Дело № 2-474/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2016 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Леонтьевой Т.В.,
при секретаре Хардиной В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам К. , О. , С. , С.1. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>» о взыскании надбавки
УСТАНОВИЛ:
К. обратился в суд с иском к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее ФГКУ УВО) о взыскании надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, по оплате нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей.
С. обратился в суд с иском к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее ФГКУ УВО) о взыскании надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, по оплате нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей.
О. обратился в суд с иском к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее ФГКУ УВО) о взыскании надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, по оплате нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей.
С.1. обратился в суд с иском к ФГКУ «Управление вневедомственной охраны ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее ФГКУ УВО) о взыскании надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., расходов по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, по оплате нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленный исковых требований указали, что К. проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> батальона полиции ФГКУ УВО. С. проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> взвода полиции № батальона полиции ФГКУ УВО. О. проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> взвода полиции № батальона полиции ФГКУ УВО. С.1. проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> взвода полиции № батальона полиции ФГКУ УВО. При увольнении им не была выплачена надбавка к должностному окладу, предусмотренная приказом МВД России от 20.02.2012 №106 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время» и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время в редакции приказа МВД России от 25.06.2012 №625 за весь период службы.
Определением суда данные дело объединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства истцы требования уточнили, просили взыскать надбавку только за те месяцы, когда они участвовали в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Так, К. просил взыскать невыплаченную надбавку <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, по оплате нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей, восстановить срок на обращение в суд.
О. просил взыскать невыплаченную надбавку <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, по оплате нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей, восстановить срок на обращение в суд.
С. просил взыскать невыплаченную надбавку <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, по оплате нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей, восстановить срок на обращение в суд.
С.1. просил взыскать невыплаченную надбавку <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> рублей, по оплате нотариальной доверенности <данные изъяты> рублей, восстановить срок на обращение в суд.
В судебном заседании истцы С.1., О. исковые требования поддержали в полном объеме.
В судебное заседание истцы В.М.К. С.Д., С. не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представители всех истцов по доверенностям В.М.К. и С.С.Ю. настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основания.
Представитель ответчика Б.Ю.А. против удовлетворения иска возражала, указывая на отсутствие правовых оснований для взыскания заявленной надбавки, кроме того, просила применить срок исковой давности.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по Алтайскому краю полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что К. проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> батальона полиции ФГКУ УВО. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
С. проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> взвода полиции № батальона полиции ФГКУ УВО. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
О. проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> взвода полиции № батальона полиции ФГКУ УВО. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
С.1. проходил службу в ФГКУ УВО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> взвода полиции № батальона полиции ФГКУ УВО. Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен из органов внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
При увольнении истцам выплачены единовременное пособие при увольнении и компенсация вещевого имущества.
Согласно частям 1 и 2 статьи 42 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.
В силу положений частей 2 и 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Обеспечение денежным довольствием сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Часть 6 названной статьи устанавливает следующие дополнительные выплаты:
1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время;
8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Перечень должностей сотрудников, при замещении которых выплачивается надбавка за особые условия службы, и размеры надбавок по этим должностям применительно к функциям и задачам, выполняемым соответствующими подразделениями, в которых проходят службу сотрудники, установлены приказом МВД России от 19.12.2011 N 1259 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям».
В соответствии с частью 14 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры указанной надбавки в зависимости от условий выполнения задач определяются Правительством Российской Федерации.
Размер выплаты, а также Перечень должностей, при замещении которых она полагается, установлены приказом МВД России от 20.02.2012 N 106 (ред. от 24.11.2015) «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время»
Пунктом №2 названного приказа утвержден Перечень должностей сотрудников внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, согласно приложению №2.
Пунктом 46 Приложения №2 к данному приказу установлено, что к числу должностей, при замещении которых выплачивается надбавка к должностному окладу за выполнение задач связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, относятся штатные должности в строевых подразделениях полиции, осуществляющих функции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, за исключением штатных должностей, указанных в пунктах 41 и 49 настоящего Перечня.
Названный приказ принят во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2011 N 1122 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время», согласно пункта 4 данного постановления в случае, если специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти, в которых проходят службу сотрудники, требует выполнения специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, но не предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, надбавка может устанавливаться в размере до 60 процентов должностного оклада в соответствии с перечнями, утверждаемыми руководителями соответствующих государственных органов.
Пунктом 3 Постановления предусмотрен порядок определения размера в зависимости от условий выполнения задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что указанная надбавка не является постоянной (ежемесячной) составляющей денежного довольствия сотрудника полиции, а предусмотрена в качестве дополнительной выплаты за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, а применительно к должности истца такая надбавка подлежит выплате за выполнение сотрудником полиции специальных задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий за те периоды (месяцы), когда имели место такие массовые мероприятия, правопорядок и общественную безопасность которых обеспечивал конкретный сотрудник полиции.
Законодателем не определено точное понятие массовых мероприятий.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция обязана в том числе обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации этого конституционного положения, права и обязанности граждан, общественных объединений, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований регулируются Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Для правильной организации деятельности полиции по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка во время проведения публичных и массовых мероприятий необходимо учитывать вид, назначение и особенности проводимых мероприятий с участием значительного количества граждан.
В Законе о полиции "публичные" мероприятия впервые четко отделены от "массовых" мероприятий, которые также проводятся с участием большого количества людей. Критерием здесь выступает цель проводимых мероприятий. Публичные мероприятия преследуют в отличие от спортивных, культурно-зрелищных, религиозных, траурных и иных мероприятий, проводимых в общественных местах с массовым участием граждан, общественно-политические цели. В соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичным мероприятием считается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
При проведении публичных мероприятий полиция обязана непосредственно обеспечивать (совместно с представителями государственных и муниципальных органов, организаторами мероприятий) безопасность граждан и общественный порядок. При проведении же массовых мероприятий обязанность полиции сводится к содействию организаторам в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка. Во время организации и проведения таких мероприятий основная ответственность за поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности возлагается на организаторов массового мероприятия.
В обоснование своих требований истцы указывали на то, что осуществлял охрану общественного порядка в следующие периоды:
- К. ДД.ММ.ГГГГ охране общественного порядка в период поведения гражданской панихиды по народному артисту РФ B.C. Золотухину в здании Алтайского государственного театра для детей и молодёжи, ДД.ММ.ГГГГ на период проведения торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня города Барнаула Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ охране общественного порядка и безопасности во время проведения эстафеты Олимпийского огня на территории г. Барнаула, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка на охраняемых объектах Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ период проведения торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня города Барнаула Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка на охраняемых объектах Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка во время проведения праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня города у здания Администрации Алтайского края;
- С. ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка и безопасности во время проведения эстафеты Олимпийского огня на территории г. Барнаула, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка в период проведения единого Дня голосования, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка во время проведения Всероссийской научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: социальные ориентиры, практика реализации» (к 20-летию Конституции Российской Федерации) в здании Парламентского центра (<адрес>), ДД.ММ.ГГГГ обеспечение охраны общественного порядка и пропускной системы во время проведения двадцать пятой сессии депутатов-Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва в здании Парламентского центра, ДД.ММ.ГГГГ обеспечении охраны общественного порядка и пропускной системы во время проведения двадцать пятой сессии депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва в здании Парламентского центра, ДД.ММ.ГГГГ обеспечении охраны общественного порядка и пропускной системы во время проведения двадцать пятой сессии депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания шестого созыва в здании Парламентского центра, ДД.ММ.ГГГГ обеспечении охраны общественного порядка и пропускной системы во время проведения научно-практической конференции некоммерческого партнерства « Объединение производителей железнодорожной техники» в здании Парламентского центра, ДД.ММ.ГГГГ обеспечении охраны общественного порядка и пропускного режима во время проведения Международной научной-практической конференции «Гражданское общество и правовое государство» с участием Губернатора Алтайского края <данные изъяты>. в здании Парламентского центра;
- О. ДД.ММ.ГГГГ осуществление охраны общественного порядка во время проведения краевых новогодних театрализованных представлений КГУК «Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина», ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка в ходе проведения встречи Чрезвычайного и Полномочного Посла Федеративной Республики Германии в Российской Федерации <данные изъяты> с заместителем Губернатора Алтайского края <данные изъяты> в здании Администрации Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка в здании Администрации Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка в здании Администрации Алтайского края и на прилегающей территории на время проведения праздничной программы закрытия Фестиваля музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка на охраняемых объектах во время пребывания на территории Алтайского края полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе <данные изъяты> (план-расстановка ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ) Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка на период проведения торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня города Барнаула Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка в период проведения единого Дня голосования, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка во время проведения Всероссийской научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации: социальные ориентиры, практика реализации» (к 20-летию Конституции Российской Федерации) в здании Парламентского центра (<адрес>), ДД.ММ.ГГГГ охране общественного порядка во время проведения торжественного собрания, посвященного Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка и безопасности во время проведения эстафеты Олимпийского огня на территории г. Барнаула, ДД.ММ.ГГГГ охраны общественного порядка во время проведения краевых Губернаторских новогодних представлений для школьников Алтайского края КГУК «Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина», ДД.ММ.ГГГГ охраны общественного порядка во время проведения краевых Губернаторских новогодних представлений для школьников <адрес> КГУК «Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина», ДД.ММ.ГГГГ в обеспечении охраны общественного порядка во время проведения Губернаторской ёлки для участников Сбора актива детских и молодёжных общественных организаций Сибирского федерального округа «Лидер Алтая - 2014» КГУК «Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина», ДД.ММ.ГГГГ охране общественного порядка во время проведения отчёта Губернатора Алтайского края в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка во время проведения торжественного заседания, посвященного чествованию лучших животноводов Алтая в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина, ДД.ММ.ГГГГ в обеспечении охраны общественного порядка и пропускной системы во время проведения торжественного заседания, посвященного двадцатилетию Алтайского краевого Законодательного Собрания в здании Парламентского центра (<адрес>), ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка в ходе посещения полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе <данные изъяты> Алтайского краевого театра драмы имени В.М. Шукшина, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка в ходе проведения переговоров Губернатора Алтайского края <данные изъяты> и Акима Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан <данные изъяты> в здании Администрации Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ задействованного в охране общественного порядка на охраняемых объектах ДД.ММ.ГГГГ (Приказ ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №) Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка на охраняемых объектах на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (Приказ ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №) Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ обеспечении охраны общественного порядка при проведении мероприятия с участием Губернатора Алтайского края в здании Алтайского краевого Законодательного собрания, ДД.ММ.ГГГГ охране общественного порядка в Администрация Алтайского края в день выборов, ДД.ММ.ГГГГ охране общественного порядка в период проведения торжественной церемонии вступления <данные изъяты> в должность Губернатора Алтайского края в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина, ДД.ММ.ГГГГ в обеспечении охраны общественного порядка и пропускного режима во время проведения Международной научной-практической конференции «Гражданское общество и правовое государство» с участием Губернатора Алтайского края <данные изъяты> в здании Парламентского центра (<адрес>), ДД.ММ.ГГГГ в обеспечении охраны общественного порядка и пропускной системы во время проведения торжественного мероприятия посвященного Дню Западно-Сибирской железной дороги в здании Парламентского центра, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка в период проведения торжественного мероприятия посвященному Дню сотрудника органов внутренних дел в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина, ДД.ММ.ГГГГ в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности граждан в здании Парламентского центра, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка во время проведения торжественного собрания, посвященного Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка в период проведения совещания с главами и главами административных городских округов и муниципальных районов Алтайского края <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ охране общественного порядка во время проведения торжественного заседания, посвященного чествованию лучших животноводов Алтая в Алтайском краевом театре драмы имени В.М. Шукшина, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка на охраняемых объектах Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка на охраняемых объектах Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ обеспечении охраны общественного порядка в ходе проведения встречи Губернатора Алтайского края с участниками международной конференции «Перспективы интенсификации лесного хозяйства. Реализация мероприятий по охране лесов от пожаров. Задачи, проблемы и пути решения. Зарубежный опыт» в здании Администрации Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка во время проведения праздничных мероприятий, посвященных празднованию Дня города у здания Администрации Алтайского края;
- С.1. ДД.ММ.ГГГГ охрана общественного порядка на период проведения торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня города Барнаула Администрация Алтайского края, ДД.ММ.ГГГГ в охране общественного порядка и безопасности во время проведения эстафеты Олимпийского огня на территории г. Барнаула,ДД.ММ.ГГГГ /охраны общественного порядка во время проведения краевых Губернаторских новогодних представлений для школьников Алтайского края КГУК «Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина», ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обеспечение охраны общественного порядка входе проведения встречи Первого заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь с Первым заместителем Губернатора Алтайского края в здании Администрации Алтайского края.
Сторона ответчика не оспаривала факт нахождения истцов на указанных постах несения службы. Данные обстоятельства подтверждаются нарядами на службу за соответствующие даты.
Не подписанные расстановки личного состава батальона полиции ФГКУ УВО суд оценивает критически, не принимая их во внимание, поскольку являются ненадлежащими доказательствами.
Такие мероприятия, как краевые новогодние представления для школьников в театре Драмы им. В.М. Шукшина, торжественные собрания, посвященные дню работника сельского хозяйства Ии перерабатывающей промышленности, чествование животноводов, вступление в должность Губернатора, торжественные мероприятия, посвященные дню сотрудников органов внутренних дел, конференции в зданиях Парламентского центра или Администрации Алтайского края, совещание глав администраций не относятся к массовым, поскольку доступ для участия в таких мероприятиях ограничен списочным составом участвующих, у неопределенного круга лиц нет возможности посетить проводимые выше мероприятия.
Мероприятия по встрече высоких гостей также не являются массовыми мероприятиями, а организация безопасности и охраны имущества входит в штатные обязанности сотрудника УВО.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона Алтайского края от 08.05.2001 N 22-ЗС "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании" основной формой деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания является сессия.
В связи с тем, что сессия АКЗС – это основной вид деятельности, то не может рассматриваться как массовое мероприятие, осуществление же пропускного режима депутатов и обеспечение порядка не может влечь риск для жизни.
Из представленных ответов УМВД России по г. Барнаулу следует, что истец не привлекался к охране общественного порядка. Из ответов УМВД России по г. Барнаулу, ГУ МВД России по Алтайскому краю следует, что ФГКУ УВО самостоятельно занимается расстановкой своих сотрудников вблизи охраняемых ими объектов.
Кроме этого из представленных документов не следует, что на истцов возлагались какие-либо задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
Ссылка стороны истцов на то, что они подвергались какому-либо риску в указанные выше дни, доказательствами не подтверждена.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Истцом заявлены требования о недоплате им в период работы и при увольнении спорной надбавки, выплата которых производится в рамках служебных трудовых отношений действующих сотрудников.
Выплата данных сумм производится в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 72 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцов о взыскании суммы надбавки за период до ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из того, что срок для предъявления данных требований истцами пропущен, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено, в связи с чем, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
В соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Из смысла вышеуказанного разъяснения Верховного Суда Российской Федерации следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенных условий, а именно: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена, трудовые отношения не должны быть прекращены.
Таким образом, работник вправе рассчитывать на начисление данных сумм и на выплату причитающейся ему суммы в течение всего срока дальнейшего исполнения трудовых обязанностей. Такие правоотношения носят длящийся характер, соответственно срок исковой давности исчисляется с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, т.е. после прекращения трудового договора.
Поскольку истцы не выполняли задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что истцам названная надбавка не должна была начисляться, а потому срок исковой давности подлежит исчислению за каждый период (месяц) невыплаты данной надбавки.
Поскольку надбавка не выплачивается ежемесячно в силу вышеназванных нормативных актов, а выплачивается только в том месяце, когда сотрудник непосредственно выполнял задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, то по требованиям истцов о выполнении таких задач за период до ДД.ММ.ГГГГ ими пропущен 3-х месячный срок на обращение в суд, поскольку иски поданы ДД.ММ.ГГГГ.
В силу изложенного, доводы стороны истцов о том, что 3-х месячный срок подлежит исчислению с момента увольнения, являются несостоятельными.
Истцы ежемесячно получали расчетные листки, в которых отражены начисленные и выплаченные суммы, а потому о не начислении и не выплате спорной надбавки они должны были узнать при получении каждого расчетного листка.
Оснований для восстановления срока исковой давности суд не находит.
В соответствии со ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В обоснование уважительности причин пропуска срока, истцы указывали на то, что не знали о законодательстве, предусматривающем выплату названной надбавки.
Между тем, в силу ст. 27 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере
При назначении на должность каждый из истцов указывал на то, что с установленным порядком начисления и выплаты денежного довольствия согласен.
При разрешении спора суд исходит из презумпции "знания закона", согласно которой граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции права предусмотрено обязательное опубликование федеральных законов, а также нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности граждан.
Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 N 1122 "О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время" было опубликовано в "Российская газета", N 296, 30.12.2011, "Собрание законодательства РФ", 02.01.2012, N 1, ст. 162. Приказ МВД России от 20.02.2012 N 106 "О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня отдельных должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время" опубликован в "Российская газета", N 85, 18.04.2012. Данные издания находятся в открытом доступе, препятствий для ознакомления с которыми у истцов не имелось.
Доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд стороной истцов не представлено, потому оснований для восстановления такого срока суд не находит.
Ссылка истцов на опасение наступления негативных последствий по службе в случае предъявления иска к работодателю, что они расценивают уважительной причиной пропуска срока, противоречит ранее высказанной позиции о том, что о такой надбавке им не было известно, а потому опасения не имелось.
Более того, данные доводы истцов основаны только на предположении, доказательствами не подтверждены. Однако многие сотрудники УВО обращались в суд за защитой нарушенных прав, сведений о том, что такое обращение повлекло для них негативные последствия, материалы дела не содержат.
Пропуск срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Исковые требования истцов С. и С.1. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме, исковые требования истцов К. и О. суд оставляет без удовлетворения за период по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, рассматривая требования истцов К. и О. о взыскании надбавки за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время в период ДД.ММ.ГГГГ, когда согласно расстановке, наряда на службе, они находились на усилении охраны объекта – администрации Алтайского края К. с 08.00 -17.00 часов, О. с 08.00 до 23.00 часов в период празднования Дня города, то суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований в данной части, в данной части срок исковой давности не пропущен.
Как видно из программы праздничных мероприятий, посвященных дню города Барнаула ДД.ММ.ГГГГ, основная масса мероприятий проходила на площади Советов (выставка «Город мастеров», «Барнаул туристский» в 10.00 часов, фестиваль национальных культур «Единой семьей в Барнауле живем» с 10.00 до 15.00 часов, спортивная программа «Барнаул спортивный – город чемпионов!»), а также на площади им. Сахарова (торжественное открытие дня города 12.20-13.00 часов, праздничный концерт детских творческих коллективов 13.00-14.00 часов, и др., праздничный фейерверк в 22.00 часа), а также около Алтайского краевого театра драмы им. В.М. Шукшина.
Суд признает общеизвестным обстоятельством проведение праздничных мероприятий Дня города вблизи здания Администрации Алтайского края, поскольку здание Администрации Алтайского края расположено между площадями Советов и Сахарова, и театром драмы.
Из пояснений истцов и их представителя, что также подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, следует, что охраняемый объект подлежит охране не только внутри здания, но и по периметру здания, включая прилегающую территорию.
В период празднования Дня города массовые мероприятия проводятся непосредственно вблизи здания Администрации Алтайского края и на территории возле памятника В.И. Ленину.
Поскольку доступ к праздничным мероприятиям неопределенному кругу лиц не ограничен, то при проведении такого массового мероприятия существует опасность для жизни и здоровья не только граждан, но и для лиц, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, в том числе и на охраняемом объекте.
Ссылка стороны ответчика на то, что в этот день для истцов К. и О. был обычным рабочим днем, они направлены были для охраны имущества, не принимается судом во внимание, поскольку опровергается материалами дела, а именно тем, что ДД.ММ.ГГГГ был для них (истцов) выходным днем, на службу заступили без оружия и специальных средств, что подтверждается нарядом на службу, не оспаривалось ответчиком и согласуется с положениями ч. 6 ст. 23 Закона "О полиции", согласно которой, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Из пояснений истцов следует, что в ходе службы на массовых мероприятиях им никогда не выдается оружие и специальные средства.
В данном случае суд считает несостоятельным довод стороны ответчика о том, что в соответствии с положениями п. 45, 46 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № спорная надбавка установлена для штатных должностей в соответствующих подразделениях, в то время как в период с ДД.ММ.ГГГГ сотрудники батальона полиции ФГКУ УВО, где на службе состояли истцы В.М.К. и О. , освобождены от замещаемых должностей с зачислением в распоряжение (л.д. 53-62).
Согласно п. 2 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам, указанным в приложениях к настоящему приказу (в том числе и В.М.К. и О. ) следует выполнять служебные обязанности по ранее замещаемой должности в соответствии с должностным регламентом по указанной должности, соблюдать режим служебного времени, установленный в подразделении.
В перечне должностных обязанностей К. и О. помимо прочих указано – осуществляет охрану общественного порядка на охраняемом объекте и на маршруте патрулирования (п. 20).
При этом далее в приказе указано, что денежное довольствие подлежит выплате таким сотрудникам в полном объеме.
Согласно ст. 25 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае: нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа.
Таким образом, в период, когда истец продолжал выполнять служебные обязанности по своей должности, он привлекался к охране общественного порядка на охраняемом объекте при проведении массового мероприятия, в связи с этим ему подлежала начислению и выплате надбавка за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, размер которой установлен п. 5.3 Приложения № 1 к приказу МВД России от 20 февраля 2012 года № 106 - в размере 20 % от должностного оклада.
Согласно денежному аттестату истца О. его должностной оклад составляет <данные изъяты> рублей в месяц. Расчет: <данные изъяты> рублей х 20% = <данные изъяты> рублей составляет надбавка за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Согласно денежному аттестату истца К. его должностной оклад составляет <данные изъяты> рублей в месяц. Расчет: <данные изъяты> рублей х 20% = <данные изъяты> рублей составляет надбавка за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
Таким образом, в пользу К. подлежит взысканию сумма <данные изъяты> рублей, в пользу О. – <данные изъяты> рублей.
Согласно Уставу ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Главного управления МВД РФ по Алтайскому краю» следует, что ответчик является юридическим лицом, в силу п. 9 Устава отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Доводы и доказательства того, что ФГКУ УВО не располагает достаточными денежными средствами для исполнения решения суда, не заявлены.
С учетом изложенного, иски К. и О. подлежат частичному удовлетворению.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в каждом конкретном случае суду при взыскании таких расходов надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела. При этом суд вправе учесть, что заявленные требования удовлетворены частично, установление точной пропорции удовлетворенных требований не требуется.
Управомоченной на возмещение таких расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: либо истец - при удовлетворении иска, либо ответчик - при отказе в удовлетворении исковых требований. Расходы по оплате услуг представителей присуждаются только одной стороне. В каждом конкретном случае суду при взыскании таких расходов надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела. С учетом требования разумности суд вправе учесть и то обстоятельство, что заявленные требования удовлетворены частично.
Аналогичная позиция о возмещении расходов на оплату услуг представителя только той стороне, в пользу которой состоялось решение, высказана Конституционным Судом РФ в Определениях от 19.01.2010 №88-О-О, от 19.10.2010 №1349-О-О.
Поскольку истцам С. и С.1. в иске отказано, оснований для взыскания в их пользу судебных расходов по оплате услуг представителя и доверенности суд не находит.
Истцами К. и О. в материалы дела представлены две расписки, согласно которым представители В.М.К. и С.С.Ю. получили от них по <данные изъяты> рублей от каждого за оказание юридических услуг по данному делу.
Определяя размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает обстоятельства дела, принимает во внимание, что данный спор относится к сложной категории дел, в данном случае представители истцов К. и О. участвовали в каждом судебном заседании, готовили уточненный иск и принимая во внимание пределы разумности, а также то, что требования истцов были удовлетворены частично полагает необходимым взыскать по <данные изъяты> рублей в пользу каждого.
При определении размера подлежащих взысканию в пользу стороны расходов на представителя, суд руководствуется только положениями ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противной стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
В силу положений п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 суд вправе уменьшить размер судебных издержек в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная ко взысканию сумма издержек исходя из имеющихся в деле доказательств носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В соответствии с ч. 1 - 2 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Таким образом, право на возмещение судебных расходов прямо предусмотрено законом, однако при этом факт и размер понесенных расходов именно в связи с рассмотрением конкретного дела должен быть подтвержден соответствующими документами. Соответственно не могут быть удовлетворены требования о возмещении судебных расходов только лишь при наличии утверждения, что такие расходы понесены стороной в связи с этим делом.
В абз. 3 п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" предусмотрено, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Из представленных в материалы дела доверенностей, выданных К. и О. представителям, не следует, что данные доверенности выданы для участия в конкретном деле или конкретном судебном заседании.
Таким образом, доказательства того, что истцами понесены расходы на выдачу названной доверенности в связи с рассмотрением именно данного гражданского дела, материалы дела не содержат, потому оснований для взыскания таких расходов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. , ░.1. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. , ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░