Дело №2-951/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
(заочное)
г.-к. Анапа 17 мая 2018 г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Киндт С.А.,
при секретаре Журавлеве И.А.,
с участием:
истца Дементьева В.Н. и его представителя адвоката Русак А.В.,
представившего удостоверение № 2290 и ордер № 001144 от
17.05.2018г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьева ВН к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Дементьев В.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г.-к. Анапа о признании права собственности на земельный участок, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 600 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: земельные участки садоводческих товариществ, кадастровый 000, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) и указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для подготовки межевого плана на указанный земельный участок, а также основанием Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для государственной регистрации в ЕГРН права собственности на него.
Свои исковые требования истец Дементьев В.Н. мотивирует тем, что на основании решения общего собрания членов СОТ «Строитель» от 05.04.1997 г. (выписка из протокола № 6 от 05.04.1997 г.) он был принят в члены СОТ «Строитель», где за ним был закреплен земельный участок 000 общей площадью 600 кв. м. для садоводства и огородничества. Его членство в СОТ «Строитель», которое 30.10.2007 г. было переименовано в СНТ «Строитель», подтверждается членской книжкой СОТ «Строитель», членской книжкой СНТ «Строитель», справкой СНТ «Строитель» б/н от 2018 г., справкой СНТ «Строитель» б/н от 2018 г. Постановлением главы администрации Анапского района Краснодарского края от 12.03.1993 г. № 106 «О перераспределении земельных участков под садоводство и огородничество в собственность граждан в СОТ «Строитель» ранее предоставленные земельные участки для садоводства и огородничества были переданы в собственность граждан согласно приложению. По причине отсутствия списка членов СОТ «Строитель» истцу не было выдано свидетельство на право собственности на земельный участок, в связи с чем он не приобрел право собственности на него в порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального закона от 30.11.1994 г. N 52-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением архивного отдела администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 27.04.2017 г. № 816, сообщением Анапского отдела Росреестра по Краснодарскому краю от 24.02.2016 г. № 298. По этой причине в сообщении Анапского отдела Росреестра по Краснодарскому краю от 26.08.2016 г. 000 истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Согласно справке МБУ Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования г.-к. Анапа от 26.01.2015 г. № 177 следует, что согласно адресному плану муниципального образования г.-к. Анапа, решению Совета муниципального образования г.-к. Анапа первого созыва от 26.06.2008 г. № 814 «О наименовании адресных объектов (топонимов) на территории муниципального образования город-курорт Анапа» вышеуказанному земельному участку соответствует почтовый адрес: Анапский район, (...). 29.09.2005 г. земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 000, о чем в ЕГРН (ГКН) были внесены соответствующие сведения, в том числе об истце как о его правообладателе, что подтверждается сообщением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 22.06.2016 г. № 08534/01-15, кадастровым паспортом земельного участка от 28.10.2014 г. № 2343/12/14-984865, кадастровой выпиской о земельном участке от 11.02.2015 г. № 2343/12/15-145730. В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных). Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Истцом в администрацию муниципального образования г.-к. Анапа было подано заявление от 12.03.2018 г. с просьбой о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка. В сообщении Управления имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 22.03.2018 г. № 27.02-2039, со ссылкой на решение Совета муниципального образования г.-к. Анапа от 14.11.2013 г. № 404 «Об утверждении городского округа город-курорт Анапа», которым утвержден генеральный план муниципального образования город-курорт Анапа, в котором установлены границы 1-й, 2-й, 3-й зон горно-санитарной охраны курорта Анапа, истцу было сообщено об отсутствии у администрации муниципального образования г.-к. Анапа правовых оснований для предоставления в собственность земельного участка, поскольку он якобы находится в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны г.-к. Анапа. П. 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи. Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
Согласно п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 406-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 2 ст. 94 ЗК РФ и в п. 1 ст. 95 ЗК РФ лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из числа земель относящихся к землям особо охраняемых природных территорий. Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» к землям особо охраняемых природных территорий относятся государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады. Истец считает, поскольку в силу ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 406-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ст. ст. 94, 95 ЗК РФ территории курортов, в том числе г.-к. Анапа, утратили статус особо охраняемых природных территорий, поэтому, установленные ст. 27 ЗК РФ ограничения, на испрашиваемый им земельный участок, не распространяются, а сам факт придания Указом Президента РФ от 22.09.1994 г. № 1954 «О федеральном курортном районе Анапа» району курорта Анапа статуса федерального курортного региона не является основанием для отнесения земель на его территории к землям особо охраняемых природных территорий. Согласно ст. 4 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Истец указывает, что сведений о том, что г.-к. Анапа внесен в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, не имеется. П. 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подп. 1), земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, определенном названным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 8 ЗК РФ). Истец также указывает, что спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых территорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативно правового акта о его изъятии из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте, не имеется. Согласно п. п. 1-3 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии ч. ч. 1-3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425 утверждено «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения». Согласно п. 1 Положения настоящее Положение определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории. В соответствии с п. 14 Положения на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Согласно п. 18 Положения границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с п. 21 Положения вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа. Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке. Истец, ссылаясь на кадастровый паспорт земельного участка от 28.10.2014 г. № 2343/12/14-984865, кадастровую выписку о земельном участке от 11.02.2015 г. № 2343/12/15-145730, указывает об отсутствии в ЕГРН (ГКН) сведений о том, что земельный участок якобы находится в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны г.-к. Анапа. При этом истец считает, что действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы. В п. 2.8. «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) разъяснено, что для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.Также разъяснено, что формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации. Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях. Со ссылкой на п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», разъяснения в п. 2.8. «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) истец считает, что имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок.
В судебном заседании истец Дементьев В.Н. и его представитель адвокат Русак А.В., заявленные исковые требования поддержали полностью по основаниям, изложенным в иске и просили их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования г.-к. Анапа и представитель СНТ «Строитель» надлежащим образом, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились и не предоставили суду доказательств уважительности причин своей неявки.
Суд, руководствуясь ч. ч. 3, 4 ст. 167, ст. ст. 233, 234 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело по существу в порядке заочного производства в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Д. В.В. показала, что истцу приходится дочерью и что истец с начала 90-х годов владеет и пользуется земельным участком в (...) общей площадью 600 кв. м. для садоводства и огородничества, который в настоящее время имеет адрес: (...). Земельный участок огорожен забором, на нём посажены плодовые деревья, имеется колодец, завезены фээски для строительства.
Свидетель Б. З.Н. показала, что истца знает около 30-ти лет, что в СОТ «Строитель» у него имеется земельный участок 000 общей площадью 600 кв. м. для садоводства и огородничества, который в настоящее время имеет адрес: (...), который огорожен забором и на котором посажены плодовые деревья, имеется колодец, завезены фээски для строительства.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца и его представителя, показания свидетелей, исковые требования считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно выписке из протокола общего собрания членов СОТ «Строитель» от 05.04.1997 г. № 6 от 05.04.1997 г. Дементьев В.Н. был принят в члены СОТ «Строитель», где за ним был закреплен земельный участок 000 общей площадью 600 кв. м. для садоводства и огородничества.
Членство истца Дементьева В.Н. в СОТ «Строитель», которое 30.10.2007 г. было переименовано в СНТ «Строитель», подтверждается членской книжкой СОТ «Строитель», членской книжкой СНТ «Строитель», а также справкой СНТ «Строитель» б/н от 2018 г., справкой СНТ «Строитель» б/н от 2018 г.
Постановлением главы администрации Анапского района Краснодарского края от 12.03.1993 г. № 106 «О перераспределении земельных участков под садоводство и огородничество в собственность граждан в СОТ «Строитель» ранее предоставленные земельные участки для садоводства и огородничества были переданы в собственность граждан согласно приложению.
При этом, согласно сообщения архивного отдела администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 27.04.2017 г. № 816 списки членов СОТ «Строитель» отсутствуют.
По этой причине в сообщении Анапского отдела Росреестра по Краснодарскому краю от 26.08.2016 г. № 23/026/001/2016-1332 истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Согласно справке МБУ Управление архитектуры и градостроительства МО г.-к. Анапа от 26.01.2015 г. № 177 следует, что согласно адресному плану МО г.-к. Анапа, решению Совета МО г.-к. Анапа первого созыва от 26.06.2008 г. № 814 «О наименовании адресных объектов (топонимов) на территории муниципального образования город-курорт Анапа» вышеуказанному земельному участку соответствует почтовый адрес: Анапский район, (...)
29.09.2005 г. земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 000, о чем в ЕГРН (ГКН) были внесены соответствующие сведения, в том числе об истце как о его правообладателе, что подтверждается сообщением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 22.06.2016 г. № 08534/01-15, кадастровым паспортом земельного участка от 28.10.2014 г. № 2343/12/14-984865, кадастровой выпиской о земельном участке от 11.02.2015 г. № 2343/12/15-145730.
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Истец Дементьев В.Н. обращался в администрацию муниципального образования г.-к. Анапа с заявлением от 12.03.2018 г. с просьбой о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка.
В сообщении управления имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа от 22.03.2018 г. № 27.02-2039, со ссылкой на решение Совета муниципального образования г.-к. Анапа от 14.11.2013 г. № 404 «Об утверждении городского округа город-курорт Анапа», которым утвержден генеральный план муниципального образования город-курорт Анапа, в котором установлены границы 1-й, 2-й, 3-й зон горно-санитарной охраны курорта Анапа, Дементьеву В.Н. было сообщено об отсутствии у администрации муниципального образования г.-к. Анапа правовых оснований для предоставления мне в собственность земельного участка, поскольку он находится в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны г.-к. Анапа.
П. 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
Согласно п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 406-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 2 ст. 94 ЗК РФ и в п. 1 ст. 95 ЗК РФ лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из числа земель относящихся к землям особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» к землям особо охраняемых природных территорий относятся государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Таким образом, поскольку в силу ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 406-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ст. ст. 94, 95 ЗК РФ территории курортов, в том числе г.-к. Анапа, утратили статус особо охраняемых природных территорий, поэтому, установленные ст. 27 ЗК РФ ограничения, на испрашиваемый истцом земельный участок не распространяются.
Сам факт придания Указом Президента РФ от 22.09.1994 г. № 1954 «О федеральном курортном районе Анапа» району курорта Анапа статуса федерального курортного региона не является основанием для отнесения земель на его территории к землям особо охраняемых природных территорий.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведений о том, что г.-к. Анапа внесен в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, не имеется.
П. 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подп. 1), земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, определенном названным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Спорный земельный участок в категорию земель особо охраняемых территорий в установленном законом порядке переведен не был, нормативно правового акта о его изъятии из хозяйственного оборота либо ограничения в обороте, не имеется.
Согласно п. п. 1-3 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии ч. ч. 1-3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425 утверждено «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения».
Согласно п. 1 Положения настоящее Положение определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
В соответствии с п. 14 Положения на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Согласно п. 18 Положения границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 Положения вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.
Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной или горно-санитарной охраны, производится в установленном порядке.
Сведений о том, что земельный участок якобы находится в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны г.-к. Анапа в ЕГРН (ГКН) не имеется, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 28.10.2014 г. № 2343/12/14-984865, кадастровой выпиской о земельном участке от 11.02.2015 г. № 2343/12/15-145730.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в 3-й зоне санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
В п. 2.8. «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) разъяснено, что для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Также разъяснено, что формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации.
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Заключение правления СНТ «Строитель» о местонахождении земельного участка от 25.05.2017 г. в совокупности с выкопировкой организации территории СНТ «Строитель», предоставленной МБУ Управление архитектуры и градостроительства МО г.-к. Анапа, являются доказательствами того, что земельный участок входит в состав территории СНТ «Строитель».
Данное некоммерческое объединение быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Выписка из протокола общего собрания членов СОТ «Строитель» № 6 от 05.04.1997 г., членская книжка СОТ «Строитель», членская книжка СНТ «Строитель», справка СНТ «Строитель» б/н от 2018 г. и справка СНТ «Строитель» б/н от 2018 г. в совокупности являются доказательствами того, что земельным участком истец пользуется на законных основаниях в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Таким образом, руководствуясь п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», разъяснениями в п. 2.8. «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) суд приходит к выводу о том, что истец имеет право бесплатно приобрести в собственность испрашиваемый им земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Одним из перечисленных в ст. 12 ГК РФ способов защиты гражданских прав, перечень которых не органичен, является признание права.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 600 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ 000, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, (...)
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 600 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ 000, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, (...), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░.░░░░░ ░.░.░░░░░ ░░░7
,
,