Судья Кириллов А.И.
Дело №3 3 -943 9
7 октября 2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В.,
судей Пьянкова Д.А. и Кузнецовой Г.Ю.
при секретаре Кармановой Ж.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 7 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Березники на решение Березниковского городского суда от 15 июля 2013г., которым постановлено:
«Признать семью Зиновьева О.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники Пермского края в выдаче Зиновьеву О.Е. справки о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий неправомерным.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Березники Пермского края выдать Зиновьеву О.Е. справку о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи восстановить семью Зиновьева О.Е. в числе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской крае на 2011-2015 годы» претендентов на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в 2012 году под прежним номером 1104.».
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения истца Зиновьева О.Е., третьего лица Зиновьевой И. А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Зиновьев О.Е. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г.Березники, Комитету по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации г.Березники в котором (в уточненных требованиях) просил признать его семью нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать действия Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Березники неправомерными и обязать выдать документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи Администрации города Березники восстановить семью в числе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» претендентов на получение социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в 2012 году с порядковым номером 1104.
В обоснование исковых требований указал, что его семья, состоящая из трех человек - его самого, его супруги и ребенка в 2009 году была зарегистрирована и проживала в г.Березники Пермского края по ул.**** в однокомнатной квартире общей площадью 35,5 кв.м., т.е. на каждого члена семьи приходилось по 11,83 кв.м., что менее учетной нормы, составляющей в г.Березники 12 кв.м. Поскольку семья нуждалась в улучшении жилищных условий, она в 2009 году была включена в сводный список молодых семей для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», А в 2012 г. - в список молодых семей-участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской крае на 2011-2015 годы» и претендентов на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета. В 2012 г. семья истца с целью улучшить жилищные условия, приобрела по кредитному договору (ипотека) 4-х комнатную квартиру в г.Березники по ул. ****. Социальную выплату за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в 2012 году планировали направить на погашение ипотечного займа. Одним из условий получения социальной выплаты является предоставление документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ответчиком - Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Березники в выдаче такой справки было отказано. Отказ мотивирован тем, что Зиновьева И.А. (супруга истца) до 13.10.2009 г. была зарегистрирована в квартире по ул.**** г.Березники, и в 2004 г. отказалась от участия в приватизации данного жилого помещения, тем самым приобретя бессрочное право пользования квартирой, где на ее долю приходилось 17,10 кв.м. общей площади жилья. Снявшись с регистрационного учета по ул. **** и зарегистрировавшись по ул. **** Зиновьева И.А. совершила умышленные действия, ухудшившие ее жилищные условия и в силу ст. 53 ЖК РФ такие граждане могут быть признанными в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Истец полагает, что снятие его супруги 13.10.2009 г. с регистрационного учета по ул.**** и ее регистрация по ул. ****, нельзя расценивать как умышленное действие, которым она ухудшила свои жилищные условия, поскольку она зарегистрировалась по фактическому месту жительства и регистрации ее семьи - супруга и их ребенка.
В судебном заседании суда первой инстанции истец на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчиков исковые требования не признал. Третье лицо Зиновьева И. А. иск поддержала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого и отказе в иске просит представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Березники.
Ссылаясь на п.1.2.3, 1.2.4, 1.2.5 положения Ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Березники на 2011-2013 года (утвержденная Постановлением администрации г.Березники от 22 февраля 2011 г. №170), указывает на то, что участниками данной программы могут являться молодые семьи, признанные органами местного самоуправления нуждающимися в предоставлении жилья. Одним из оснований является обеспеченность жильем менее учетной нормы (12 кв.м.). Полагает, что отказ в предоставлении справки о признании семьи нуждающейся в предоставлении жилья является обоснованным, поскольку в ходе проведения проверки было установлено, что Зиновьева И.А. отказалась от участия в приватизации жилого помещения общей площадь 51,3 кв.м. где на основании ст.31 ЖК РФ, ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» сохранила бессрочное право пользования на жилую площадь 17,1 кв.м. С учетом имевшейся у семьи жилой площади, оснований для признания ее нуждающейся, согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ не имелось. Ссылаясь на положения ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» полагает, что факт регистрации в жилом помещении супруга не имеет значения, считая, что Зиновьева И.А. сохраняет право пользования вышеуказанным жилым помещением.
В возражении на апелляционную жалобу истец выражает несогласие с изложенными в ней доводами, указывая на то, что Зиновьева И.А. не является собственником жилого помещения в квартире родителей, не проживает в ней, не заявляет на нее претензий.
В судебном заседании суда апелляционной истец и третье лицо Зиновьева И.А., возражали против удовлетворения жалобы.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Березники, Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации г.Березники в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Судебная коллегия, заслушав мнение явившихся участников, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст. 5 6 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ч.1, 3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств... .суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии со ст.56, 67 ГПК РФ Решением Березниковской городской Думы от 29.08.2006 г. № 197 установлена учетная норма жилья для постановки на учет семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в размере до 12 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи.
Зиновьев О.Е. и Зиновьева И.А. состоят в зарегистрированном браке с 24 апреля 2009 г. и с момента регистрации брака проживали в однокомнатной квартире общей площадью 35,5 кв.м. в г.Березники по ул.****, принадлежавшей Зиновьеву О.Е. на праве собственности. 21 июня 2009 г. у них родился сын Д., а 08 апреля 2013 г. - дочь Д.
13 октября 2009 г. супруга истца Зиновьева И.А. снялась с регистрационного учета по ул.**** и зарегистрировалась по месту фактического проживания ее и ее семьи в г.Березники по ул. **** в однокомнатной квартире, принадлежащей истцу на праве собственности, общей площадью 35,5 кв.м., т.е. на каждого члена семьи приходилось по 11,83 кв.м., что менее учетной нормы, составляющей в г.Березники 12 кв.м..
В 2009 году семья Зиновьевых была включена в сводный список молодых семей для участия в Программе «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы под номером 1104, а в 2012 г. семь - в список молодых семей-участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской крае на 2011-2015 годы» претендентов на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета.
02 ноября 2012 г. Зиновьев О.Е. продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру в г.Березники по ул.****, в которой проживала его семья с рождением 08 апреля 2013 г. дочери Д. уже в составе четырех человек, и с целью улучшения жилищных условий семьи Зиновьев О.Е. и Зиновьева И.А. приобрели по кредитному договору (ипотека) в совместную собственность 4-х комнатную квартиру в г.Березники по ул. ****.
Согласно сообщению Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи администрации города Березники от 30 мая 2013 года, семье Зиновьевых необходимо было подтвердить свое намерение на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской крае на 2011-2015 годы» претендентов на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья в 2012 году с предоставлением повторного пакета документов, в том числе, справки о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
24 июня 2013 года Управлением имущественных и земельных отношений администрации города Березники в выдаче данной справки было отказано. В обоснование отказа указано, что жена Зиновьева И.А. до 13 октября 2009 г. была зарегистрирована по адресу: ****, общей площадью 51,3 кв.м. и при приватизации квартиры в июле 2004 г. отказалась от участия в приватизации квартиры в пользу матери Ш. и таким образом приобрела бессрочное право пользования указанной квартирой. 13 октября 2009 г. перед постановкой на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Зиновьева И.А. отказалась от бессрочного права пользования квартирой, расположенной по адресу: ****, г. Березники, снявшись с регистрационного учета. Регистрация Зиновьевой И.А. в 2009 году квартире в г.Березники по ул.**** расценивается как умышленное действие, направленное на ухудшение своих жилищных условий и согласно ст. 53 ЖК РФ семья принимается на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Принимая решение по заявленным требованиям суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), установив, что Зиновьева И.А. не совершала умышленных действий по ухудшению жилищных условий, а обеспеченность жилым помещением в квартире по адресу: **** составляла менее учетной нормы, пришел к обоснованному и правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, направленная на выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Данная программа предусматривает в своем составе подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Во исполнение данного постановления принято Постановление Правительства Пермского края от 30 декабря 2010 г. № 1119-П «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», а также Постановление Администрации г. Березники от 22.02.2011 N 170 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Березники на 2011-2013 годы"
В соответствии с п. 1.2.3. Ведомственной целевой программы - молодая семья для участия в Программе, в том числе неполная, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края (далее - Министерство) решения о включении семьи в реестр участников Программы в планируемом году не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список участников Программы и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из списка участников Программы; члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированы (постоянно проживают) на территории г. Березники; наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п. 1.2.4. Ведомственной целевой программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий применительно к Программе понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Поскольку действующим жилищным законодательством не предусмотрено признание нуждающимися в жилых помещениях семей вцелом, в данном случае подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие порядок признания нуждающимися в жилых помещениях, иное делало бы невозможным исполнение указанных целевых программ.
Согласно части 2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Березниковской городской Думы от 29.08.2006 г. № 197 установлена учетная норма жилья для постановки на учет семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в размере до 12 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если... не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В данном случае вывод суда о том, что переезд Зиновьевой И.А. в квартиру супруга, не был вызван умышленным ухудшением жилищных условий, является правильным, поскольку заключение брака и проживание с членами семьи не может свидетельствовать о недобросовестных и неразумных действиях, а направлено на реализацию своих семейных прав, в том числе права на воспитание своих детей (ч.1 ст.63 Семейного кодекса Российской Федерации), а также права детей проживать с родителями (ч.2 ст.54 Семейного кодекса Российской Федерации).
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Зиновьева И.А. сохраняет право бессрочного пользования жилым помещением по адресу: ****, основана на неверном толковании норм материального прав.
Действительно, в силу положения ч.4 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», лица имевшие право пользования жилым помещением, и отказавшиеся от участия в приватизации, сохраняют право бессрочного пользования.
Положения закона предполагают, что право бессрочного пользования не имеет какого-либо особенного правового статуса и сохраняется на тех же условиях, которые имели место до приватизации жилого помещения, а следовательно к ним подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФРС, Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок прекращения найма в жилом помещении государственного (общественного) жилищного фона, расторжения договора социального найма.
Согласно ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма считается расторгнутым со дня выезда.
В силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации лица по своему усмотрению и в своих интересах распоряжаются принадлежащими им жилищными правами.
Таким образом, бывший член семьи собственника приватизированного жилого помещения в момент приватизации данного жилого помещения, имевший равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, и отказавшийся от участия в приватизации в пользу собственника, сохраняет право пользования данным жилым помещением только в случае, если он продолжает проживать в этом жилом помещении.
Зиновьева И.А., реализуя право на проживание с членами своей семьи и несовершеннолетним ребенком, отказавшись от имеющегося у нее права постоянного бессрочного пользования спорным жилым помещением путем добровольного выезда из него, тем самым прекратила право пользования им.
Ссылка автора жалобы на то, что Зиновьева И.А. не была признана утратившей право пользования жилым помещением не основана на законе, который по общему правилу не требует обязательного вынесения решения суда для признания права пользования прекращенным, при выполнении условий ч.3 ст.83 Жилищного кодекса Российской Федерации - выезде из жилого помещения (что подтверждается снятием с регистрационного учета), отсутствии спора о праве.
Поскольку Зиновьева И.А. распорядилась своими жилищными правами, прекратив право пользования квартирой по адресу: г.Березники, ул.****, и данные действия, исходя из обстоятельств дела, не могут быть признаны неразумными и недобросовестными, поскольку направлены на реализацию семейных прав, при этом площадь жилого помещения в квартире истца была меньше учетной, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности отказа в признании семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит.
По существу доводы жалобы по существу тождественны доводам искового заявления, которым решением суда, была дана надлежащая оценка, результаты которой отражены в решении. Доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции по существу требований не опровергнута. Материальный закон судом применен правильно, нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено. Оценка доказательств произведена с соблюдением требований ст\ 59, 60 и 67 ГПК РФ. Оснований сомневаться в правильности оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.ЗЗО Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда от 15 июля 2013 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Березники - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: