Решение по делу № 33-2510/2023 от 15.03.2023

. Сыктывкар УИД: 11RS0002-01-2022-002808-23

Дело № 2-2428/2022 (№33-2510/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.,

судей Жуковской С.В., Константиновой Н.В.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании 10 апреля 2023 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2022 года, которым постановлено:

обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты» произвести выплату мер социальной поддержки за период с 01.07.2019 по 30.09.2021, возобновить выплату мер социальной поддержки с 01.06.2022.

     В удовлетворении остальной части требований Пантелусу В.В. – отказать.

Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., судебная коллегия

установила:

Пантелус В.В. обратился в суд с иском к директору «Центра по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» Жарикову В.В., ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты» (далее – ГБУ РК ЦСЗН г. Воркуты» о признании действий по прекращению выплаты незаконными, возложении обязанности произвести выплату компенсации. В обоснование требований истец указал, что 27.07.2019 он получил уведомление №190 от 16.07.2019 о прекращении выплаты денежной компенсации в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилого помещения. С прекращением выплаты денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% не согласен, так как является пенсионером по выслуге лет с 28.04.1993, с 24.09.1998 является ветераном труда. Как ветеран труда истец имеет право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, на оплату в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг. Оплата жилого помещения и коммунальных услуг производится истцом регулярно. В уведомлении не указан период образования задолженности, размер задолженности, не указано за какие услуги возникла задолженность. Прекращение компенсационной выплаты считает незаконным, просит возложить на ответчиков обязанность произвести выплату компенсации за период с июля 2019 года по настоящее время.

Ответчик с требованиями истца не согласился, в возражениях на иск указал, что Пантелус В.В., проживающий по адресу: <Адрес обезличен>, является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно региональному законодательству, предусмотренных по категории «ветеран труда». В связи с поступившими ответами по системе межведомственного взаимодействия Пантелусу В.В. были приостановлены выплаты мер социальной поддержки в связи с задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг. Сведений, опровергающих вышеуказанные данные, а также соглашения по погашению задолженности или сведения об уважительности причин ее образования со стороны истца в Учреждение не представлены. Оплата задолженности после приостановления услуги является основанием только для ее возобновления, перерасчет в данном случае не предусмотрен. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при условии отсутствия задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнения гражданами соглашений по ее погашению.

Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований по доводам иска.

Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН» в судебном заседании с требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на иск, просил применить срок исковой давности.

Директор ГБУЗ РК «ЦСЗН» Жариков В.В. о месте и времени судебного заседания извещен, не явился.

Судом постановлено указанное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями о его отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В суде апелляционной инстанции стороны участия не приняли, извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Пантелус В.В. является ветераном труда. На основании заявления от 06.12.2004 Пантелусу В.В. предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу: <Адрес обезличен> путем перечисления денежных средств на счет Пантелуса В.В., открытый в банке.

Уведомлением от 16.07.2019 №190 ГБУ РК «УСЗН г. Воркуты» Пантелус В.В. поставлен в известность о прекращении выплаты денежной компенсации в связи с задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).

Разрешая спор, суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 160 ЖК РФ, статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», статьи 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми», пункты 13, 18 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением правительства Республики Коми от 05.05.2009 №115 (далее Правила №115) и разъяснения, приведённые в пунктах 45, 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найми или принадлежащего им на праве собственности», указал, что у истца имелась задолженность по оплате коммунальных услуг, что подтверждается судебным актом, однако пришёл к выводу, что исковые требования Пантелуса В.В. в части возложения обязанности произвести выплату мер социальной поддержки за период с 01.07.2019 по 30.09.2021 и возобновления выплаты мер социальной поддержки с 01.06.2022 подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции противоречат установленным по делу обстоятельствам и приведённым нормам права ввиду следующего.

    В соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» предусмотрено, что лицам, имеющим звание "Ветеран труда" (далее - ветераны труда), по достижении возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами или в случае досрочного установления (назначения) страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 3 настоящей статьи), независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам труда и членам их семей.

В силу части 3 статьи 160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Федеральным законом от 28.11.2018 №442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» в часть 3 статьи 160 ЖК РФ внесены изменения, в соответствии с которым компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

    В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.11.2018 №442-ФЗ указанные выше изменения в части 3 статьи 160 ЖК РФ вступают в силу с 01.01.2022.

    Таким образом, по состоянию на 16.07.2019 положения части 3 статьи 160 ЖК в новой редакции не действовали, в связи с чем для принятия решения о прекращении выплаты денежной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг юридически значимым обстоятельством являлось наличие

задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Между тем суд первой инстанции не дал какой-либо оценки законности действий ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» по прекращению выплат мер социальной поддержки с 16.07.2019, тогда как такие требования были заявлены истцом.

    Пунктом 13 Правил №115 (в редакции, действующей по состоянию на 16.07.2019) предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению.

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 18 Правил №115 перечисление компенсации прекращается в месяце, в котором наступили следующие обстоятельства: в) наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

    В пункте 47 Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своём Постановлении от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» указал, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

    Из материалов дела следует, что по состоянию на 16.07.2019 у Пантелуса В.В. за период с 01.01.2017 имелась задолженность перед ООО «Водоканал» за холодное водоснабжение и водоотведение в размере 1 648,72 руб. Кроме того, решением мирового судьи ... судебного участка г. Воркуты Республики Коми от 10.08.2021 по делу <Номер обезличен> подтверждается, что у Пантелуса В.В. имелась задолженность по оплате за отопление и горячее водоснабжение за период с 01.08.2017 по 28.02.2017, с 01.07.2018 по 30.09.2018, с 01.11.2018 по 31.01.2019, с 01.04.2019 по 31.07.2019, с 01.10.2019 по 30.11.2019 в общей сумме 6 499,58 руб. Указанное решение Пантелус В.В. в апелляционном порядке не обжаловал, решение суда вступило в законную силу и фактически было им исполнено 23.05.2022.

    Таким образом, на момент принятия решения ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» о прекращении выплаты компенсации расходов по оплате коммунальных услуг у Пантелус В.В. имелась задолженность по оплате за коммунальные услуги, за два и более месяцев.

    Возражая против наличия задолженности за коммунальные услуги, Пантелус В.В. указал, что задолженность по оплате за коммунальные услуги по адресу: <Адрес обезличен> возникла в 2011 году. В подтверждение указанных обстоятельств, истцом представлены квитанции и платежные документы, подтверждающие внесение платы за коммунальные услуги за период с 2009 по 2012 годы, а также с 2019 по 2022 годы, из которых усматривается, что оплата коммунальных услуг производилась Пантелусом В.В. ежемесячно, однако не в полном объеме.

    В письменных пояснениях на запрос суда апелляционной инстанции Пантелус В.В. также указал, что оплата за коммунальные услуги за период с января 2019 года по июнь 2019 года произведена им в полном объеме, с переплатой.

    Между тем истцом не представлено доказательств внесения оплаты за коммунальные услуги в полном объеме за период с 2013 по 2018 годы. Так, из квитанции <Номер обезличен> за июль 2019 года усматривается, что на 30.03.2019 у Пантелуса В.В. имелась задолженность по оплате электроэнергии в размере 3 406,94 руб., по оплате за отопление и горячее водоснабжение в размере 14 092,82 руб., по оплате за холодное водоснабжение и водоотведение в размере 3 765,88, за содержание и ремонт общего имущества 6 075,44 руб. и по состоянию на 01.05.2019 указанная задолженность в полном объеме не была погашена. Не погашена эта задолженность в полном объеме и по состоянию на 01.07.2019, что подтверждается квитанцией №1108436652 за июль 2019 года.

В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в своём Постановлении от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.

Если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 ГК РФ).

В случае когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (часть 1 статьи 7 ЖК РФ и пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 ГК РФ).

    Таким образом, в отсутствие указания на конкретный месяц оплаты платежи, произведённые истцом в период с января 2019 года по июнь 2019 года могли быть зачтены в счет уплаты ранее возникшей задолженности, срок давности по которой не истёк.

    Сведений об обращении истца в ресурсоснабжающие и управляющие организации по вопросам перерасчета либо оспаривания размера задолженности, суду не представлено. Доказательств наличия уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе оснований внесения оплаты по платежным документам не в полном объеме, истец также не привёл.

    При таких обстоятельствах, решение ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» о прекращении выплаты компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги с 01.07.2019, доведённое до сведения истца уведомлением от 16.07.2019 №190, является законным, основанным на нормах права, действующих на тот период времени.

    Пунктом 21 Правил №115 (в редакции, действующей до 01.01.2022) предусматривалось, что компенсация, выплата которой прекращена вследствие наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнения условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги:

1) при наличии уважительных причин возникновения (непогашения по соглашению) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок) и представлении в центр подтверждающих соответствующие обстоятельства документов (справка из лечебного учреждения, или свидетельство о смерти, или справка с места работы о задолженности по выплате заработной платы) выплачивается за месяц (месяцы), в котором (в которых) гражданин находился на стационарном лечении, умерли близкие родственники, не выплачена заработная плата;

2) при отсутствии уважительных причин возникновения (непогашения по соглашению) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае подтверждения гражданами полного погашения задолженности или согласования срока погашения задолженности с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, в течение месяца, следующего за месяцем прекращения перечисления компенсации, выплачивается за месяц, в котором перечисление компенсации было прекращено.

Перечисление компенсации, прекращенное вследствие иных случаев, не указанных в настоящем пункте, возобновляется в месяце, следующем за месяцем, в котором представлены документы, подтверждающие полное погашение задолженности или согласование срока погашения задолженности с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению.

    С 01.01.2022 пунктом 21 Правил №115 предусмотрено, что компенсация, выплата которой прекращена вследствие наличия подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года, возобновляется с месяца выполнения в полном объеме обязательств по вступившему в законную силу судебному акту.

    Материалы дела не содержат доказательств того, что возникшая у истца задолженность по оплате за коммунальные услуги была погашена им в течение месяца, следующего за месяцем прекращения перечисления компенсации, равно как и отсутствуют доказательства того, что истцом было произведено погашение задолженности в период с 01.08.2019 по 30.09.2021 в связи с чем, оснований для возложения на ГБУ РК «ЦСЗН по г. Воркуте» обязанности произвести выплату мер социальной поддержки за период с 01.07.2019 по 30.09.2021 у суда первой инстанции не имелось.

    Ввиду этого, решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07.12.2022 в указанной части подлежит отмене, а требования Пантелуса В.В. о возложении обязанности произвести выплату компенсации начиная с 01.07.2019 оставлению без удовлетворения.

Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возобновлении выплаты Пантелусу В.В. компенсации расходов по оплате коммунальных услуг начиная с мая 2022 года, поскольку в связи с изменением правового регулирования, основанием для возобновления выплаты компенсации является факт погашения судебной задолженности. Судебная задолженность по решению мирового судьи ... судебного участка <Адрес обезличен> Республики Коми от 10.08.2021 по делу <Номер обезличен> погашена Пантелусом В.В. 23.05.2022, и, соответственно, выплата компенсации подлежит возобновлению с 01.05.2022.

    Поскольку резолютивная часть содержит указание на возобновление выплаты мер социальной поддержки с 01.06.2022, судебная коллегия полагает необходимым в этой части решение суда изменить с указанием правильной даты возобновления выплат.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

    апелляционную жалобу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Воркуты» удовлетворить частично.

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2022 в части признания возложения на ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты» о возложении обязанности произвести выплату мер социальной поддержки за период с 01.07.2019 по 30.09.2021 отменить.

Вынести по делу новое решение, которым

Исковые требования Пантелуса В.В. о признании действий ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты» по прекращению выплаты денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с июля 2019 года незаконными и возложении обязанности произвести выплату денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг начиная с июля 2019 года и по апрель 2022 года оставить без удовлетворения.

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2022 в части указания даты возобновления выплаты мер социальной поддержки с 01.06.2022 изменить.

Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты» возобновить выплату мер социальной поддержки Пантелусу В.В. с 01.05.2022.

В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2012 года оставить без изменения.

Мотивированное определение составлено 10 апреля 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-2510/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Пантелус Валерий Викторович
Ответчики
ГУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты
Директор ГУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты Жариков В.П.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Константинова Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
23.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2023Передано в экспедицию
10.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее