Судья Блейз И.Г. Дело № 33а-1304/2021
(номер дела в суде первой Категория 020а
инстанции 2а-3182/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2021 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи – Кондрак Н.И.,
судей – Исаева С.Н., Орловой С.В.,
при секретаре – Швамоняне Д.С.,
с участием:
представителя административного истца – Заведий А.В.,
представителя административно ответчика – Бабенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Полякова Н. В. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, о признании незаконным уведомления, возложении обязанности принять уведомление, по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 24 декабря 2020 года,
заслушав доклад судьи Орловой С.В., судебная коллегия,
установила:
Поляков Н.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, и с учетом дополнений, просил признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, обязать административного ответчика принять уведомление о планируемом строительстве и считать его согласованным.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи от 25 октября 2018 года истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый №, с целевым назначением – для индивидуального жилищного строительства. Административный истец направил ответчику уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, на которое получил уведомление № от 19 марта 2020 года о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта жилищного строительства установленным параметрам, которое считает незаконным, поскольку в границах регламентного участка Р-4, куда входит 7 регламентных участков, в том числе Р-4-6, и где расположен принадлежащий ему земельный участок, разрешается: строительство новых зданий и сооружений на существующих участках жилого, общественного и специального назначения в соответствии с видом разрешенного использования, с учетом требований градостроительного регламента участка (п. 37.8); отделка фасадов зданий и сооружений натуральным камнем, деревом, кирпичом, современными материалами, имитирующими природные, разрешается использование штукатурки, побелки, покраски; цветовое решение – покраска неярких (пастельных) оттенков цветовой гаммы (п. 37.18). Обращает внимание на то, что у предыдущего собственника земельного участка имелась полная техническая документация, разработанная при выделе и передаче земельного участка в собственность Севастопольским городским советом, в связи с чем он, как собственник земельного участка имеет право его использовать для собственных нужд, а определение вида разрешенного использования земельного участка и категории земель не должно привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 24 декабря 2020 года административный иск Полякова Н.В. удовлетворен частично. Уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 19 марта 2020 года № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке Полякова Н.В., расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №, признано незаконным. На Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть указанное уведомление Полякова Н.В. о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства от 12 марта 2020 года. В удовлетворении иных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, по делу принять решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права, поскольку основанием для принятия оспариваемого уведомления послужило несоответствие параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенном в городе Севастополе, в соответствии с которым земельный участок Полякова Н.В. расположен в зоне с режимом использования Р-4-6, участок ПР-2, в которой не предусмотрено индивидуального жилого строительства. Также для участка ПР-2 установлен вид разрешенного использования – обеспечение обороны и безопасности, при реорганизации территории с изменением функционального назначения допускается «отдых (рекреация)», «культурное развитие», «обеспечение научной деятельности», «образование и просвещение». Иной вид разрешенного использования, на котором предусмотрено строительство, не предусмотрен вышеуказанным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 1864. Выводы суда первой инстанции о возможности строительства индивидуального жилого дома на данном земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными Приказом от 12 августа 2016 года № 1864, считает ошибочным.
Представитель административного ответчика – Бабенко Е.В. в судебном заседании доводы апелляционный жалобы поддержала, решение суда первой инстанции, которое она считает незаконным и необоснованным, просила отменить, и пояснила, что уведомление от 19 марта 2002 года № о несоответствии указанного истцом в уведомлении о планируемом строительстве объекта жилищного строительства установленным параметрам, является законным, а недопустимость строительства на указанном истцом земельном участке регламентирована Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита». При таких обстоятельствах у Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя не было оснований для выдачи положительного уведомления.
Представитель административного истца – Заведий А.В. в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считая обжалуемое решение суда законным и обоснованным, при этом пояснил, что истцом представлено в материалы дела заключение специалиста, свидетельствующее об отсутствии каких-либо ограничений для строительства на имеющемся в собственности истца земельном участке. Кроме того, предыдущим собственником была получена вся разрешительная документация, необходимая для осуществления индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. Считает, что все обстоятельства, в том числе, на которые ссылается ответчик, судом первой инстанции учтены и им дана верная оценка.
Административный истец, представитель заинтересованного лица – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи земельного участка от 25 октября 2018 года истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № с целевым назначением – для индивидуального жилищного строительства. (л.д. 7).
12 марта 2020 года Поляков Н.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. 34-35).
По результатам рассмотрения уведомления и приложенных документов Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя 19 марта 2020 года Полякову Н.В. направлено уведомление № 295/03-03/20 о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ от 12 августа 2016 года №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, расположен в регламентном участке Р-4-6, участок ПР-2, на котором не предусмотрено индивидуальное жилое строительство. Кроме того, как следует из обжалуемого уведомления, в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, названный земельный участок по своему функциональному назначению расположен в зоне С – в зоне специального назначения (л.д. 31-33).
Полагая, что вышеуказанное уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя является незаконным, Поляков Н.В. обратился с административным иском в суд.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 статьи 1 и пунктами 2,6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», Постановлением правительства Севастополя от 07 октября 2014 года № 363 «Об утверждении зоны охраны объекта культурного наследия крепости «Чембало» в Балаклаве», Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» пришел к выводу, что Приказ № 1864 от 12 августа 2016 года, на основании которого принято уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, не содержит прямого запрета на строительство объектов капитального строительства на земельном участке, расположенном в регламентном участке Р-4-6, участок ПР-21, и использование их по функциональному назначению, а потому уведомление ответчика нельзя признать законным.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не соглашается в силу следующего.
