая суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, – нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , общая площадь 209,2 кв.м., по состоянию на 24.08.2017г. года в размере 2 920 000 руб., согласно заключению судебной экспертизы от 04.04.2018г. № 13-18-Н, проведенной ООО «РосЭкспертЪ».

В судебное заседание не явились надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела административный истец Арсенов А.В., а также представитель Брянской городской администрации, который в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации и указал на то, что администрация оставляет разрешение требований Арсенова А.В. на усмотрение суда.

С учетом положений статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные суду доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

    В соответствие с абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Исходя из положений ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума от 30 июня 2015 года № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу ст. 400, п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, что дает ему право обращения в суд с настоящим административным иском.

С 27.11.2015 года вступил в силу Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 27.11.2015 N 1890 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области".

Как установлено, Арсенову А.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещение (магазин с пристройкой) расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общая площадь 209,2 кв.м. (выписка из ЕГРН от 28.08.2017 - л.д.5).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером внесена в государственный кадастр недвижимости на основании акта филиала ФГБУ «ФКП Росреесра» по Брянской области об утверждении кадастровой стоимости от 24 августа 2017г. по состоянию на 03.06.2014 г.

Одновременно судом установлено, что спорный объект недвижимости приобретен административным истцом в собственность по договору купли-продажи от 05.03.2007г., общей площадью 227,5 кв.м.

Именно такой площадью объект недвижимости включен 03 июня 2014 года в сведения государственного кадастра недвижимости, как ранее учтенный, и согласно акту определения кадастровой стоимости от 03.06.2014г. , его кадастровая стоимость на эту дату составила 6 454 498,05 руб.

При обращении административного истца в августе 2017 года за справкой о кадастровой стоимости, принадлежащего ему объекта недвижимости, орган кадастрового учета на основании верификации сведений ГКН (ОКС) внес в сведения ГКН изменения в части размера общей площади объекта недвижимости с 227,5 кв.м. на 209,2 кв.м., выдав справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, общей площадью 209,2 кв.м., на основании акта определения кадастровой стоимости от 24.08.2017 года по состоянию на 03.06.2014г.

Согласно техническому паспорту нежилого помещения № 1 (магазин с пристройкой), расположенного по адресу: <адрес>., составленному ГУП «БТИ» по состоянию на 14.10.2009г., общая площадь указанного объекта недвижимости действительно составляет 209,2 кв.м.В судебном заседании представитель административного ответчика - ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области Лавреновой К.Н. пояснила, что орган кадастрового учета не расценивает внесение изменений в сведения ГКН об общей площади объекта недвижимости, изменением количественной характеристики такого объекта, поскольку эти изменения вносились на основании верификации, а не по заявлению собственника.

В силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Таким образом, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с изменением качественных и (или) количественных характеристик объекта.

Вопреки доводам представителя административного ответчика - ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, в данном случае датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в силу вышеприведенных положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, является 24 августа 2017 года, когда в сведения ГКН внесены изменения количественных характеристик спорного объекта недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости этого объекта, несмотря на способ их внесения (верификация либо заявление собственника).

Учитывая невозможность представления административным истцом справки о кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости по состоянию на 24.08.2017 года, в связи с ошибочной позицией по делу административного ответчика - ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, изменение административным истцом исковых требований об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 24.08.2017г., судом по делу назначалась судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению эксперта от 04.04.2018г. № 13-18-Н, выполненному Обществом с ограниченной ответственностью «РосЭкспертЪ», рыночная стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: , по состоянию на 24.08.2017 года составляет 2 920 000 руб.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Проанализировав заключение судебной экспертизы, суд установил, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , определенную по состоянию на 24.08.2017 года.

Эксперт ФИО8 является членом общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», эксперт ФИО9 является действительным членом саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков». Эксперты имеют необходимые дипломы, подтверждающие их квалификацию.

Административными ответчиками не оспаривается экспертное заключение от 04.04.2018г. № 13-18-Н, выполненное ООО «РосЭкспертЪ». Ходатайств об исследовании дополнительных доказательств, назначении иной судебной экспертизы от административных ответчиков не поступило.

Исходя из вышеизложенного, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиций сторон по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Арсенова А.В. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении от 04.04.2018г. № 13-18-Н, составленном ООО «РосЭкспертЪ», по состоянию на 24.08.2017 года в размере 2 920 000 руб.

    Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

    С учетом изложенного, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

    Как следует из материалов дела, административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался, заявление Арсенова А.В. в суд о пересмотре кадастровой стоимости подано – 22 декабря 2017 года.

    Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (абз. 3 п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28)

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Арсенова Александра Владимировича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости нежилое помещение (магазин с пристройкой) расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: , общая площадь 209,2 кв.м., по состоянию на 24.08.2017 года в размере равном его рыночной стоимости 2 920 000 руб.

Датой подачи заявления Арсенова А.В. считать 22 декабря 2017 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий,

судья Брянского областного суда-                 Е.В.Апокина

Мотивированный текст решения изготовлен 14 мая 2018 года.

3а-20/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Арсенов А.В.
Ответчики
УФСГР, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра)
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Брянская городская администрация
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
22.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
25.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.01.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
02.02.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
16.02.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
28.02.2018[Адм.] Судебное заседание
12.03.2018[Адм.] Судебное заседание
11.04.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
11.05.2018[Адм.] Судебное заседание
11.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее