Дело № 2а-1471/21
УИД 25RS0002-01-2021-001149-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2021 года г. Владивосток, ул. Адм. Фокина, 23а
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., с участием помощника судьи Верстюк Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бойко Леонида Анатольевича к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании бездействия, решения незаконными, возложении обязанности,
установил:
Бойко Л.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС г. Владивостока) о признании бездействия, решения незаконными, возложении обязанности. В обоснование требований указал, что дата обратился в департамент земельных и имущественных отношений <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, для эксплуатации части жилого дома в собственность без проведения торгов. Границы испрашиваемого земельного участка подлежали уточнению в соответствии с действующим законодательством. Распоряжением департамента № от дата предварительно согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка. На основании указанного распоряжения административным истцом уточнены границы земельного участка. Заявлением от дата № в департамент направлена выписка из ЕГРН. Решением административного ответчика от дата, которому переданы полномочия по распоряжению земельными участками, отказано в предоставлении земельного участка. Решением Фрунзенского районного суда <адрес> от дата, вступившим в законную силу, на УМС <адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть заявление в установленный законом срок и в установленном законом порядке. Во исполнение указанного решения письмом от дата № у УМС <адрес> указано на отсутствие в приложении к заявлению сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Письмом от дата №у УМС <адрес> уведомило о невозможности рассмотрения заявления в связи с отсутствием возможности провести обследование земельного участка. С данным решением административный истец не согласен, указывает, что является собственником жилого дома (части жилого дома), границы участка уточнены, разрешенное использование земельного участка указанно под жилым домом и хозяйственными постройками, в соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ административный истец имеет исключительное право на оформление земельного участка. Для принятия решения административным истцом представлены все необходимые документы, до настоящего времени решение не принято. Земельный кодекс РФ не содержит такого основания для отказа в предоставлении земельного участка как отсутствие обследования земельного участка. В оспариваемом решении не указаны основания, установленные административным регламентом. С учетом этого, просит восстановить срок на обжалование решения, признать незаконным бездействие УМС <адрес> по непринятию решения по заявлениям от дата, дата о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, признать незаконным решение УМС <адрес> от дата №, возложить на УМС <адрес> обязанность принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В судебное заседании Бойко Л.А. и его представитель ФИО4 заявленные требования поддержали.
Представитель УМС г. Владивостока ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
В судебном заседании установлено, что Бойко Л.А. является собственником части жилого дома, общей площадью 33,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
дата ФИО2 обратился в департамент земельных и имущественных отношений <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 25:28:030001:0102, расположенного по адресу <адрес>, для эксплуатации части жилого дома в собственность без проведения торгов.
дата административным истцом подано дополнительное заявление № с приложением выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Решением Фрунзенского районного суда <адрес> от дата, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от дата, решение УМС <адрес>, принятое по результатам рассмотрения заявления от дата № и оформленное письмом от дата №у, об отказе Бойко Л.А. в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., расположенного: <адрес> для эксплуатации части жилого дома, признано незаконным, на УМС <адрес> возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО2 в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
Решением УМС <адрес>, оформленным уведомлением от дата №у, административному истцу сообщено о невозможности рассмотрения заявления в связи с необходимостью проведения осмотра земельного участка с кадастровым номером №, поскольку согласно сведениям публичной кадастровой карты на земельном участке находится четыре объекта недвижимости. Согласно сведениям ЕГРН по адресу <адрес> числится жилой дом с кадастровым номером № и жилое помещение с кадастровым номером №, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и о нарушении указанным решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно положений статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в статье оснований. Приведенный в данной статье перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Административным ответчиком не представлено доказательств осуществления каких-либо действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, по подготовке проекта договора купли-продажи, принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность, либо решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Направление по результатам рассмотрения заявления, поданного в порядке пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, уведомления о необходимости проведения обследования земельного участка действующим законодательством не предусмотрено.
Установленные Административным регламентом предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления или в собственности муниципального образования, без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации <адрес> от дата N 4510, стандарт предоставления муниципальной услуги, а также состав и последовательность выполнения административных процедур не предусматривают возможность рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка лишь после проведения его осмотра.
Согласно приложению к Административному регламенту при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ заявитель представляет документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Как установлено судом, совместно с заявлением Бойко Л.А. представлено сообщение содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю, что предусмотрено приказом Минэкономразвития России от дата №, согласуется с пп. 7 п. 2.6 Административного регламента и свидетельствует о предоставлении административным истцом всех необходимых документов.
Поскольку применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказана законность оспариваемого решения, его принятие по результатам должного рассмотрения обращения заявителя, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца, суд на основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов Бойко Л.А. путем повторного рассмотрения заявлений от дата, от дата о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, для эксплуатации части жилого дома в собственность без проведения торгов в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействие УМС <адрес> по непринятию решения по заявлениям от дата, дата о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не имеется, поскольку целью административного судопроизводства является восстановление нарушенного права, в то время как удовлетворение требований в данной части само по себе не повлечет восстановления права административного истца с учетом возложения судом по результатам рассмотрения настоящего дела на УМС <адрес> обязанности по повторному рассмотрению указанных заявлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Бойко Леонида Анатольевича к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании бездействия, решения незаконными, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления муниципальной собственности <адрес>, оформленное уведомлением от дата №
Обязать Управление муниципальной собственности <адрес> устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов Бойко Леонида Анатольевича путем повторного рассмотрения заявлений от дата, от дата о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, для эксплуатации части жилого дома в собственность без проведения торгов в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – дата.
Судья Т.А. Михайлова