Как следует из статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее в том числе сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.
Согласно части 7 данной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В случае несоответствия параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе документации по планировке территории, соответствующий орган исполнительной власти направляет об этом застройщику соответствующее уведомление (пункт 1 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ).
Подпунктами 1, 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Приказом Минкультуры России от 12 августа 2016 года № 1864 (в редакции, действующей на момент подачи уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства) утверждены Требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» (далее – Требования), которыми установлены особые условия использования территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (далее – Достопримечательное место).
Пунктом 2 Требований установлено, что правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории Достопримечательного места, обязаны:
2.1. содержать часть Достопримечательного места в благоустроенном состоянии и не допускать возможность повреждения и (или) разрушения объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, обладающих признаками объектов культурного наследия и их частей;
2.2. в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта археологического наследия, уведомить региональный орган охраны объектов культурного наследия;
2.3. сохранять особо охраняемые природные территории, ценные природные комплексы и объекты;
2.4. выполнять требования Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года (ратифицирована СССР в 1988 году указом Президиума ВС СССР от 09.03.2018 № 8595-11) и Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (утверждено 30.06.1977 решением 1-й сессии Комитета всемирного наследия № CC-77/CONF.001/8), на территориях, расположенных в границах компонентов объекта всемирного наследия «Древний город Херсонес Таврический и его хора» (включен в Список всемирного наследия на 37-ой сессии Комитета всемирного наследия в 2013 году решением N 37 COM8B.40) и их буферных зон.
Согласно пункту 64 Требований в границах регламентного участка Р-4-6 выделяются участки ПР-1 - ПР-55.
В соответствии с пунктом 65 Требований в границах участков ПР-1 - ПР-55 (территории, преимущественно занятые объектами промышленности и специального назначения) разрешается:
65.1. эксплуатация объектов по функциональному назначению;
65.2. строительство зданий туристической инфраструктуры (для участка ПР-37), промышленности, коммунально-складского и иного специального назначения, не наносящих ущерб объектам культурного наследия и при обязательном проведении визуального-ландшафтного анализа;
65.3. реорганизация территории с изменением функционального назначения;
65.4. ремонт, реконструкция существующих зданий и сооружений, приспособление при изменении функционального назначения;
65.5. объемно-пространственное решение зданий и сооружений в соответствии с технологией на основе визуально-ландшафтного анализа, исключающего нарушение основных секторов обзора достопримечательного места.
Пунктом 66 Требований установлены архитектурно-планировочные параметры, в том числе для участка ПР-2 (западная часть – в границах кадастрового квартала №), в границах которого расположен принадлежащий административному истцу земельный участок, установлены ограничения по высоте – 8 м, кроме зданий культуры, здравоохранения, образования, социального обслуживания населения предельной высотой 18 м; по протяженности фасада – 30 м, для зданий культуры, здравоохранения, образования, социального обслуживания населения – прямая фасадная линия не более 100 м; для зданий культуры, образования прямая фасадная линия не более 350 м; по площади застройки – 20 %, для зданий культуры, здравоохранения, образования, социального обслуживания населения – не устанавливается.
Из уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, поданного административным истцом в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, усматривается, что последний в разделе 3 «Сведения об объекте капитального строительства» заявил о намерении строительства на принадлежащем ему земельном участке, площадью 930 кв.м, трехэтажного индивидуального жилого дома, высотой 12 м, площадью застройки 300 кв.м, что не только не разрешено пунктом 65 Требований, но и не соответствует архитектурно-планировочным параметрам и ограничениям, установленным в пункте 66 Требований.
Соответственно, вопреки выводам суда первой инстанции, относительно использования земельных участков, расположенных в границах указанного регламентного участка, имеются ограничения, в частности строительство индивидуального жилого дома, в том числе в заявленных административным истцом параметрах, не предусмотрено, что свидетельствует о законности и обоснованности уведомления административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя истца о наличии заключения специалиста (эксперта-землеустроителя) от 20 августа 2020 года, согласно которому действующее законодательство Российской Федерации не запрещает строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого уведомления ответчика, поскольку не освобождают от необходимости соблюдения вышеназванных Требований и градостроительного законодательства, которые, в данном случае, истолкованы землеустроителем неверно.
Таким образом, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя в полном объеме выполнены все административные процедуры и действия, предусмотренные действующим градостроительным и земельным законодательством, в связи с чем, оснований для признания обжалуемого уведомления ответчика незаконным, не усматривается.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).При разрешении спора, судом первой инстанции не были правильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
При этом судебная коллегия отмечает, что основания для отказа, изложенные в пункте 2 уведомления от 19 марта 2020 года № – расположение указанного земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, в зоне С (в зоне специального назначения), не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, но с учетом наличия иных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги данное обстоятельство основанием для признания незаконным оспариваемого уведомления, являться не может.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 24 декабря 2020 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 24 декабря 2020 года – отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Полякова Н. В. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о признании незаконным уведомления, возложении обязанности принять уведомление – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –