Гражданское дело №2- 208/2018
копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Полянской Е.Н.
с участием прокурора Карелиной В.О.
при секретаре Олиной А.А.
с участием представителя истца Песегова С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пикулина В.А. к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», ФГКУ «Главный центр военно- врачебной экспертизы» Министерства обороны РФ о признании незаконным свидетельства о болезни, признании заболеваний полученных в период военной службы, военной травмой, возложении обязанности выдать свидетельство о болезни с формулировкой военная травма, выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Пикулин В.А. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», ФГКУ «Главный центр военно- врачебной экспертизы» Министерства обороны РФ, требования мотивировал тем, что с 1978г. по 1991г. проходил военную службу в качестве начальника смены и начальника РЛС войск ПВО. В августе 1989г. почувствовал ухудшение здоровья, и при очередном медицинском осмотре врач медсанчасти в/ч 51809 заподозрил у истца отрицательное воздействие ЭМП на здоровье, истец был направлен 04.08.1989 на ГВВК для определения годности к дальнейшей службе с генераторами СВЧ. Командир части отправить истца немедленно на ГВВК не мог в связи с необходимостью несения службы. В декабре 1989г. истец был направлен в служебную командировку, исполнять обязанности начальника воинского караула военного эшелона. Во время выполнения боевой задачи в командировке состояние здоровья истца ухудшилось, парализовало левую сторону лица, по прибытии в войсковую часть истец 28.12.1989 был направлен в Главный военный госпиталь в/ч 73928 г. Джамбул Казахской ССР. В госпитале во время лечения в неврологическом отделении заболел <данные изъяты>, направлен 10.01.1990 в окружной военный госпиталь в г. Алма-Ата. В период нахождения на лечении с 10.01.1990 по 28.09.1990 в <данные изъяты> ОВГ в результате медицинских манипуляций был заражен <данные изъяты>», для лечения которого был переведен с 09.08.1990 по 11.09.1990 в инфекционное отделение данного ОВГ.
После проведенного лечения от гепатита вновь проходил лечение в туберкулезном отделении. С 18.10.1990 по 28.11.1990 лечился в военном клиническом санатории г. Алупка Крымской области, где постановлением от 15.11.1990 32 флотской ВВК истцу было запрещено работать на радиолокационных станциях, так как его заболевания возникли в результате отрицательного воздействия ЭПМ. Командиром в/ч 51809 в декабре 1990г. в связи с постановлением ВВК был освобожден от исполнения обязанностей военной службы на РЛС и для дальнейшей службы был направлен в Целиноградский областной военный комиссариат. В дальнейшем постоянно лечился от <данные изъяты> в военных госпиталях и гражданских <данные изъяты>. В выписном эпикризе от 12.03.1991 начальник <данные изъяты> майор Букреев признал факт заражения истца <данные изъяты> во время лечения его в отделении в 1990г. Истец в то время не знал, что ему положена справка о травме, врачи и командиры в/ч скрыли это. 18.06.1997 истец был освидетельствован ВВК в/ч 74003 и выдано свидетельство о болезни №772. Данное заключение вышестоящей 24 ВВК г. Новосибирск не было утверждено. 21.11.1997 истец освидетельствован 24 ВВК и выдано новое свидетельство о болезни №1389/Т, где причина возникновения заболеваний указана «заболевания получены в период военной службы». Истец с данным заключением не согласен, считает, что в данном случае следовало указать причину заболеваний «военная травма». Истец обслуживал генераторы СВЧ (источники ЭПМ), в результате воздействия которых был причинен вред его здоровью. Полагает, что <данные изъяты> был заражен в период лечения в госпитале в результате медицинских манипуляций, через шприцы. Справка о военной травме выдается командиром войсковой части или военным комиссариатом, в котором гражданин проходил военную службу в момент получения заболевания, но в настоящее время воинских частей и госпиталей, где истец проходил военную службу, в Республике Казахстан нет. На обращения истца в Главное военное управление МО РФ, ГЦ ВВЭ МО РФ поступили голословные, противоречивые отказы.
