Решение по делу № 33-1613/2020 от 10.04.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Смирнова Ю.А.

УИД:04RS0021-01-2019-002409-49

поступило 10.04.2020

Дело № 33-1613/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2020 года                                                              г.Улан-Удэ

      Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Мирзаевой И.И., судей     коллегии Кушнаревой И.К., Базарова В.Н., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Коваленко А.М. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 24 июля 2019 года по иску Коваленко Андрея Михайловича к Администрации Советского района г. Улан-Удэ о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лил из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым постановлено исковые требования оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Коваленко А.М. обращаясь в суд просит признать за ним право на предоставление жилого помещения по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Администрацию Советского района г.Улан-Удэ поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Исковые требования мотивированы тем, истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2018 г. обратился в Администрацию Советского района г.Улан-Удэ с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на что получен отказ ввиду достижения возраста 23 лет.

Определением суда в качестве в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Республики Бурятия.

В судебном заседании истец Коваленко А.М. отсутствовал, суд определил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика Администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Данзанова С.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

          Районный суд постановил вышеуказанное решение.

          В апелляционной жалобе истец Коваленко А.М. просит отменить решение суда, как незаконное, указывая на то, что ранее он не знал о положенных ему льготах.

В суд апелляционной инстанции стороны, представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия не явились, извещены надлежаще.

От представителя ответчика Администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеевой Д.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Названным Федеральным законом определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацем 4 статьи 1 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Таким образом, лицам указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

По смыслу закона, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из указанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Из материалов дела следует, что Коваленко А.М., <...>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением суда Железнодорожного района г.Улан-Удэ от 08.12.1983г. родители истца ФИО1, ФИО2 лишены родительских прав в отношении Коваленко А.М.

Коваленко А.М. обучался в ГОУ «Школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с <...>., находился на полном государственном обеспечении.

<...> содержался в СИЗО-1, <...> отбывал наказание в исправительной колонии, освобожден 03.07.2002г. по отбытии наказания, убыл: <...>

С <...> отбывал наказание в исправительной колонии, по освобождению убыл в г.Улан-Удэ.

02.04.2019г. Коваленко А.М. обратился в Администрацию Советского района г.Ула-Удэ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Администрации Советского района г.Ула-Удэ№270 от 04.04.2019г. Коваленко А.М. отказано в постановке на учет в связи с достижением возраста старше 23 лет.

До 02.04.2019г. Коваленко А.М. по вопросу постановки на учет для получения жилья не обращался.

Обращаясь с иском, Коваленко А.М. указал, что о наличии права на льготное обеспечение жилым помещением не знал.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец до достижения возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, с соответствующим заявлением в уполномоченные органы не обращалась.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции коллегия не усматривает, полагает их верными и обоснованными.

В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г.), дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

В обоснование уважительных причин, которые воспрепятствовали постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет, истец ссылалась исключительно на свою неосведомленность о необходимости постановки на учет.

Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что в школе-интернате Коваленко А.М. обучался до 1998г., отбывал наказание в местах лишения свободы до 2002 г.

Учитывая, что с соответствующим заявлением Коваленко А.М. впервые обратился через 17 лет, суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанные им причины не могут быть приняты в качестве уважительных. Оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не усматривает.

    Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.

    Нарушений норм материального и процессуального права, влекуших безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

            решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 24 июля 2019 года оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи коллегии:

33-1613/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Коваленко Андрей Михайлович
Ответчики
Администрация Советского района г.Улан-Удэ
Другие
Министерство социальной защиты населения РБ.
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Мирзаева Ирина Игнасовна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
20.04.2020Передача дела судье
20.04.2020Производство по делу приостановлено
21.05.2020Производство по делу возобновлено
15.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020Передано в экспедицию
15.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее