Дело № 2а-1553/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года г. Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Каташовой А.М.
при секретаре Новожиловой А.А.,
с участием административного истца МСА и его представителя по доверенности адвоката УЮА, представителя административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» и военного комиссариата г. Иваново по доверенностям МАВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МСА к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», военному комиссариату города Иваново, призывной комиссии г. Иваново, призывной комиссии Ивановской области о признании бездействия по невыдаче военного билета незаконным,
установил:
МСА обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области» (далее – Военный комиссариат Ивановской области), военному комиссариату г. Иваново, в котором просит: признать незаконным бездействие военного комиссариата г. Иваново по невыдаче в установленный срок военного билета; возложить на военный комиссариат г. Иваново обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу организовать мероприятия по выдаче ему военного билета.
Требования мотивированы тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Иваново. Призывной комиссией г. Иваново ДД.ММ.ГГГГ в отношении него принято решение о признании ограниченно годным к военной службе и зачислении его в запас Вооруженных сил РФ. В этой связи в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военным комиссаром г. Иваново проставлена запись о необходимости его явки в военный комиссариат г. Иваново в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для оформления военного билета. Вместе с тем военный билет до настоящего времени ему административным ответчиком не выдан, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны военного комиссариата г. Иваново, которое нарушает его права, в том числе на реализацию трудовых прав.
В ходе судебного разбирательства по делу к участию в нем в качестве административных соответчиков привлечены призывная комиссия г. Иваново, призывная комиссия Ивановской области.
Административный истец МСА в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.
Представитель административного истцаМСА адвокат УЮА в судебном заседаниитребования МСА поддержал по основаниям, изложенным в административном иске и письменных пояснениях (л.д. 58-71, 205-207).
Представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» и военного комиссариата г. Иваново по доверенностям МАВв судебном заседаниивозражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск (л.д. 31-32).
Представители административных ответчиков призывной комиссии г. Иваново и призывной комиссии Ивановской области в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образомвпорядке гл. 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), каких-либо возражений относительно заявленных МСА требований не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность гражданина РФ по защите Отечества и прохождению военной службы.
Правоотношения по призыву на военную службу регламентированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно ч. 1 ст. 1 которого воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом (ч. 3 ст. 1Федерального закона № 53-ФЗ).
Согласно ст. 22 названного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с данным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Положениями ст. 25 названного Федерального закона предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и 01 октября по 31 декабря.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Деятельность военных комиссариатов и призывных комиссий по проведению мероприятий связанных с воинским учетом и призывом на военную службу также регламентированы Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, принятым в его исполнение приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года № 400, а также Положением о воинском учете, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719.
Из материалов дела и личного дела призывника следует, что МСА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Советского районов г. Иваново, после его реорганизации – в военном комиссариате г.Иваново.До июля 2018 года административному истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу в связи получением высшего образования.
МСА в весенне-летнюю призывную компанию 2020 года участвовал в мероприятиях по призыву, по результатам медицинского освидетельствования по имеющимся в личном деле документам 2019 года ему определена категория годности к военной службе«В» (ограниченно годен к военной службе),в связи с чем решением призывной комиссииг. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас (л.д. 41), в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, на его имя сделана отметка о необходимости явки в военный комиссариат г. Иваново в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для оформления военного билета (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в военный комиссариат г. Иваново с заявлением о выдаче военного билета (л.д. 12), на что получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности его выдачи ввиду не поступления из военного комиссариата Ивановской области выписки из протокола заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации (л.д. 40).
Как следует из пояснений административного истца и не оспаривалось представителем административных ответчиков, до настоящего времени МСА военный билет не выдан.
Административный истец считает, что со стороны военного комиссариата г. Иваново, в обязанности которого входит выдача военного билета, такие действия в установленный законом срок в отношении него не произведены без законных на то оснований, что свидетельствует о незаконном бездействии.
Вместе с тем суд не может согласиться с данными доводами стороны административного истца по следующим основаниям.
Согласно представленного в адрес суда списка граждан, освобожденных от призыва на военную службу и признанных временно негодными к военной службе по состоянию здоровья, подготовленного военным комиссариатом г. Иваново по итогам заседания призывной комиссии (л.д. 73-76), в указанном документе под номером 14 указан призывник МСА, ДД.ММ.ГГГГ, имеющий диагноз «<данные изъяты>», с установленной категорией годности к военной службе «В», при этом относительно обоснованности принятого в отношении него заключения имеется отметка «предоставить на контрольное медицинское освидетельствование», отметка об обоснованности заключения отсутствует.
Из показаний свидетеля МСА, являющегося начальником отделения подготовки призыва и набора граждан на военную службу военного комиссариата г. Иваново, следует, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании призывной комиссии г. Иваново в отношении МСА принято решение о признании его ограниченно годным к военной службе и зачислении его в запас;после объявления данного решения он предупредил указанного призывника о том, что ему в дальнейшем необходимо будет явиться в военный комиссариат Ивановской области, так как все решения призывной комиссии г. Иваново утверждаются призывной комиссией Ивановской области; до настоящего времени решения в отношении МСА от призывной комиссией Ивановской областив распоряжение военного комиссариат г. Иваново не поступало.
Оснований не доверять пояснениям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они согласуются с иными материалами дела и пояснениями самого административного истца.
МСА в ходе судебного разбирательства указано, что на заседание призывной комиссии г. Иваново после принятия в отношении него решения о признании ограниченно годным к военной службе ему членами призывной комиссии сообщалось о возможной необходимости явки в военный комиссариат Ивановской области; на заседание призывной комиссии Ивановской области он не являлся по причине неполучения повесток.
В соответствии с абз. 2, 4 п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
Пунктом 3 ст. 29названного Федерального закона установлено право призывной комиссии субъекта Российской Федерации отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565, граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом«О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с п. 22 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года № 240/168 (далее - Инструкция) обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
Порядок организации и проведения контрольного медицинского освидетельствования определен разделом 3 Инструкции.
Так, в случае несогласия врача - члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации с заключением врача-специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного от призыва, врач - член призывной комиссии субъекта Российской Федерации в листе медицинского освидетельствования делает отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское освидетельствование. Врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в списке делается отметка о необоснованности диагноза, заключения и указывается дата прибытия указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование (п. 24 Инструкции).
В личном деле призывника МСА на листке медицинского освидетельствования, оформленного ДД.ММ.ГГГГ и содержащего итоговое заключение врача-специалиста относительно категории годности к военной службе, содержится датированная ДД.ММ.ГГГГ отметка «вызвать очно на контрольное медицинское освидетельствование».Отметка аналогичного содержания имеется на корке личногоделе призывника МСА с указанием даты ДД.ММ.ГГГГ.
Указания стороны административного истца на то, что данная отметка не может быть принята во внимание, поскольку сделана на листе медицинского освидетельствования от 2020 года, хотя освидетельствование МСА проходило по документам 2019 года, необоснованны, поскольку из оформленного в весенне-летний призыв 2020 года листа медицинского освидетельствования следует, что комиссией изучались документы (рентгенологическое исследование) именно от 2019 года.
Согласно исследованных судом протоколов заседаний призывной комиссииИвановской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 104-202) по итогам изучения личного дела призывника ДД.ММ.ГГГГпризывной комиссииИвановской области в отношении МСА принято решение о вызове его на контрольное медицинское освидетельствование.
С учетом отсутствия у военного комиссариата г. Иваново какого-либо решения призывной комиссии Ивановской области в отношении призывника МСА и окончанием весенне-летней призывной компании 2020 года призывной комиссией г. Иваново ДД.ММ.ГГГГрешение призывной комиссииг. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении административного истца от призыва на военную службу и зачислении в запас отменено, что подтверждается протоколом заседания призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 203-204) и соответствующей отметкой в личном деле призывника. Указанное решение призывной комиссии г. Иваново действует, никем не оспорено и не отменено.
В соответствии с п.12 приложения № 9 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 года № 400, по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военнуюслужбу; освобожденные от исполнения воинской обязанности. Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что доказательств того, что в отношении административного истца призывной комиссией Ивановской области в весенне-летний призыв принято решение об утверждении решения призывной комиссии г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, а принятое в отношении МСА решение об освобождении его от призыва на военную службу отменено как неутвержденное призывной комиссией субъекта, оснований для выдачи ему военного билета у административного ответчика не имелось.
Наличие записи в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, на имя административного истца о явке за военным билетом не является безусловным поводом к его выдаче с учетом вышеприведенных норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
В этой связи оснований для признания со стороны военного комиссариат г. Иваново незаконного бездействия, связанного с невыдачей административному истцу военного билета, с учетом заявленных требований суд не усматривает, в связи с чем настоящий административный иск МСА удовлетворению не подлежит.
Доводы административного истца о том, что он не вызывался на контрольное медицинское освидетельствование, не получал от призывной комиссии Ивановской области повесток, не влияют на законность оспариваемого в настоящем иске бездействия военного комиссариат г. Иваново.
Несоответствие даты, указанной в протоколе заседании призывной комиссии и принятых на данном заседании документах (ДД.ММ.ГГГГ), с датой, указанной в выданной МСА повестке на заседание призывной комиссии г. Иваново (л.д. 72) и в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, на имя МСА (ДД.ММ.ГГГГ), на что указывал представитель административного истца, правового значения для разрешения заявленных требований не имеет, причины такого несовпадения дат пояснены суду и лицам, участвующим в деле, свидетелем МСА при его допросе.
Утверждения стороны административного истца о том, что все представленные в рамках данного дела суду административными ответчиками документы изготовлены не в указанные в них даты, а позднее непосредственно для рассмотрения настоящего дела, суд считает надуманными, так как они не подтверждены достоверными доказательствами.Отсутствие в ответе военного комиссариата г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ на заявление МСА ссылок на принятое в отношении него ДД.ММ.ГГГГ решение, неуказание свидетелем МСА при допросе о принятии данного решения, не свидетельствуют о его фактическом непринятии, кроме того суд учитывает наличие в личном деле призывника МСА соответствующей отметки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска МСА к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ивановской области», военному комиссариату города Иваново, призывной комиссии г. Иваново, призывной комиссии Ивановской области о признании бездействия по невыдаче военного билета незаконным отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Каташова А.М.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 декабря 2020 года.