Решение по делу № 12-83/2022 от 30.05.2022

Дело № 12-83/2022

Р Е Ш Е Н И Е

с. Ермаковское 15 июля 2022 года

Судья Ермаковского районного суда Красноярского края Шабловский А.О.,

с участием:

заместителя прокурора Ермаковского района Красноярского края Волчека И.Е.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе должностного лица – главы Ермаковского района Красноярского края Виговского Михаила Анатольевича на постановление мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 16 ноября 2021 года, которым должностное лицо – глава Ермаковского района Красноярского края Виговский Михаил Анатольевич привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 16 ноября 2021 года должностное лицо – глава Ермаковского района Красноярского края Виговский М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, глава Ермаковского района Красноярского края Виговский М.А. обратился в Ермаковский районный суд Красноярского края с жалобой, в которой просил отменить постановление мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 16 ноября 2021 года.

В судебное заседание должностное лицо - глава Ермаковского района Красноярского края Виговский М.А. не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства, в удовлетворении которого отказано, о чем вынесено отдельное определение.

Участвующий в судебном заседании заместитель прокурора Ермаковского района Красноярского края Волчек И.Е. полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене в виду существенного нарушения процессуальных норм при рассмотрении дела, а дело подлежит направлению по подведомственности в Службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

Изучив доводы жалобы, выслушав мнение участвующего прокурора и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ч. 2, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 июня 2021 года, прокуратурой Ермаковского района Красноярского края проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетного законодательства в администрации Ермаковского района, в ходе проведения которой установлено, что на основании Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка», Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края от 05.12.2019г. № 8-3414 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов», Постановления Правительства Красноярского края от 25.06.2019г. № 324-п «Об утверждении Порядка расходования средств субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Красноярского края на осуществление исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях» между Министерством образования Красноярского края и администрацией Ермаковского района в лице и.о. главы Ермаковского района ФИО3 заключено Соглашение № 26 от 30 января 2020 года о взаимодействии, на основании которого Муниципальному образованию «Ермаковский район» предоставляется субвенция в размере 17 386 886 рублей 13 копеек, на приобретение 12 жилых помещений для детей-сирот, согласно прилагаемому к соглашению списку, со сроком исполнения до 31 декабря 2020 года. Из представленных Муниципальному образованию «Ермаковский район» средств субвенций, администрацией Ермаковского района в 2020 году приобретено 11 жилых помещений, что составляет только 91,6 % от количества запланированных к приобретению и предоставлению в дальнейшем гражданам из категории детей-сирот. Время совершения правонарушения: 01 января 2021 года – дата, следующая за истечением года, в котором должны были быть использованы средства субвенций. Место совершения административного правонарушения: <адрес>

Действия главы Ермаковского района Виговского М.А. в указанном выше постановлении квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 16 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении Виговский М.А. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Проверив материалы дела, судья приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 16 ноября 2021 года подлежит отмене.

Согласно ч. 1 ст. 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в тот числе ст.ст. 15.14-15.15.16 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).

В соответствии со ст. 23.7.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (часть 1). Согласно части 2 указанной статьи, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители; руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместители.

Согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

В пп. «в» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.

По смыслу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции судьи (мирового, районного) рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.

При этом, по действующему законодательству об административных правонарушениях прокурор правом рассмотрения дел об административных правонарушениях не наделен, следовательно, он не уполномочен по своему усмотрению определять подведомственность рассмотрения дел и передавать указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела, рассмотрение которых относится к компетенции органов (должностных лиц), в суд. Передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц).

Положения абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливают правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.

Таким образом, рассмотрение перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дел судьями, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ возможно только при наличии решения органа (должностного лица), к подведомственности которого положениями главы 23 КоАП РФ отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении, о передаче дела на рассмотрение судье для целей назначения наказания, которое может быть назначено только судом.

При этом, передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, осуществляется на основании вынесенного в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Указанное определение должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения.

Однако, по настоящему делу вышеуказанные требования закона не соблюдены. После вынесения 11 июня 2021 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором дело направлено непосредственно мировому судье, а не в орган (должностному лицу), к компетенции которого отнесено его рассмотрение. При этом, прокурором не указаны мотивы принятого им решения.

Вместе с тем, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в случае их возбуждения прокурором, к подведомственности судей согласно ст. 23.1 КоАП РФ не относятся, и передача дел данной категории на рассмотрение судье согласно положениям этой же статьи КоАП РФ происходит от уполномоченного органа (должностного лица) только в случае признания необходимым применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей (п. «в» ч. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При подготовке дела к рассмотрению данному обстоятельству мировым судьей оценки не дано, дело в нарушение закона принято мировым судьей к производству и рассмотрено по существу.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 623-О-П и от 15.01.2009 № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается органом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является - по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации и соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права - законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

С учетом того, что срок давности привлечения Виговского М.А. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, постановление мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 16 ноября 2021 года в отношении должностного лица – главы Ермаковского района Красноярского края Виговского М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение по подведомственности в Службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 25 в Ермаковском районе Красноярского края от 16 ноября 2021 года, которым Виговский Михаил Анатольевич, привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

Судья А.О. Шабловский

12-83/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с направлением по подведомственности
Ответчики
Виговский Михаил Анатольевич
Суд
Ермаковский районный суд Красноярского края
Судья
Шабловский Александр Олегович
Статьи

15.15.03

Дело на странице суда
ermak.krk.sudrf.ru
31.05.2022Материалы переданы в производство судье
15.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2022Дело оформлено
15.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее