7р-352
РЕШЕНИЕ
13 июня 2019 г. город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Архангельская областная энергетическая копания» Белозеровой М.А. на решение судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 15 мая 2019 г.,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору Новинского И.В. от 10 января 2019 г. акционерное общество «Архангельская областная энергетическая копания» (далее – АО «Архоблэнерго», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 15 мая 2019 г. указанное постановление оставлено без изменения.
Защитник юридического лица в жалобе просит отменить состоявшиеся акты, считая их незаконными.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность для граждан, должностных и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, на основании распоряжения и.о. начальника ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов Калинина И.Н. от 04 октября 2018 г. № 130 проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Архоблэнерго» по месту нахождения котельной, расположенной по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, п. Двинской, ул. Октябрьская, д. 1Б, в период с 29 октября 2018 г. по 26 ноября 2018 г. с целью проверки сведений о нарушениях пожарной безопасности и информации прокуратуры от 15 августа 2018 г. № 190.
В ходе проверки в том числе установлено, что здание котельной АО «Архоблэнерго» по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, п. Двинской, ул. Октябрьская, д. 1Б не оборудовано системой оповещения людей о пожаре в нарушение требований статей 5 и 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ, пункта 20 таблицы приказа МЧС РФ от 20 июня 2003 г. № 323, пункта 7 (таблица 2 пункт 17) СП 3.13130.2009, и помещения здания котельной не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации в нарушение статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЭ, пункта 7.1 СНиП 21-01-97, пункта 14 (таблица 1-4) приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 315 (НПБ 110-03), пункта 7 (таблица 2 пункта 17) СП 3.13130.2009.
В результате проведенной внеплановой выездной проверки в отношении здания котельной АО «Архоблэнерго» составлен акт проверки от 26 ноября 2018 г. № 130.
Факт совершения и вина АО «Архоблэнерго» в совершении административного правонарушения подтверждаются: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки № 130 от 4 октября 2018.; актом проверки № 130 от 26 ноября 2018 г.; протоколом об административном правонарушении от 28 декабря 2018 г.; предписанием по устранению нарушении обязательных требований пожарной безопасности № 130/1/1 от 26 ноября 2018 г. и иными материалами дела.
Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого решения.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления факта совершения АО «Архоблэнерго» вмененного ему деяния.
Выводы судьи о виновности Общества в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении должностного лица, решении суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы жалобы о неправомерном применении Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), а также положений СНиП 21-01-97*, поскольку здание котельной построено в 1976 г., до их введения в действие, что, по мнению заявителя, свидетельствует о применении установленных правил лишь в случае реконструкции или капитального ремонта здания, но не в процессе текущей эксплуатации помещений, являются несостоятельными.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до дня вступления в силу соответствующих положений данного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 «СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. № 1838 (далее - СНиП 10-01-94), которые утратили силу с 1 октября 2003 г.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Следовательно, как Федеральный закон № 123-ФЗ, так и СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Как правильно указано судьей районного суда, системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона № 123-ФЗ и СНиП 21-01-97*, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Нарушения, указанные в пунктах 5 и 6 постановления должностного лица относятся к противопожарному режиму эксплуатации объекта защиты, а не к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания, в связи с чем за соответствующие нарушения АО «Архоблэнерго» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Равным образом Общество обоснованно привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных пунктом 7 (таблица 2 пункт 17) СП 3.13130.2009.
Кроме того, Федеральный закон № 123-ФЗ не устанавливает более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действующие до вступления в силу положений названного Федерального закона.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 315 были утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 июня 2003 года № 323,утверждены Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03).
Указанные нормы пожарной безопасности являются действующими.
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Согласно пункту 20 таблицы 2 НПБ 104-03 производственные и складские здания и сооружения категорий А, Б, В, Г, Д по взрывопожарной и пожарной опасности также подлежат оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В пункте 14 НПБ 110-03 установлен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении (таблицы 1-4), в которую входит, в том числе и объекты защиты административно-бытового назначения.
Таким образом, ранее действующее законодательство также предусматривало норму относительно оборудования в зданиях котельной системами оповещения людей о пожаре, а также автоматической установкой пожарной сигнализации.
Довод защитника АО «Архоблэнерго» о том, что НПБ 110-03, НПБ 104-03, СНиП 21-01-97* носят рекомендательный характер и их выполнение не является обязательным, подлежит отклонению.
Технический регламент, являясь федеральным законом и определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), предусматривает, что со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Технического регламента (статья 151 Федерального закона № 123-ФЗ).
Следовательно, указанные нормы, содержащие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и действовавшие в сфере регулирования до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, являются обязательными и подлежат применению.
Постановление о привлечении АО «Архоблэнерго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении АО «Архоблэнерго», допущено не было.
При таком положении оснований для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 15 мая 2019 г. оставить без изменения, жалобу защитника АО «Архоблэнерго» Белозеровой М.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Витязев