Судья: И.М. Сираева УИД 03RS0011-01-2024-000505-91
дело № 2-621/2024
№ 33-15377/2024
Учёт 2.078
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2024 г. город Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.,
судей Абдрахмановой Э.Я.,
Низамовой А.Р.,
при секретаре Ивановой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 года,
по иску Давлетшиной Райханы Юлгутловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан об установлении факта нахождения на иждивении и перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Давлетшина Р.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Республики Башкортостан об установлении факта нахождения на иждивении и перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, указав, что 22 декабря 2023 г. она обратилась к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с наличием нетрудоспособных (несовершеннолетних) членов семьи, находящихся на иждивении заявителя. Решением от 25 декабря 2023 г. ответчиком было отказано истцу в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. По мнению ответчика, факт нахождения на иждивении истца ее внуков Давлетшина Артема Викторовича, 13 февраля 2013 г.р. и Давлетшиной Златы Олеговны, 30 октября 2017 г.р. не подтвержден в связи с получением ими пенсии по потере кормильца. Постановлением главы администрации муниципального района Ишимбайский район от 28 июля 2023 г. над несовершеннолетними учреждена опека, опекуном назначена истец. С момента смерти матери несовершеннолетние находятся на ее иждивении. Внуки ввиду возраста и состояния здоровья нуждаются в постоянном уходе, медицинской помощи. Истец несет расходы на оплату коммунальных услуг, продуктов питания, школьную одежду, учебную литературу и т.п. Фактически несовершеннолетние находятся на ее иждивении, т.к. получаемых ими пособий недостаточно для удовлетворения их потребностей.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 года постановлено:
Установить факт нахождения на иждивении Давлетшиной Райханы Юлгутловны (СНИЛС ...) несовершеннолетних внуков Давлетшина Артема Викторовича, дата г.р. и Давлетшиной Златы Олеговны, дата г.р.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан произвести Давлетшиной Райхане Юлгутловне (СНИЛС 006-501-238 96) перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения с заявлением 22 декабря 2023.
Определением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2024 года постановлено:
Исправить допущенные в решении суда от 25 марта 2024 года описки, указав дату изготовления мотивированного решения «01.04.2024» вместо «25.03.2024», уникальный идентификатор дела во вводной части решения – «УИД 03RS0011-01-2024-000505-91».
Не согласившись с принятым решением, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан обратилось в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением 22 декабря 2023 г.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.
С учетом данных обстоятельств судебная коллегия в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан – Ахмадуллина Р.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Давлетшина Лианна Нургалеевна являлась единственным родителем несовершеннолетних Давлетшина А.В., дата г.р. и Давлетшиной З.О., дата г.р.
дата их мать Давлетшина Л.Н. умерла.
Постановлениями Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 28 июля 2023 № 1027-П опекуном несовершеннолетних Давлетшина А.В. и Давлетшиной З.О. назначена Давлетшина Р.Ю.
22 декабря 2023 г. Давлетшина Р.Ю. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии (повышение фиксированной выплаты).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан № 755039/23/523 от 25 декабря 2023 г. Давлетшиной Р.Ю. было отказано в перерасчете размера пенсии в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как факт нахождения у нее на иждивении внуков Давлетшина А.В., дата г.р. и Давлетшиной З.О., дата г.р. документально не подтвержден. Согласно информации, имеющейся в территориальном органе СФР, несовершеннолетние являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, т.е. получают собственный доход.
Согласно справкам клиентской службы (на правах отдела) в Ишимбайском районе и г. Ишимбай Республики Башкортостан Социального фонда России Давлетшин А.В. и Давлетшина З.О. ежемесячно получают доход в виде пенсии по потере кормильца в размере 16 452,74 руб. каждый.
Истец Давлетшина Р.Ю. с 15 января 2009 г. бессрочно является получателем страховой пенсии по старости в размере 26 612,60 руб. Кроме того, с мая по сентябрь 2023 года получила дополнительный доход по трудовому договору с МКУ УО МР Ишимбайский район Республики Башкортостан в общей сумме 94 071,94 руб.
Истец и ее несовершеннолетние внуки Давлетшин А.В., 2013 г.р., Давлетшина З.О., 2017 г.р. проживают совместно.
Из представленных истцом медицинских справок следует, что несовершеннолетний Давлетшин А.В. состоит на учете у невролога с диагнозом G93/4 «Резидуальная энцевалопатия, задержка психоречевого развития. Энкопрез». В связи с чем ему рекомендовано наблюдение педиатра, хирурга, психиатра по месту жительства. Режим. Консультация гастроэнтеролога. Рекомендации хирурга Республиканской детской клинической больницы. Консультации и занятия с психологом и логопедом, сбалансированное здоровое питание, водные процедуры. Назначено медикаментозное лечение. Несовершеннолетняя Давлетшина З.О. состоит на учете у офтальмолога. Нуждается в поддерживающем лечении для улучшения зрения.
Согласно отчетам опекуна, утвержденным и.о. начальника отдела по опеке и попечительству администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан за 9 месяцев 2023 года расходы на Давлетшина А.В. составили 136 400 руб., на Давлетшину З.О. – 120 000 руб. При этом, в указанные суммы включены расходы на лечение и лекарства, покупку школьных принадлежностей, одежды, товаров длительного пользования, ремонт жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние.
Итого (136 400+120 000) / 9 / 2 = 14 244,44 руб. в месяц.
Истец несет расходы по оплате коммунальных услуг за жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности (адрес) в котором проживают несовершеннолетние.
Согласно платежным документам за период с сентября 2023 по февраль 2024 истцом затрачено на оплату жилищно-коммунальных услуг 51 669,3 руб. из них непосредственно на оплату коммунальных услуг 17 370,09 (электро-, водоснабжение и водоотведение) + 4 865,4 (газ) + 1 828,98 (ТКО) + 21 684,65 (отопление) = 45 749,12 руб.
Итого на одного члена семьи размер платы за коммунальные услуги в месяц составит 45 749,12 / 6 мес. / 3 чел. = 2 541,62 руб.
Таким образом, размер затрат на одного ребенка без оплаты расходов на продукты питания составит 14 244,44 + 2 541,62 = 16 786,06 руб., что превышает размер пенсии по потере кормильца, получаемой каждым.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, ч. 1-4 ст. 10, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. № 11-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 г. № 2428-О, Определении от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О, и исходил из того, что совокупностью представленных доказательств бесспорно подтверждается, что помощь Давлетшиной Р.Ю. своим внукам и подопечным служит для них основным и постоянным источником средств к существованию; несовершеннолетние Давлетшин А.В., Давлетшина З.О. находятся на иждивении бабушки Давлетшиной Р.Ю., то есть находятся на полном содержании и получают от нее помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, иных родственников, оказывающих им материальную либо иную постоянную и необходимую помощь не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
Частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 названного федерального закона).
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Устанавливая в Федеральном законе «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определил круг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).
При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, а именно: детей, братьев, сестер и внуков, не достигших возраста 18 лет, а также детей, братьев, сестер и внуков, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а равно детей, братьев, сестер и внуков старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; при этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; родителей и супруга, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушку и бабушку, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, одного или нескольких нетрудоспособных членов семьи, относящихся к какой-либо из указанных категорий, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Нормативное содержание понятия «иждивение» раскрывается в части 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» применительно к определению круга лиц, имеющих право на назначение пенсии по случаю потери кормильца. Данное законоположение предусматривает, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Аналогичная правовая норма содержалась и в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что такое понятие иждивения предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (Определение от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О).
При этом признание нетрудоспособных членов семьи находящимися на иждивении умершего кормильца осуществляется с применением положений части 4 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливающей презумпцию нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Это означает, что нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на иждивении своих родителей не требует доказательств, в то время как в отношении детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, факт нахождения на иждивении их родителей подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Исходя из нормативных положений части 3 статьи 17 и пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицу, получающему страховую пенсию по старости либо страховую пенсию по инвалидности (далее также - пенсионер), на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, производится повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Применительно к спорным правоотношениям понятие «иждивение» предполагает как полное содержание нетрудоспособного члена семьи пенсионером, так и получение от него помощи, являющейся для этого нетрудоспособного члена семьи постоянным и основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть иждивение не исключает наличие у нетрудоспособного члена семьи указанного пенсионера какого-либо собственного дохода (получение пенсии и других выплат). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от пенсионера нетрудоспособным членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой пенсионером нетрудоспособному члену семьи, и собственными доходами нетрудоспособного лица, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию нетрудоспособного члена семьи этого пенсионера.
Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О.
В судебном заседании истец пояснила, что дети в настоящее время проживают с ней, она ухаживает за детьми и фактически осуществляет обязанности родителей совместно проживающих с ней внуков, несет сопряженные с этим значительные материальные затраты в целях удовлетворения их нужд и потребностей, которые не покрываются доходами самих детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Из приведенного правового регулирования можно сделать вывод о том, что установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности и перерасчет ее размера связывается с фактом наличия на иждивении у пенсионера нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий. При этом наличие у нетрудоспособного члена семьи собственного дохода не исключает факт нахождения его на иждивении пенсионера, если оказываемая пенсионером нетрудоспособному члену семьи помощь является существенной, что может быть установлено, в том числе, в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой пенсионером нетрудоспособному члену семьи, и собственными доходами нетрудоспособного члена семьи, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию этого нетрудоспособного члена семьи.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан произвести Давлетшиной Р.Ю. перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением 22 декабря 2023 г.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ определено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Давлетшина Р.Ю. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Республики Башкортостан 22 декабря 2023 г., то перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» должен быть произведен с 1 января 2024 г.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
о п р е д е л и л а:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2024 года с учетом определения Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 1 апреля 2024 года об исправлении описки изменить в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан произвести Давлетшиной Райхане Юлгутловне перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением 22 декабря 2023 г.
Указав о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Башкортостан произвести Давлетшиной Райхане Юлгутловне (СНИЛС ...) перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2024 г.
В остальной части решение суда с учетом определения об исправлении описки оставить без изменения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи Э.Я. Абдрахманова
А.Р. Низамова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.08.2024 г.