Просит: признать незаконным свидетельство о болезни №1389/Т от 21.11.1997 в части установления причины возникновения заболеваний;
признать исполнение истцом обязанностей военной службы связанных с источниками электромагнитного поля (источниками повышенной опасности) с 16.09.1978 по 27.04.1991;
признать отрицательное воздействие на здоровье истца источников электромагнитного поля при исполнении обязанностей военной службы;
признать возникновение заболевания у истца туберкулезом в период нахождения на лечении от нейропатии лицевого нерва слева в гарнизонном госпитале г. Джамбул (в/ч 73928) с 28.12.1989 по 10.01.1990;
признать возникновение заболевания истца <данные изъяты> в период нахождения на лечении в окружном военного госпитале 1226 ОВГ (в/ч 449955) г. Алма- Ата вследствие медицинских манипуляций с 09.08.1990;
признать следование к месту лечения, нахождение на лечении в гарнизонном военном госпитале г. Джамбул (в/ч 73928), окружном военном госпитале 1226 ОВГ (в/ч 44955) г. Алма- Ата, в Центральном военном клиническом санатории г. Алупка с 28.12.1989 по 28.11.1990 как исполнение обязанностей военной службы истцом;
признать возникновение сердечно- сосудистых заболеваний, а именно: <данные изъяты> получены в период исполнения обязанностей в период военной службы;
признать возникновение инвалидности по заболеванию с 02.03.1998 при исполнении обязанностей военной службы;
признать заболевание истца <данные изъяты> результате военной травмы;
обязать Военный комиссариат Красноярского края выплачивать истцу ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью вследствие инвалидности, полученной по причине военной травмы;
обязать отдел ((ВВЭ г. Новосибирск) Филиала №3 ФГКУ «ГЦВВЭ» МО РФ отменить свидетельство о болезни №1389/т от 21.11.1997 и принять новое заключение: заболевания истца получены в период исполнения обязанностей военной службы «военная травма».
В судебном заседании представитель истца Песегов С.С., действующий на основании доверенности от 16.08.2017, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, представил дополнительные письменные пояснения истца, в которых он указал, что в процессе судебного разбирательства ответчиками не было доказано, что истец заразился <данные изъяты> в период прохождения военной службы по своей вине, а именно посредством использования шприца при употреблении наркотических средств либо при половом контакте, хотя именно ответчики должны доказать это обстоятельство. Поэтому полагает, что выводы проведенной по делу экспертизы являются преждевременными и не могут быть положены в основу решения суда до тех пор, пока ответчики не представят относимых и допустимых доказательств иной причины передачи истцу <данные изъяты> чем в результате повторного использования игл и шприцев либо при прохождении лечения в период с 10.01.1990 по 29.09.1990 в туберкулезном отделении ОВД. Кроме того, среди экспертов, осуществляющих проведение экспертизы №Н/36-ж от 27.12.2017, отсутствует специалист гепатолог/вирусолог, что противоречит ст.ст.4,8 Федерального закона «О государственной судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации».
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» Петрова О.Н. представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ранее в ходе судебного разбирательства иск не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что Пикулин В.А. является получателем пенсии от Министерства обороны РФ, инвалидом 2 группы. В силу нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, установление причинной связи увечья, с формулировкой «военная травма», относится к компетенции исключительно- военно- врачебной комиссии. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель ответчика ФГКУ «Главный центр военно- врачебной экспертизы» Министерства обороны РФ, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, причин неявки не сообщил.
Ранее в ходе рассмотрения дела представитель ответчика Султанмуратов Ю.М., действующий по доверенности от 24.01.2017, иск не признал. Представил письменные возражения, в которых указал, что 21.11.1997 истец был освидетельствован госпитальной военно- врачебной комиссией 333 окружного военного клинического госпиталя, оформлено свидетельство о болезни, в соответствии с которым истец был признан ограниченного годным к военной службе, заключение о причинной связи заболеваний с прохождением военной службы вынесено в формулировке «заболевание получено в период военной службы». Военных или военно- медицинских документов, подтверждающих факт получения истцом поражения электромагнитным полем и заражения вирусным гепатитом не представлено, поэтому юридических оснований для пересмотра ранее вынесенного заключения ВВК нет.
Выслушав доводы стороны истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым в иске отказать, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Пикулин В.А. проходил военную службу в период с 01.08.1974, уволен с военной службы в запас 25.12.1997 по состоянию здоровья, исключен из списков личного состава военного комиссариата Центрального района г. Красноярска с 08.03.1998.
В соответствии со свидетельством о болезни №1339/т от 21.11.1997 составленным госпитальной военно- врачебной комиссией 333 окружного военного клинического госпиталя по результатам освидетельствования истца, имеющиеся у истца заболевания: <данные изъяты> <данные изъяты> признаны заболеванием, полученным в период военной службы. На основании ст.2 «б»,44 «в» графы III расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно- врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ 1995г. №390 истцу установлена категория «В»- ограниченно годен к военной службе. 02.03.1998 истцу установлена инвалидность 2 группы по причине «заболевание получено в период военной службы».
Согласно позиции истца, основанием для признания незаконным указанного свидетельства о болезни, и установления причинной связи заболеваний с формулировкой «военная травма» является факт отрицательного воздействия на его организм электромагнитного поля в период прохождения службы, а так же заражения его <данные изъяты> в период лечения в госпитале в 1990 году, по его мнению, в результате медицинских манипуляций.
Порядок и основания проведения военно- врачебной экспертизы в период возникновении спорных правоотношений устанавливался Положением о военно- врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.04.1995 №390 (далее- Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках правительственной связи, в целях, в том числе, определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах внутренних дел, а также в целях определения причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел (далее именуется - причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний).
Согласно пункту 3 Положения, на ВВК возлагается:
в) определение причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, а также увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (подпункт «в»);
определение годности граждан по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах внутренних дел на момент их увольнения с военной службы, из органов внутренних дел (подпункт «г»).
В соответствии с пунктом 45 Положения, при освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, граждан, призванных на военные сборы, если им установлен диагноз, ВВК определяет причинную связь полученных этими лицами увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, за исключением случаев, когда эти лица находятся под следствием (судом).
ВВК по документам определяет причинную связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах внутренних дел, в случае если гражданин в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел был освидетельствован ВВК, или находился на лечении, или был уволен с военной службы, службы в органах внутренних дел по болезни, по состоянию здоровья либо если у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел.
Пунктом 46 Положения предусматривалось, что заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний выносятся со следующими формулировками:
"военная травма":
если увечье (ранение, травма, контузия) получено освидетельствуемым при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в период пребывания на фронте, а также при охране государственной границы в мирное время;
если увечье (ранение, травма, контузия) получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, источников электромагнитного поля и оптических квантовых генераторов;
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период пребывания на фронте либо если заболевание, возникшее до этого, в период пребывания на фронте достигло степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах внутренних дел, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях в случае, если имеются медицинские документы, позволяющие отнести начало заболевания к периоду пребывания освидетельствуемого на фронте;
если заболевание возникло у освидетельствуемого в период его службы за границей, в государстве, где велись боевые действия, или в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей либо достигло за указанный период степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах внутренних дел, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях в случае, если имеются медицинские документы, позволяющие отнести начало заболевания к периоду прохождения освидетельствуемым службы за границей, в государстве, где велись боевые действия, или его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей;
если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения участника войны), при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - один месяц службы за 3 месяца), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), а также если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменила категорию годности или привела к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах Комитета государственной безопасности СССР - Министерства государственной безопасности СССР и Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР - Министерства внутренних дел СССР, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях в случае, если имеются медицинские документы, позволяющие отнести начало заболевания к периоду участия в указанных событиях;
"заболевание получено в период военной службы":
если заболевание возникло в период прохождения освидетельствуемым военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел, а также если заболевание, возникшее до призыва на военную службу (военные сборы) или поступления на военную службу по контракту, службу в органы внутренних дел, в период военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах внутренних дел;
если заболевание возникло в период прохождения освидетельствуемым военной службы (военных сборов) в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, или службы в органах внутренних дел, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия за границу, в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах внутренних дел;
если увечье (ранение, травма, контузия) получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
если увечье (ранение, травма, контузия) получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел, но на момент освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья (ранения, травмы, контузии) отсутствуют;
В соответствии с пунктом 48 Положения, заключение о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) ВВК выносит в соответствии со справкой о травме, выданной командиром воинской части, руководителем органа внутренних дел, территориального органа контрразведки, в которых гражданин проходил службу (военные сборы) в момент получения увечья (ранения, травмы, контузии). В справке указываются обстоятельства получения увечья (ранения, травмы, контузии), а также связано или не связано увечье (ранение, травма, контузия) с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Форма справки определяется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 49 Положения, при освидетельствовании граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах внутренних дел и получивших в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел увечье (ранение, травму, контузию), но не имеющих справки об обстоятельствах получения этого увечья (ранения, травмы, контузии), ВВК может вынести заключение о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) на основании других документов, отражающих обстоятельства получения увечья (ранения, травмы, контузии).
Таким образом, из приведенного Положения следует, что перечень оснований для установления причинной связи заболеваний с формулировкой «военная травма» являлся исчерпывающим, (период пребывания на фронте, участие в боевых действиях, пребывание в плену).
В иных случаях формулировка «военная травма» применялась при наличии увечья (ранение, травма, контузия), полученных освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы, а также в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, источников электромагнитного поля и оптических квантовых генераторов.
Между тем, как следует из содержания оспариваемого истцом свидетельства о болезни №1339/т от 21.11.1997, наличие увечий (ранений, травм, контузий), в том числе в результате воздействия источников электромагнитного поля у истца не устанавливалось, какие- либо документы, (справка войсковой части, либо иные документы, предусмотренные пунктом 49 Положения), подтверждающие получение увечий, не представлялись и не исследовались. При освидетельствовании у истца были установлены заболевания, при этом обстоятельств, являющихся в силу пункта 46 Положения основанием для установления причинной связи заболеваний с формулировкой "военная травма", не зафиксировано.
Что касается перенесенного истцом заболевания <данные изъяты> возможность установления причинной связи указанного заболевания с формулировкой "военная травма", была установлена пунктом 41 Положения о военно- врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123, впоследствии утратившего силу, и пунктом 94 Положения о военно- врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, действующего в настоящее время. Указанные нормативные акты не действовали и не применялись в период освидетельствования истца и вынесения оспариваемого заключения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 94 Положения о военно- врачебной- экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, заключение о причинной связи указанного заболевания с формулировкой «военная травма» устанавливается в случае, если заболевание возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции).
В соответствии с пунктом 96 названного Положения, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания, в случаях:
Пунктом 97 Положения установлено, что при освидетельствовании граждан, проходящих (проходивших) военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы и получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов увечье, заболевание, но не имеющих справки о травме, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания.
При наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) заключение о причинной связи увечья, заболевания может быть заочно (по документам) пересмотрено (с отменой ранее вынесенного заключения) (пункт 99).
Определением суда по делу была назначена комплексная судебно -медицинская и военно- врачебная экспертиза, на разрешение которой были поставлены вопросы об установлении характера, давности и причины возникновения имеющегося у истца заболевания «<данные изъяты> и наличии причинной связи возникновения указанного заболевания с исполнением им обязанностей военной службы; наличии отрицательного воздействия на здоровье истца источников электромагнитного поля в период прохождения военной службы и причинной связи с имеющимися у истца заболеваниями; наличии оснований для установления причинной связи заболеваний, имеющихся у истца, с формулировкой военная травма.
Производство экспертизы было поручено экспертам отделения судебно- медицинской экспертизы (г. Новосибирск) филиала №3 Федерального государственного казенного учреждения «111 Главный государственный центр судебно- медицинских и криминалистических экспертиз» Министерства обороны Российской Федерации, с привлечением эксперта ФКУ «Военно- врачебная комиссия Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области».
Как следует из заключения экспертизы 3Н/36-ж от 27.12.2017, согласно имеющегося в медицинской книжке истца выписного эпикриза от 11.09.1990, Пикулин В.А. находился на стационарном лечении в/ч 44955 в период с 09.08.1990 по 11.09.1990 по поводу <данные изъяты>. В дальнейшем наличие у Пикулина В.А. <данные изъяты> подтверждается представленными данными выписок из истории болезни с результатами лабораторных исследований от 20.11.2013, 12.12.2013, 26.07.2016 в периоды его нахождения на лечении в отделениях кардиологии №4, кардиохирургии и кардиологии №1 КГБУЗ «Красноярская клиническая больница».
Согласно литературным данным, заражение <данные изъяты>» происходит: половым путем, при беременности от матери к ребенку, при пользовании общими бритвами, лезвиями, маникюрными и банными принадлежностями, зубными щетками, полотенцами и т.д., на которых имеется малое количество инфицированных биологических жидкостей, а так же при лечебно- диагностических манипуляциях, сопровождающихся нарушением кожного или слизистого покрова через медицинский, стоматологический, маникюрный или прочий инструментарий, трансфузии крови и ее препаратов. Инкубационный период <данные изъяты> составляет в среднем 12 недель, но может колебаться в пределах от 2 до 6 месяцев.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что давность инфицирования Пикулина В.А. соответствует промежутку времени не менее 12 недель, относительно даты первого положительного результата на <данные изъяты>. Каким- либо образом судить и конкретизировать указанный промежуток времени, а так же высказать суждение относительно пути инфицирования Пикулина В.А. по результатам проведенного исследования не представилось возможным. Имеющееся у истца заболевание – <данные изъяты> заболевание получено в период военной службы.
Согласно представленным материалам гражданского дела, Пикулин В.А. проходил военную службу:
С 16.09.1978 по 24.09.1986- начальник смены радиолокационной станции;
С 24.09.1986 по 14.10.1988- начальник радиолокационной станции;
С 14.10.1988 по 10.04.1989- начальник отдельной радиолокационной роты;
С 10.04.19889 по 27.04.1991- начальник радиолокационной станции.
В связи с отсутствием в представленных материалах гражданского дела и медицинских документах, данных о факте (фактах) и обстоятельствах превышения предельно допустимых доз электромагнитного излучения, воздействовавших на Пикулина В.А., судить об отрицательном воздействии на организм Пикулина В.А. электромагнитного поля не представляется возможным, в связи с чем, причинная связь не определяется.
При исследовании представленных материалов дела и медицинских документов каких- либо данных, позволяющих изменить ранее определенную военно- врачебной комиссией госпитальной, 333 окружного военного клинического госпиталя (терапевтического профиля) формулировку «заболевание получено в период военной службы» (свидетельство о болезни №1339/т от 21.11.1997) на «военная травма» не имеется.
Указанное заключение экспертизы сомнений у суда не вызывает, поскольку оно составлено компетентными специалистами, имеющими необходимое образование и квалификацию, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов мотивированы, основаны на материалах гражданского дела, основаны на положениях нормативных актов, регламентирующих порядок организации и проведения военно- врачебной экспертизы.
Доводы истца о несогласии с заключением экспертизы основаны на субъективном мнении, и какими- либо допустимыми доказательствами не подтверждены.
При таком положении, суд признает указанное заключение экспертизы допустимым и достоверным доказательством.
Ссылки истца на то, что обязанность доказать причину инфицирования его <данные изъяты> возлагается на ответчиков, суд признает несостоятельными, поскольку в силу ст.56 ГПК РФ, сторона истца должна представить доказательства в обоснование своих доводов, являющихся основанием исковых требований.
В силу изложенного, правовых оснований для признания незаконным оспариваемого свидетельства о болезни №1389/Т от 21.11.1997 суд не усматривает. По этой причине оснований для возложения на ответчика ФГКУ «Главный центр военно- врачебной экспертизы» Министерства обороны РФ отменить свидетельство о болезни №1389/т от 21.11.1997 и принять новое заключение: заболевания истца получены в период исполнения обязанностей военной службы «военная травма» у суда не имеется.
Поскольку оспариваемым заключением заболевания истца признаны полученными в период военной службы, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании его заболеваний гепатитом, туберкулезом, болезней сердца и сосудов в результате военной травмы, как заявлено в иске.
Разрешая остальные требования, изложены в просительной части искового заявления, суд приходит к следующему.
То обстоятельство, что истцом при исполнении обязанностей военной службы осуществлялось взаимодействие с источниками электромагнитного поля, ответчиками не оспаривается, однако сам по себе указанный факт не является основанием для признания судом факта отрицательного воздействия на здоровье истца источников электромагнитного поля при исполнении обязанностей военной службы и не свидетельствует о наличии оснований для установления причинной связи имеющихся у него заболеваний с формулировкой «военная травма».
Так же у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца - признать возникновение заболевания у истца туберкулезом в период нахождения на лечении от нейропатии лицевого нерва слева в гарнизонном госпитале г. Джамбул (в/ч 73928) с 28.12.1989 по 10.01.1990; признать возникновение заболевания истца <данные изъяты> в период нахождения на лечении в окружном военного госпитале 1226 ОВГ (в/ч 449955) г. Алма- Ата вследствие медицинских манипуляций с 09.08.1990. То обстоятельство, что в указанные периоды времени истец перенес данные заболевания, ответчиками не оспариваются. Однако причины и обстоятельства возникновения этих заболеваний, указанные истцом, не подтверждены в ходе судебного разбирательства.
Требование истца о признании следования к месту лечения, нахождения на лечении в гарнизонном военном госпитале г. Джамбул (в/ч 73928), окружном военном госпитале 1226 ОВГ (в/ч 44955) г. Алма- Ата, в Центральном военном клиническом санатории г. Алупка с 28.12.1989 по 28.11.1990 как исполнение обязанностей военной службы так же не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств того, что истец в эти периоды исполнял какие- либо служебные обязанности, суду не представлено.
Требование истца признать возникновение сердечно- сосудистых заболеваний, а именно: <данные изъяты> получены в период исполнения обязанностей в период военной службы, так же не может быть удовлетворено.
Как следует из заключения ВВК, ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения, хроническая коронарная недостаточность признаны заболеваниями, полученными в период военной службы. Формулировка причинной связи заболеваний «в период исполнения обязанностей в период военной службы» Положениями о военно- врачебной экспертизе, как действовавшим в период освидетельствования истца, так и действующим в настоящее время, не предусмотрена.
Оснований для признания возникновения инвалидности по заболеванию с 02.03.1998 при исполнении обязанностей военной службы; у суда так же не имеется, поскольку причина инвалидности устанавливается исключительно учреждениями медико- социальной экспертизы. Перечень причин инвалидности предусмотрен пунктом 14 Правил признания лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95, в который входит, в том числе «военная травма»; «заболевание получено в период военной службы». Указанное истцом основание данными Правилами не предусмотрено.
Разрешая требования истца о возложении на ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» обязанности выплачивать ему ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью вследствие инвалидности, полученной по причине военной травмы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 13 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:
1) 14 000 рублей - инвалиду I группы;
2) 7 000 рублей - инвалиду II группы;
3) 2 800 рублей - инвалиду III группы.
Согласно части 14.1 указанной нормы, ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 13 настоящей статьи, выплачивается независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры ежемесячной денежной компенсации, установленные частью 13 настоящей статьи, ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16).
Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 17).
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей".
Пунктом 2 Правил установлено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается:
военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы (далее - инвалиды),
членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы (далее - члены семьи);
членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы в периоды ведения боевых действий в государствах и на территориях, указанных в перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предусмотренном приложением к Федеральному закону "О ветеранах", и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими.
Согласно пункту 3 Правил, назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется соответствующими пенсионными органами, в том числе Министерства обороны Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 4 названных Правил установлено, что для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и следующие документы:
для инвалидов:
копия документа, удостоверяющего личность;
копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы;
копия решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) - для опекуна (попечителя).
Таким образом, из приведенных норм следует, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, назначается лицу, уволенному с военной службы и имеющему инвалидность вследствие военной травмы, в заявительном порядке, при предоставлении необходимого перечня документов, в том числе справки МСЭ об установлении инвалидности вследствие военной травмы.
Между тем, инвалидность вследствие военной травмы истцу не устанавливалась, с соответствующим заявлением в установленном порядке в Военный комиссариат Красноярского края он не обращался, поэтому правовые основания для возложения на указанного ответчика обязанности по выплате ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью у суда отсутствуют.
В силу изложенного, в удовлетворении исковых требований суд отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пикулина В.А. к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», ФГКУ «Главный центр военно- врачебной экспертизы» Министерства обороны РФ о признании незаконным свидетельства о болезни, признании заболеваний полученных в период военной службы, военной травмой, возложении обязанности выдать свидетельство о болезни с формулировкой военная травма, выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская