Дело № 2-1986/2019 4 сентября 2019 года г.Котлас
29RS0008-01-2019-002566-30
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Эпп С.В.
при секретаре Шмаковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 сентября 2019 года в г. Котласе гражданское дело по иску Тэету Л. М. к Чабаненко С. В. о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Тэету Л.М. обратилась в суд с иском к Чабаненко С.В. о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что Чабаненко С.В. 3 сентября 2018 года, будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в зале ожидания железнодорожного вокзала .... Северной железной дороги Архангельской области, выражая явное недовольство по поводу привлечения его на законных основаниях к административной ответственности, с целью унижения чести и достоинства представителя власти, осознавая публичный характер своих действий, поскольку рядом находились посторонние люди, стал выражаться в ее адрес грубой нецензурной бранью в неприличной форме. В результате неправомерных действий ответчика она испытала чувство унижения, несправедливости, нравственное переживание. Просила взыскать с Чабаненко С.В. компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.
Истец Тэету Л.М., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Ответчик Чабаненко С.В., в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что истца он не оскорблял, оскорбление он высказывал в адрес других сотрудников.
Представитель третьего лица Котласского линейного отдела МВД на транспорте Янкович Т.С., действующая на основании доверенности, требования истца поддержала.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обозрев уголовное дело №, суд приходит к следующему.
В силу ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется право на свободу мысли и выражения мнения, а также на свободу средств массовой информации.
Осуществление указанных прав находится в неразрывном нормативном единстве с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и с положениями ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.
Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем в силу ст. 10 ГК РФ не допускаются.
В силу требований п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни и т.д. являются личными неимущественными правами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона.
В соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судом установлено, что приговором мирового судьи судебного участка № Котласского судебного района Архангельской области от 17 декабря 2018 года Чабаненко С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ.
Указанное преступление выразилось в том, что Чабаненко С.В. 3 сентября 2018 года в период с 14 часов 54 минут до 15 часов 45 минут, находясь в состоянии алкогольного опьянения в зале ожидания железнодорожного вокзала станции Котлас-Узловой Северной железной дороги Архангельской области, имея преступный умысел на публичное оскорбление представителей власти в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей, с целью унижения чести и достоинства представителей власти - полицейского отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Котласского ЛО МВД России на транспорте Тэету Л.М., и полицейского отдельной роты патрульно-постовой службы полиции Котласского ЛО МВД России на транспорте Ноговицина Ф.И., осуществляющих в указанный период времени в форменной обмундировании и отличительными знаками полиции свои должностные права и обязанности в соответствии со ст. 12,13 ФЗ РФ «О полиции» №3-ФЗ от 7 февраля 2011 года и должностных инструкций, выражая явное недовольство по поводу законных действий сотрудников полиции Тэету Л.М. и Наговицина Ф.И., установивших в его (Чабаненко С.В.) действиях признаки административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.21, 4.1 ст. 20.1 КоАП РФ, принимавших в установленном законом порядке меры по пресечению данных правонарушений и доставлению его в дежурную часть Котласского ЛО МВД России на транспорте, желая воспрепятствовать законной деятельности сотрудников полиции, понимая, что Тэету Л.М. и Наговицин Ф.И. являются сотрудниками полиции и исполняют свои должностные обязанности, неоднократно высказался в их адрес грубой нецензурной бранью, в неприличной форме, употребляя оскорбительные слова, унижающие их честь и достоинство, осознавая при этом публичный характер своих преступных действий, так как рядом находились посторонние люди - Махина Ю.Н.
Далее, Чабаненко С.В., находясь в вышеуказанный период времени на перроне железнодорожного вокзала станции Котлас-Узловой Северной железной дороги Архангельской области, действуя в продолжении своего преступного умысла, направленного на публичное оскорбление представителей власти в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей, с целью унижения чести и достоинства представителей власти - Тэету Л.М. и Наговицина Ф.И., осуществлявших в указанный период времени в форменном обмундировании и отличительными знаками полиции свои должностные права и обязанности, выражая явное недовольство по поводу законных действий сотрудников полиции Тэету Л.М. и Наговицина Ф.И., установивших в его действиях признаки административных правонарушений, предусмотренных ст.20.21, ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ, принимавших в установленном законом порядке меры по пресечению данных правонарушений и доставлению его в дежурную часть Котласского ЛО МВД России на транспорте, желая воспрепятствовать законной деятельности сотрудников полиции, понимая, что Тэету Л.М. и Наговицин Ф.И. являются сотрудниками полиции и исполняют свои должностные обязанности, неоднократно высказался в их адрес грубой нецензурной бранью, в неприличной форме, употребляя оскорбительные слова, унижающие их честь и достоинство, осознавая при этом публичный характер своих преступных действий, так как рядом находились посторонние люди - Махина Ю.Н., Удачнина А.Ю., Корзовкина С.А.
Далее, Чабаненко С.В., в вышеуказанный период времени, находясь в вагоне № пассажирского поезда № сообщением «Москва-Воркута», расположенного на железнодорожных путях железнодорожной станции Котлас-Узловой Северной железной дороги Архангельской области, а также в ходе следования указанного поезда до станции Котлас-Южный Северной железной дороги Архангельской области, действуя в продолжении своего преступного умысла, направленного на публичное оскорбление представителей власти в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей, с целью унижения чести и достоинства представителей власти - Тэету Л.М. и Наговицина Ф.И., осуществлявших в указанный период времени в форменном обмундировании и отличительными знаками полиции свои должностные права и обязанности, выражая явное недовольство по поводу законных действий сотрудников полиции Тэету Л.М. и Наговицина Ф.И., установивших в его (Чабаненко С.В.) действиях признаки административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.21, ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ, принимавших в установленном порядке меры по пресечению данных правонарушений и доставлению его (Чабаненко С.В.) в дежурную часть Котласского ЛО МВД России на транспорте, желая воспрепятствовать законной деятельности сотрудников полиции, понимая, что Тэету Л.М. и Наговицин Ф.И. являются сотрудниками полиции и исполняют свои должностные обязанности, неоднократно высказался в их адрес грубой нецензурной бранью, в неприличной форме, употребляя оскорбительные слова, унижающие их честь и достоинство, осознавая при этом публичный характер своих преступных действий, так как рядом находились посторонние люди - Удачнина А.Ю., Длужневская Е.А., Корзовкина С.А.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что, публично оскорбив истца, ответчик совершил посягательство на его честь и достоинство, тем самым совершив действия, противоречащее нравственным нормам и правилам поведения, не допускающим унизительного поведения в обращении с человеком. Унижение истца как человека, как личность, повлекло физические и нравственные страдания и бесспорно свидетельствуют о нарушении личных неимущественных прав гражданина.
Довод ответчика о том, что он не оскорблял истца несостоятелен и опровергается материалами дела, а именно приговором мирового судьи.
Таким образом, заявленный истцом иск о взыскании компенсации морального вреда является обоснованным. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от __.__.__ "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" компенсация морального вреда определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера компенсации судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 151 ГК РФ и п. 2 ст. 1101 ГК РФ, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая изложенное, принимая во внимание обстоятельства дела, в том числе, что высказывания носили публичный характер, они являются оскорбительными по отношению к истцу, суд считает, что компенсация морального вреда подлежит взысканию в размере 5 000 рублей, что отвечает степени разумности и справедливости.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Тэету Л. М. к Чабаненко С. В. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Чабаненко С. В. в пользу Тэету Л. М. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Чабаненко С. В. в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Эпп