Решение по делу № 2-2216/2018 от 24.07.2018

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

22 августа 2018 года Советский районный суд в составе:

председательствующего судьи Лобановой Н.Ю.,

при секретаре ФИО4,

с участием:

представителя процессуального истца – помощника прокурора ФИО5,

законного представителя материального истца несовершеннолетней ФИО2ФИО3,

представителя третьего лица ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по исковому заявлению прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО2 в лице законного представителя ФИО3, к администрации о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

УСТАНОВИЛ:

, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 обратился в суд с иском к администрации о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 29 кв.м., в черте муниципального образования «», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В обоснование требований указано, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учёте с диагнозом F 83, F 80, 88 G 40.1 и ей установлена инвалидность категории «ребёнок-инвалид», по состоянию здоровья она пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В настоящее время ФИО2 проживает вместе с матерью ФИО3 и сестрой ФИО7 в жилом помещении по адресу: , занятой несколькими семьями. Решением жилищной комиссии администрации от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО3 принята на учёт как малоимущая в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении, утверждённом приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , к данным заболеваниям отнесено заболевание ФИО2 (G 40.1). Учитывая малолетний возраст ФИО2, нуждаемость в постоянном уходе и присмотре со стороны матери ФИО3, которая данный уход и обеспечивает на администрацию должна быть возложена обязанность по предоставлению на семью, состоящую из двух человек по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 29 кв.м. До настоящего времени жилье не предоставлено (л.д.2-6).

Администрация в отзыве на иск считает его не подлежащим удовлетворению, так как требования заявлены к ненадлежащему ответчику. Указала, что законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять инвалидам жилое помещение площадью, превышающей норму предоставления более, чем в два раза. Согласно Решению Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма жилого помещения для одиноко проживающего гражданина в размере 25 кв. жилого помещения, которое может быть предоставлено лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором не допускается совместное проживание в одном жилом помещении, и имеющему право на дополнительную площадь в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не может превышать 50 кв. м.

В отзыве на иск третьего лица указано, что предоставление жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГГГ, является полномочием органов местного самоуправления.

В судебное заседание ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, своего представителя не направил, ввиду чего дело рассматривается согласно статье 167 ГПК РФ при имеющейся явке.

Представитель процессуального истца, законный представитель материального истца настаивали на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель третьего лица полагался в разрешении рассматриваемого иска на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).

Судом установлено и не опровергнуто ответчиком со ссылкой на допустимые и достоверные доказательства, что истец в настоящее время проживает у своей бабушки ФИО8 совместно с матерью ФИО3 по адресу: 31.

Согласно сведениям Управления Росреестра по , АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», сведения о наличии прав на недвижимое имущество у истца, ее матери и сестры, отсутствуют (л.д.9,18,19,20).

Таким образом, судом установлено то обстоятельство, что истец жильем не обеспечена.

Из материалов дела следует, что администрацией семья ФИО3 принята на учёт как малоимущая в соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно) в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на 2018 год, общая очередь за , льготная за (выписка из протокола заседания жилищной комиссии, утверждённый распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

ФИО2 является ребенком-инвалидом, страдает тяжёлой формой хронического психического заболевания, состоит на диспансерном учёте с диагнозом F 83, F 80, 88 G 40.1, при котором, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Также в силу имеющегося у нее заболевания истец имеет право на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,15).

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.

Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что истец ФИО2 страдает тяжёлой формой хронического психического заболевания, с диагнозом F 83, F 80, 88 G 40.1, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждает основания для отнесения его к категории граждан, нуждающихся в жилом помещении согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.

ФИО2 относится к категории «ребенок-инвалид», с периодом до очередного освидетельствования – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Таким образом, характер заболевания истца в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривал право на получение льгот, а именно, на предоставление органом местного самоуправления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную площадь.

Данные нормативно-правовые акты утратили свою силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».

Приказом Минздрава России н от ДД.ММ.ГГГГ утвержден новый перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении, утверждённом приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ , к данным заболеваниям отнесено заболевание ФИО2 (G 40.1), что подтверждено врачебной справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Определяя размер жилого помещения, предоставляемого истцу по договору социального найма, суд исходит из следующего.

В силу абзаца 6 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Из статьи 50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно пункту 2 решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина, 29 кв.м. общей площади на семью, состоящую из двух человек.

Как следует из материалов дела, малолетняя ФИО2 является ребенком-инвалидом, страдает хроническим заболеванием, при котором совместное проживание невозможно, а также заболеванием, при котором инвалид имеет право на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на основании части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ на муниципальное образование в лице соответствующего органа местного самоуправления, то есть, на администрацию .

В силу статьи 12, части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно абзацу 10 части 1 статьи 2, пункту 6 части 1 статьи 14, пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены и в части 1 статьи 14, части 2 пункта 3 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, согласно которой содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ условие о предоставлении отдельной категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть 1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

В силу статьи 39 Устава обязанность по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда возложена на администрацию .

На основании изложенного, суд полагает, что Администрация является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.

Учитывая малолетний возраст ФИО2, нуждаемость в постоянном уходе и присмотре со стороны матери ФИО3, которая обеспечивает данный уход, на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению на семью, состоящую из двух человек по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 29 кв.м.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным исковые требования удовлетворить, возложив на ответчика обязанность предоставить ФИО2 в лице законного представителя вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 29 кв.м. на семью, состоящую из двух человек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО2 в лице законного представителя ФИО3, к администрации о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию предоставить ФИО2 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 29 кв.м., в черте муниципального образования «», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                            Н.Ю. Лобанова

2-2216/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Томска в интересах Иценког Дарьи Евгеньевны
Иценко Дарья Евгеньевна в лице законного представителя Сафроновой Марины Александровны
Прокурор Советского района г. Томска в интересах Иценко Дарьи Евгеньевны
Информация скрыта
Ответчики
Администрация г. Томска
Другие
Администрация Томской области
Сафронова Марина Александровна
Тайданова Наталья Николаевна
Суд
Советский районный суд г.Томска
Дело на странице суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
24.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2018Передача материалов судье
25.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2018Подготовка дела (собеседование)
06.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2018Судебное заседание
22.08.2018Судебное заседание
27.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Дело оформлено
07.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее