К делу № 2-20052/17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар                                      21 декабря 2017 года

Первомайский районный суд г. Краснодара Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи            Поповой В.В.,

при секретаре                    Кулибабиной А.Е.,

с участием представителя истца Калининой О.И. – Абрамова В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» Высоковского Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой О. И. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере,

УСТАНОВИЛ:

В Первомайский районный суд Краснодарского края обратилась Калинина О.И. с вышеуказанными требованиями к ответчику – ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», в обоснование которых указала, что ее сын капитан ФИО4 - заместитель командира роты (беспилотных летательных аппаратов) – штурман, проходивший военную службу по контракту в войсковой части полевая почта , умер ДД.ММ.ГГГГ от острого геморрагического панкреатита, осложнившегося эндотоксическим шоком.

Как полагает истец, сметь ФИО4 наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы, что нашло отражение в приказе командира военной базы от 04.05.2016 г. .

Обратившись к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, она получила отказ, обоснованный тем, что согласно заключению военно-врачебной комиссии филиала № 2 ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России заболевание, приведшее к смерти, получено в период военной службы.

Полагая данный отказ незаконным и нарушающим ее права, истец обратилась в суд с настоящим иском.

В обоснование своих доводов ссылается на положения ст. 1, ст. 28, ст. 30, ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Положение о Военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123.

Просит признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия ФИО4

Истец Калинина О.И. в суд не явилась, воспользовалась предоставленным ст. 48 ГПК РФ правом ведения дела через представителя.

В судебном заседании представитель истца Абрамов В.А. заявленные требования поддержал, суду дал пояснения, в целом аналогичные изложенным в иске доводам и обстоятельствам. Просил иск удовлетворить.

Ответчик – представитель ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» Высоковский Д.В. иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что смерть ФИО4 связана с исполнением обязанностей военной службы, но не является военной травмой, в связи с чем, истцу законно отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца. Правовое обоснование позиции ответчика изложено в возражении на иск, которое приобщено к материалам дела.

Суд, выслушав мнение представителей сторон, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, считает, что исковые требования заявлены необоснованно и в их удовлетворении надлежит отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что истец Калинина О.И. является матерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6), который согласно свидетельству о смерти умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в должности заместителя командира роты (беспилотных летательных аппаратов) военной базы общевойсковой армии Южный военный округ, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности заместителя командира роты (беспилотных летательных аппаратов) – штурмана.

Приказом командира военной базы ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ, исключен с 04.05.2016 г. из списков личного состава Вооруженных Сил РФ и всех видов обеспечения в связи со смертью. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 57).

ФИО4 исключен с 04.05.2016 г. из списков личного состава части и всех видов обеспечения в связи со смертью (л.д. 46).

ФИО4, являясь получателем страховой пенсии по старости с 28.04.2013 г. на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» по вопросу назначения пенсии по случаю потери кормильца.

На свое обращение истец получила отказ ввиду отсутствия оснований для назначения таковой, поскольку заболевание ФИО4, приведшее к смерти, получено в период военной службы, то есть не связано с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 74).

Давая оценку доводам истца и возражениям ответчика, суд приходит к выводу о том, что истцу не может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона РФ № 4468-1, поскольку установленная заключением военно-врачебной комиссии причина смерти ее сына Калинина О.А. основанием для назначения данной пенсии не является.

К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1) к лицам, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, относятся, в том числе, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных силах Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно ст. 5 Закона № 4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно абзацу 3 статьи 7 Закона РФ № 4468-1 родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца определены в ст. 28 Закона, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

В соответствии со ст.29 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте «в» настоящей статьи.

Нетрудоспособными членами семьи считаются: б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает.

Статья 30 Закона предусматривает право на пенсию на льготных условиях.

В силу ч. 2 ст. 30 Закона № 4468-1 родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.

Пунктом «а» ст. 21 Закона № 4468-1 к числу причин смерти указанных военнослужащих, дающих их родителям право на получение пенсии по случаю потери кормильца, отнесены ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), которые квалифицируются как «военная травма».

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что для получения родителями умерших (погибших) военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 30 Закона № 4468-1, требуется совокупность юридически значимых обстоятельств, в число которых входит обязательное условие об установлении причины смерти военнослужащего вследствие военной травмы.

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих на время возникновения спорных правоотношений и составления заключения производилось военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565.

В соответствии с названным положением, на военно-врачебную комиссию возлагается, в том числе, определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих.

Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в разделе IX указанного Положения.

Согласно пункту 94 военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:

а) «военная травма»:

б) «заболевание получено в период военной службы»:

в) «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС» - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

г) «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска;

д) «общее заболевание».

Таким образом, заключение о причинной связи заболевания военнослужащего с формулировкой «получено при исполнении обязанностей военной службы» может приниматься только в случае, если оно получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Из изложенного следует, что заключение военно-врачебной комиссии с формулировками «военная травма» и «заболевание получено в период военной службы» означает различную причинную связь полученных военнослужащими увечий, заболеваний.

Согласно заключению военно-врачебной комиссии филиала ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России от 12.12.2016 г., заболевание ФИО4 «Острый геморрагический панкреатит. Эндотоксический шок», приведшее к смерти ДД.ММ.ГГГГ, является заболеванием, полученным в период военной службы (л.д. 73).

Доказательств тому, что смерть ФИО4 наступила вследствие военной травмы в материалы дела не представлено, заключение военно-врачебной комиссии от 16.12.2016 г. истцом в установленном порядке не оспаривалось, отменено либо изменено не было.

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что военно-врачебная комиссия Минобороны России вынесла заключение о причинной связи заболевания ФИО4, повлекшего его смерть, с формулировкой «заболевание получено в период военной службы», его матери не может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, на основании ч. 2 ст. 30 Закона № 4468-1, поскольку причина его смерти не связана с военной травмой, как это предусмотрено пунктом «а» статьи 21 Закона № 4468-1, на иные причины смерти ее сына, перечисленные в данной норме закона, истец также не ссылалась.

Более того, исходя из буквального толкования такой нормы закона заболевание ФИО4, повлекшее его смерть, нельзя отнести к ранению, контузии, увечью или заболеванию, полученному при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия.

Доводы истца о том, что заключение военно-врачебной комиссии о причинах смерти с формулировкой «военная травма» и «заболевание, полученное в период прохождения военной службы» не свидетельствуют о различных причинах полученных военнослужащим заболеваний и увечий, основаны на ошибочном понимании приведенных выше правовых положений, ввиду чего отклоняются.

По аналогичным основаниям отклоняются доводы истца о том, что для установления причины смерти военнослужащего вследствие увечья или заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, не требуется заключение военно-врачебной комиссии; что указание в приказах командира войсковой части на наступление смерти ФИО4 при исполнении обязанностей военной службы является достаточным основанием для назначения ФИО4 пенсии по случаю потери кормильца.

В данной связи, само по себе указание в выписках из приказов, иных документах о том, что смерть ФИО4 наступила при исполнении им обязанностей военной службы, не свидетельствует о том, что заболевание, пришедшее к смерти ФИО4, было получено им по причинам, которые предусмотрены пунктом «а» статьи 21 Закона № 4468-1, при исполнении обязанности военной службы, поскольку единственным тому доказательством является лишь соответствующее заключение военно-врачебной комиссии.

При таких обстоятельствах, ответчиком обоснованно отказано в назначении Калининой О.И. пенсии по случаю потери кормильца.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░

2-20052/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калинина О. И.
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат КК"
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья
Попова Валентина Васильевна
Дело на сайте суда
pervomaisky.krd.sudrf.ru
24.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2017Передача материалов судье
26.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2017Судебное заседание
07.12.2017Судебное заседание
21.12.2017Судебное заседание
21.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее