Дело № 11-10430/2019 Судья Потехина Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,
судей Жуковой Н.А., Швайдак Н.А.,
при секретаре Уржумцевой С.Ю.
3 сентября 2019 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционным жалобам Кийко Станислава Владиславовича, Челябинской таможни, Федеральной таможенной службы на решение Курчатовского районного суда г.Челябинска от 30 мая 2019 г. по иску Кийко Станислава Владиславовича к Челябинской таможне о взыскании денежного содержания, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, объяснения истца Кийко С.В. и его представителя Шибаева А.С., поддержавших доводы жалобы истца и возражавших против доводов жалоб ответчика и третьего лица, объяснения представителя ответчика и третьего лица Кучинской В.В., представителя ответчика Пшатовой А.Д., поддержавших доводы жалоб ответчика и третьего лица, возражавших против доводов жалобы истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кийко С.В. обратился в суд с иском к Челябинской таможне с учетом уточнения о взыскании денежного содержания за период с 24 октября 2017 г. по 24 октября 2018 г. в размере 23 801 руб., денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 30 октября 2017 г. по 24 октября 2018 г. в размере 21 084,17 руб., процентов за просрочку выплат в размере 4200,20 руб., компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование иска указал, что средства материального стимулирования, выплаченные ему в период государственной службы, входили в систему оплаты труда и должны учитываться при расчете компенсации при сокращении и отпускных. Работодателем неверно произведен расчет компенсации и отпускных, не учтены начисления в виде материального стимулирования.
Истец Кийко С.В., его представитель Шибаев А.С. в судебном заседании поддержали исковые требования.
Представители ответчика Челябинской таможни, третьего лица Федеральной таможенной службы России Титова С.А., Колышева А.М. в судебном заседании исковые требования не признали, заявили ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности по требованиям до января 2018 г., просили в остальной части иска отказать ввиду отсутствия законных оснований.
Суд принял решение, которым взыскал с Челябинской таможни в пользу Кийко С.В. денежные средства в сумме 31 861,21 руб., в том числе: доплату к компенсации при увольнении – 18 953,33 руб., доплату к отпуску - 5 509,23 руб., проценты - 1 398,65 руб., компенсацию морального вреда - 1000 руб., судебные расходы - 5 000 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец Кийко С.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части компенсации морального вреда, увеличив её размер. Указывает, что длительное время переживал по поводу нарушения его прав ответчиком, испытывал чувство беспомощности, находился в состоянии стресса из-за несправедливого отношения. Считает, что суд не принял во внимание длительность допущенного ответчиком нарушения его прав и степень причиненных истцу страданий, поэтому размер компенсации морального вреда определен судом без учета фактических обстоятельств дела. Ссылается на больший размер компенсации морального вреда, взысканный судами в пользу иных работников Челябинской таможни.
В апелляционных жалобах представители ответчика Челябинской таможни и третьего лица Федеральной таможенной службы просят решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывают на то, что не согласны с выводом суда о том, что суммы средств, выплаченные государственным служащим в виде материального стимулирования, следует учитывать при расчете отпускных, компенсации за неиспользуемый отпуск. Приводят положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601. Полагают, что, исходя из вышеуказанных норм, единовременные поощрения не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, определенного статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, и не поименованы в перечне выплат, учитываемых при исчислении сохраняемого денежного содержания на период оплачиваемого отпуска гражданского служащего согласно пункту 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Считают, что позиция таможенных органов согласуется с правовой позицией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенной в письме от 22 марта 2019 г. №18-4/10/В-2197, в котором указано, что выплаты материального стимулирования, произведенные не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, не учитываются в случаях исчисления денежного содержания гражданских служащих, установленных Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Учитывая, что средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей, а не в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, включенных в состав денежного содержания гражданских служащих в соответствии с нормами Федерального закона № 79-ФЗ и не входят в состав денежного содержания федеральных гражданских служащих, оснований для учета их при исчислении денежного содержания для выплаты компенсации, при исчислении денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 30 октября 2002 г. Кийко С.В. принят на государственную гражданскую службу в Челябинскую таможню, 24 октября 2018 г. уволен с федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности. При увольнении истцу выплачено денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (л.д.33,37-42).
На основании приказов Челябинской таможни от 26 марта 2018 г. №<данные изъяты> и от 31 августа 2018 г. № <данные изъяты> истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью соответственно 20 и 23 календарных дней, оплата отпускных производилась до предоставления отпуска (л.д.43,44,59,62).
С иском в суд Кийко С.В. обратился 21 января 2019 г.
Разрешая спор в части взыскания недоплаты отпускных и компенсации при увольнении, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований за периоды до января 2018 г., в связи с пропуском истцом срока обращения в суд, о чем было заявлено ответчиком, в остальной части материальные требования частично признал обоснованными, поскольку ответчиком при исчислении спорных сумм не учитывались выплаченные истцу суммы материального стимулирования.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее – Указ от 25 июля 2006 г. № 763) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а)должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа от 25 июля 2006 г. № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, отпускных, основаны на неверном толковании норм права, поэтому не могут быть приняты во внимание.
Ссылки в апелляционных жалобах ответчика и третьего лица о том, что позиция таможенных органов согласуется с правовой позицией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенной в письме от 22 марта 2019 г. №18-4/10/В-2197, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку данное письмо в суд первой и апелляционной инстанции не представлено, его нормативный характер не подтвержден.
Размер взысканных судом с Челябинской таможни в пользу истца денежных средств, за исключением размера компенсации морального вреда, сторонами в апелляционных жалобах не оспаривается, поэтому предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Частично удовлетворяя исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме 1000 руб., суд первой инстанции исходил из характера нарушения трудовых прав истца, объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, исследованным доказательствам и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Из разъяснений, данных в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», следует, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими трудовые права работника. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Установив, что права истца на своевременную выплату денежных средств были нарушены, суд первой инстанции с учетом характера нарушений, продолжительности времени, в течение которого были нарушены трудовые права истца, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, пришел к выводу о том, что соответствующей степени нравственных страданий истца будет являться сумма 1 000 руб.
Оснований для изменения определенной судом суммы с учетом обстоятельств дела судебная коллегия не усматривает, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих больший размер компенсации морального вреда. В исковом заявлении с учетом уточнений и в объяснениях в суде первой инстанции Кийко С.В. не указывал о каких-либо конкретных нравственных страданиях.
Ссылки в апелляционной жалобе истца на больший размер компенсации морального вреда, взысканный судами в пользу иных работников Челябинской таможни, не могут быть приняты во внимание, поскольку размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей работника.
Указание в апелляционной жалобе на отсутствие объективности и беспристрастности рассмотрения дела в Курчатовском районном суде г.Челябинска, в связи с наличием родственных отношений судей с работниками Челябинской таможни, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку в суде апелляционной инстанции стороной истца сообщено, что им не известно о наличии у судьи Потехиной Н.В., рассмотревшей дело, родственников среди работников ответчика, отвод судье в ходе рассмотрения дела не заявлялся.
В целом доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не установлено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского районного суда г.Челябинска от 30 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Кийко Станислава Владиславовича, Челябинской таможни, Федеральной таможенной службы – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: