РЎСѓРґСЊСЏ: РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Р®.Рђ. в„– 33-3753/2021
(гражданское дело первой инстанции № 2-2362/2020)
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
12 апреля 2021 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Кривицкой О.Г.,
судей Маликовой Т.А., Головиной Е.А.,
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Тольятти на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривицкой О.Г., судебная коллегия суда апелляционной инстанции
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Снегирев Ф.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Тольятти об установлении местоположения границ земельного участка, в обоснование требований указав, что ему на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию принадлежит земельный участок, назначение: для дальнейшего пользования под индивидуальный жилой дом, с не уточненной площадью <данные изъяты> кв. м., с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> Принимая во внимание, что площадь земельного участка была ориентировочной, с целью надлежащего оформления права собственности на данный земельный участок истец обратился в ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» для проведения кадастровых работ для уточнения местоположения границ и площади земельного участка. При анализе исходных данных выявлено, что сведения о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок, отсутствуют. На топографическом плане уточняемый участок обозначен желтым цветом. Данный документ подтверждает, что уже более 15 лет ограждения уточняемого земельного участка не менялись. В результате проведения кадастровых работ площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв. м. Конфигурация земельного участка существенно не отличается от конфигурации согласно топографическому плану. С подготовленным межевым планом истец обратился в Управление Росреестра по Самарской области с целью внесения изменений в сведения Единый государственный реестр недвижимости относительно своего земельного участка, однако, 25.09.2020 г. получил уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в котором указано, в том числе на увеличение площади земельного участка.
Ссылаясь РЅР° изложенные выше обстоятельства, истец РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ установить местоположение границ земельного участка СЃ кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> РєРІ. Рј., расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РІ соответствии СЃ данными межевого плана РѕС‚ 22.10.2020 Рі., подготовленного кадастровым инженером Р¤РРћ8
Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 декабря 2020 года исковые требования Снегирева Ф.Н. удовлетворены. Установлено местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с данными межевого плана от 22.10.2020 г., подготовленного кадастровым инженером Гришиной Е.А.:
Обозначение характерных точек границы |
Уточненные координаты |
|
X |
Y |
|
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
В апелляционной жалобе администрация городского округа Тольятти просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. От Снегирева Ф.Н. поступило в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Рсследовав материалы гражданского дела, СЃСѓРґ апелляционной инстанции РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Глава 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает такие способы защиты прав на землю, как признание права на земельный участок, восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, возмещение убытков.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен правовой принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной статьи защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
К искам о правах на недвижимое имущество, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», относятся иски об установлении границ земельного участка. Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по таким искам является ответчиком.
Согласно статье 39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее – согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее – заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 1, части 2 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Частью 5 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О кадастровой деятельности» установлено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Для определения границ земельного участка осуществляется его межевание.
Согласно Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденным Росземкадастра ( Федеральная служба земельного кадастра) от 17.02.2003 - межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится, в том числе, как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
РР· материалов гражданского дела следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> РєРІ. Рј., расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, 20 принадлежит истцу РЅР° основании свидетельства Рѕ праве РЅР° наследство РїРѕ завещанию РѕС‚ 08.06.2006, выданному нотариусом <адрес> Р¤РРћ6 (Р».Рґ.10 С‚.1).
10.08.2006 г. за Снегиревым Ф.Н. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок (л.д.6-7), 15.08.2006 г. выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.9 т.1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества имеют статус «актуальные, ранее учтенные», вместе с тем граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения для заполнения разделов 3, 3.1, 3.2., 4, 4.1, 4.2 отсутствуют (л.д. 6-7 т.1).
РР· материалов дела следует, что кадастровым инженером Гришиной Р•.Рђ. подготовлен межевой план, который приобщен истцом Рє заявлению РѕС‚ 07.07.2020 Рі. Рѕ государственном учете изменений объекта недвижимости, поданному РІ орган, осуществляющий государственный кадастровый учет.
20.10.2020 г. на обращение истца о согласовании границ земельного участка Администрация г.о. Тольятти отказала в этом со ссылкой на то, что согласование границ по предоставленной истцом схеме повлечет за собой необоснованное увеличение площади земельного участка на 190 кв. м. до 772 кв. м., земельный участок в такой конфигурации нарушает линию застройки по проезду Майский и сужает его ширину. Каких-либо документов, подтверждающих обоснованность такого увеличения площадь не представлено (л.д.20 т.1).
Также истец обращался в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ( Управление Росреестра по Самарской области) о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, предоставив межевой план от 03.07.2020 г. (л.д.87-94 т.1).
Уведомлением от 10.07.2020 г. государственный орган сообщил истцу о решении приостановить осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка (л.д.95-96 т.1).
25.09.2020 г. Управление Росреестра по Самарской области отказало истцу в возобновлении государственного кадастрового учета после представления истцом дополнительных документов (межевого плана от 23.09.2020 г.) со ссылкой на то, что представленный межевой план по содержанию не соответствует требованиям ч. 10 ст. 22 ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015; допущено увеличение площади земельного участка на величину более чем 10 процентов от площади, сведения о которой относительного этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.22-23, 107). Рекомендовано также привести сведения о границах и площади земельного участка в соответствие с правоустанавливающими документами, поскольку фактически используемый земельный участок, за исключением ранее предоставленного, необходимо сформировать как самостоятельный участок для последующего предоставления в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре, а с 01.01.2017 г. - в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 43 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
Согласно части 5 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" данный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Данный Федеральный закон к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно заключению кадастрового инженера Гришиной Е.А. от 20.10.2020 г. следует, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка на этапе сбора исходных данных были получены следующие документы: выписка из ЕГРН об объекте недвижимости № от 22.05.2020, выписка из ЕГРН об объекте недвижимости № от 22.05.2020, выкопировка из топографических планов М 1:2000 2005 г. № б/н от 16.06.2020, согласие на обработку персональных данных № б/н от 21.05.2020, уведомление о предоставлении материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов № от 28.11.2019 г.
При анализе исходных данных выявлено, что сведения о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок, отсутствуют.
Муниципальное бюджетное учреждение г. Тольятти "Архитектура и градостроительство" предоставило в качестве документа, подтверждающего местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, выкопировку из топографических планов фонда инженерных изысканий г.о. Тольятти масштаба 1:2000 - Топографическую съемку 2005 года Московского аэрогеодизического предприятия. На топографическом плане уточняемый участок обозначен желтым цветом. Данный документ подтверждает, что уже более 15 лет ограждения уточняемого земельного участка не менялись. В результате проведения кадастровых работ площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв. м. Граница земельного участка проведена в соответствии с топографическим планом. Конфигурация земельного участка существенно не отличается от конфигурации согласно топографическому плану.
Границы смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> уточнены и при проведении кадастровых работ подписан акт согласования местоположения границ земельного участка с Ежовым Е.А., соответственно смежная граница уже уточнена и должна быть общей для земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. В результате площадь участка с кадастровым номером <данные изъяты> увеличивается на величину не более 10% от площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН.
Граница смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от т.8 до т.1 не совпадает с фактическим ограждением и данных топографического плана 2005 года. При этом координаты границ смежного земельного участка определены с недостаточной точностью. Так как выявлено несоответствие сведений ЕГРН и фактических ограждений (следует отметить, что граница уточняемого земельного участка проведена по существующим много лет на местности заборам), требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежном с ним земельном участке. В соответствии со ст.43 № 218-ФЗ правообладатели подписали акт согласования местоположения границ земельного участка, в котором согласовали смежную границу. Указанная граница соответствует фактическим ограждениям, т.е. является фактически смежной, существует на местности много лет, что и подтверждают данные топографического плана 2005г. Также в уточненной границе участка с кадастровым номером <данные изъяты> была поставлена новая точка н11, т.к. в результате перехода Самарской области на систему МСК-63 в этой точке образовалось пересечение границ с участком с КН <данные изъяты> в 1 см. Акт согласования местоположения границ земельного участка с КН <данные изъяты> подписан на тех отрезках, где граница изменяется. Остальные границы земельного участка остаются неизменными и повторное согласование границ не требуется. Принимая во внимание то, что сведения о границах и поворотных точках участка в ЕГРН отсутствуют, за окончательное значение рекомендуется принять площадь, полученную по результатам измерении, выполненных с точностью, соответствующей требованиям Росреестра.
Руководствуясь указанным графическим материалом, а также учитывая фактическое местоположение границ, кадастровым инженером была вычислена площадь земельного участка – <данные изъяты> кв. м., площадь по сведениям ЕГРН - <данные изъяты> кв. м., т.е. оценка расхождения - <данные изъяты> кв. м.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В акте согласования местоположения границы спорного земельного участка отражено, что его границы и площадь спорного земельного участка согласованы с пользователями земельных участков.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве». Статьями 19 и 22 указанного Федерального закона определено обязательное наличие землеустроительной документации.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что границы спорного земельного участка изначально были определены на местности забором, которые до настоящего времени не менялись, забор не перемещался, заборы соседних землепользователей располагаются по одной линии, не сдвигался 15 и более лет, и спора по границе смежных участков не имеется, что подтверждается представленным актом согласования местоположения границ земельного участка; пересечения границ спорного земельного участка площадью 772 кв. м. с границами смежных земельных участков, также не выявлено, площадь земельного участка не превышает минимальные предельно-допустимые нормы, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Между тем, решение суда первой инстанции является неправильным.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, а также правоустанавливающим документам на спорный объект недвижимости площадь учитываемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м.
Вместе с тем, согласно межевому плану площадь учитываемого земельного участка увеличилась и составила <данные изъяты> кв. м.
Частью 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 № 1059, предельный минимальный размере земельного участка с видом разрешенного использования «для дальнейшего пользования под индивидуальный жилой дом» в зоне Ж1-А для существующего земельного участка не установлен.
Согласно пункта 3 части 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка, его площадь не должна быть больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.
Расхождение между содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости значением площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (<данные изъяты> кв. м.) и значением площади, полученным в результате уточнения местоположения границ данного земельного участка (<данные изъяты> кв. м.) составляет <данные изъяты> кв. м., следовательно, площадь земельного участка увеличена на величину более чем 10 % от площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Р’ заключении кадастрового инженера сделан вывод РѕР± увеличении площади участка РЅР° величину РЅРµ более 10 процентов РѕС‚ площади, сведения Рѕ которой содержатся РІ ЕГРН, РІ отношении земельного участка СЃ кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего Р¤РРћ9.
Тогда как у истца в результате межевания площадь земельного участка увеличилась более чем на 10%.
Кроме того, судом оставлено без внимания и то обстоятельство, что увеличение площади спорного земельного участка до 772 кв. м. произошло за счет мест общего пользования по проезду Майский.
Вместе с тем, документов, подтверждающих обоснованность такого увеличения площади, не представлено.
Ссылка суда первой инстанции на пункт 10 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, обоснованна.
Но при этом указанная норма применена неправильно.
Судом оставлено без внимания, что согласно сведениям правоустанавливающего документа, свидетельства о праве на наследство, истец имеет право на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований об установлении местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с данными межевого плана от 22.10.2020 г., подготовленного кадастровым инженером Гришиной Е.А., не имеется.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия суда апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛРЛА:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 декабря 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Снегирева Ф.Н. к администрации г.о. Тольятти об установлении местоположения границ земельного участка отказать.
Апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти удовлетворить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: