Решение по делу № 2-1-404/2024 от 01.02.2024

№ 2-1-404/2024

УИД 57RS0012-01-2024-000242-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2024 г. г. Ливны Орловская область

Ливенский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Дрогайцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Глушковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Грешников М.А. , к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями и возмещении расходов на приобретение медицинского изделия,

УСТАНОВИЛ:

Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области обратилась в суд с иском в интересах Грешникова М.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» об обязании обеспечить медицинским изделием, производить своевременную выписку рецептов и возмещении расходов на приобретение медицинского изделия, с учетом уточнения исковых требований, в обоснование, указав, чтоЛивенской межрайонной прокуратурой по обращению Грешникова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что Грешников М.А. имеет диагноз «<данные изъяты>», является инвалидом второй группы, федеральным льготником, имеет право на бесплатное получение медицинских изделий и лекарственных препаратов.

Согласно информации, представленной БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», Грешникову М.А. назначено медицинское изделие по МНН «Тест- полоски».

Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Грешников М.А. медицинским изделием по МНН «Тест-полоски» своевременно и в полном объеме не обеспечивался.

Грешникову М.А. необходимо осуществлять ежедневный контроль уровня сахара в кови, ненадлежащее обеспечение медицинским изделием ставит под угрозу его жизнь и здоровье, в связи с чем, замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для льготника.

Лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» 26.05.2023 на имя Грешникова М.А. выписан рецепт на получение медицинского изделия «Тест- полоски» сроком 90 суток, который в тот же день предъявлен в аптечную организацию. Однако, 11.09.2023 указанный рецепт был признан недействительным ввиду истечения срока его действия.

Ввиду необеспечения необходимыми медицинскими изделиями в период действия рецепта с 26.05.2023 по 26.08.2023 в целях продолжения лечения и выполнения назначений лечащего врача Грешниковым М.А. медицинское изделие по МНН «Тест-полоски» (торговое наименование-«Акку –Чек Актив») приобреталось за собственные средства: 13.07.2023 на сумму 996 руб. 00 копеек, 01.08.2023 на сумму 1151 руб. 00 копеек, 09.08.2023 на сумму 1152 руб. 80 коп., что подтверждается кассовыми и товарными чеками.

Таким образом, за период отсроченного обслуживания рецептурного бланка Грешниковым М.А. приобретено общее количество изделия, превышающее потребность, обозначенную при выписке рецепта (вместо 1 упавковки приобретено 3), следовательно, к возмещению подлежат расходы на приобретение медицинского изделия по МНН «Тест-полоски» в размере 996 руб. 00 коп. по чеку от 13.07.2023.

При этом именно на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств и изделий медицинского назначения, при отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры, своевременно осуществлять закупку необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Невыполнение Департаментом здравоохранения Орловской области возложенных на него обязанностей привело к нарушению прав Грешникова М.А., создало условия реально угрожающие его жизни и здоровью, нарушило его конституционное право на получение медицинских изделий, необходимых для поддержания здоровья.

Прокурор просит суд обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов Грешникову М.А. на медицинское изделие по МНН «Тест-полоски» в соответствии с назначенной схемой лечения, обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать Грешникова М.А. медицинским изделием по МНН «Тест-полоски» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению, и взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области расходы на приобретение медицинского изделия по МНН «Тест-полоски» в размере 996 руб. 00 коп.

Представитель Ливенской межрайонной прокуратуры в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил прекратить производство по делу в части требований к ответчику БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», поскольку со стороны Грешникова М.А. претензий к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в части своевременной выписки рецептов не имеется, в связи с чем, от требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты они отказываются. Исковые требования в части требований к Департаменту здравоохранения Орловской области обеспечить Грешникова М.А. медицинским изделием МНН «Тест- полоски» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению, а также о взыскании расходов на приобретение медицинского изделия по МНН «Тест-полоски» в размере 996 руб. 00 коп. поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Истец Грешников М.А. в судебное заседание не явился, о дате времени и месте слушания дела был уведомлен своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ в судебное заседание не явился, главный врач направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Определением Ливенского районного суда Орловской области от 01.03.2024 производство по делу в части требований об обязании своевременно выписывать рецепты на медицинские изделия, к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», прекращено.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представили суду ходатайство, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУП Орловской области «Орелфармация».

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. №1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2020 №857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено, что Грешников М.А. является федеральным льготником и лицом, имеющим право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача за счет федерального бюджета.

На территории г. Ливны Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями через «Аптеку ».

Из материалов дела следует, что Грешникову М.А. необходимы медицинские изделия «Тест-полоски «Акку-Чек Актив» раза в сутки, месячная потребность 1,2 уп., согласно сведениям, предоставленным БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Согласно сегменту федерального регистра на 2024 год, Грешников М.А. нуждается в медицинских изделиях МНН «Тест-полоски» «Акку-Чек Актив» .

Из приложения к ответу на запрос ГУП ОО «Орелфармация», журнала обеспечения льготника, приложения к ответу на запрос Департамента здравоохранения Орловской области от 25.01.2024, следует, что рецепт на медицинское изделие «Тест- полоски» от 26.05.2023 признан не действительным ввиду истечения его срока действия-11.09.2023(аннулирован).

Из кассовых чеков следует, что Грешниковым М.А. были приобретены «Тест-полоски» «Акку-Чек Актив» от ДД.ММ.ГГГГ за 1152,80 руб., от 01.08.2023 за 1151,00 руб., от 13.07.2023 за 996 руб.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что не обеспечение Грешникова М.А. медицинскими изделиями создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что замедление исполнения решения суда в части обязания Департамента здравоохранения Орловской области обеспечиватьГрешникова М.А. медицинским изделием может привести к высокому риску развития осложнений здоровья Грешникова М.А. из-за отсутствия медицинского изделия, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Поскольку Грешников М.А. нуждается в постоянном применении медицинского изделия «Тест – полоски», которое не было ему предоставлено своевременно и бесплатно, то он вынужден был приобрести его за счет собственных денежных средств, которые относятся к убыткам в форме реального ущерба, в связи с чем, суд находит обоснованным требование истца о возложении на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области обязанности возместить Грешникову М.А. потраченные на приобретение медицинского изделия «Тест-полоски» денежные средства на сумму 996 руб. Кроме того, их приобретение было в период их отсутствия в аптеке ГУП ОО «Орелфармация».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Грешников М.А. , удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения <адрес> (ИНН обеспечить Грешников М.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт серия ) медицинским изделием по МНН «Тест-полоски», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению.

Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> (ИНН за счет казны Орловской области в пользу Грешников М.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт серия ) расходы на приобретение медицинского изделия по МНН «Тест-полоски» в размере 996 (девятьсот девяносто шесть) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 11.03.2024 г.

Судья:

№ 2-1-404/2024

УИД 57RS0012-01-2024-000242-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2024 г. г. Ливны Орловская область

Ливенский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Дрогайцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Глушковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Грешников М.А. , к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить медицинскими изделиями и возмещении расходов на приобретение медицинского изделия,

УСТАНОВИЛ:

Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области обратилась в суд с иском в интересах Грешникова М.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» об обязании обеспечить медицинским изделием, производить своевременную выписку рецептов и возмещении расходов на приобретение медицинского изделия, с учетом уточнения исковых требований, в обоснование, указав, чтоЛивенской межрайонной прокуратурой по обращению Грешникова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что Грешников М.А. имеет диагноз «<данные изъяты>», является инвалидом второй группы, федеральным льготником, имеет право на бесплатное получение медицинских изделий и лекарственных препаратов.

Согласно информации, представленной БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», Грешникову М.А. назначено медицинское изделие по МНН «Тест- полоски».

Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Грешников М.А. медицинским изделием по МНН «Тест-полоски» своевременно и в полном объеме не обеспечивался.

Грешникову М.А. необходимо осуществлять ежедневный контроль уровня сахара в кови, ненадлежащее обеспечение медицинским изделием ставит под угрозу его жизнь и здоровье, в связи с чем, замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для льготника.

Лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» 26.05.2023 на имя Грешникова М.А. выписан рецепт на получение медицинского изделия «Тест- полоски» сроком 90 суток, который в тот же день предъявлен в аптечную организацию. Однако, 11.09.2023 указанный рецепт был признан недействительным ввиду истечения срока его действия.

Ввиду необеспечения необходимыми медицинскими изделиями в период действия рецепта с 26.05.2023 по 26.08.2023 в целях продолжения лечения и выполнения назначений лечащего врача Грешниковым М.А. медицинское изделие по МНН «Тест-полоски» (торговое наименование-«Акку –Чек Актив») приобреталось за собственные средства: 13.07.2023 на сумму 996 руб. 00 копеек, 01.08.2023 на сумму 1151 руб. 00 копеек, 09.08.2023 на сумму 1152 руб. 80 коп., что подтверждается кассовыми и товарными чеками.

Таким образом, за период отсроченного обслуживания рецептурного бланка Грешниковым М.А. приобретено общее количество изделия, превышающее потребность, обозначенную при выписке рецепта (вместо 1 упавковки приобретено 3), следовательно, к возмещению подлежат расходы на приобретение медицинского изделия по МНН «Тест-полоски» в размере 996 руб. 00 коп. по чеку от 13.07.2023.

При этом именно на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств и изделий медицинского назначения, при отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры, своевременно осуществлять закупку необходимых лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Невыполнение Департаментом здравоохранения Орловской области возложенных на него обязанностей привело к нарушению прав Грешникова М.А., создало условия реально угрожающие его жизни и здоровью, нарушило его конституционное право на получение медицинских изделий, необходимых для поддержания здоровья.

Прокурор просит суд обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов Грешникову М.А. на медицинское изделие по МНН «Тест-полоски» в соответствии с назначенной схемой лечения, обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать Грешникова М.А. медицинским изделием по МНН «Тест-полоски» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению, и взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области расходы на приобретение медицинского изделия по МНН «Тест-полоски» в размере 996 руб. 00 коп.

Представитель Ливенской межрайонной прокуратуры в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил прекратить производство по делу в части требований к ответчику БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», поскольку со стороны Грешникова М.А. претензий к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в части своевременной выписки рецептов не имеется, в связи с чем, от требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов на медицинские изделия и лекарственные препараты они отказываются. Исковые требования в части требований к Департаменту здравоохранения Орловской области обеспечить Грешникова М.А. медицинским изделием МНН «Тест- полоски» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение суда к немедленному исполнению, а также о взыскании расходов на приобретение медицинского изделия по МНН «Тест-полоски» в размере 996 руб. 00 коп. поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Истец Грешников М.А. в судебное заседание не явился, о дате времени и месте слушания дела был уведомлен своевременно и надлежащим образом.

Представитель ответчика БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ в судебное заседание не явился, главный врач направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Определением Ливенского районного суда Орловской области от 01.03.2024 производство по делу в части требований об обязании своевременно выписывать рецепты на медицинские изделия, к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», прекращено.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представили суду ходатайство, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУП Орловской области «Орелфармация».

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. №1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2020 №857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.

В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено, что Грешников М.А. является федеральным льготником и лицом, имеющим право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача за счет федерального бюджета.

На территории г. Ливны Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями через «Аптеку ».

Из материалов дела следует, что Грешникову М.А. необходимы медицинские изделия «Тест-полоски «Акку-Чек Актив» раза в сутки, месячная потребность 1,2 уп., согласно сведениям, предоставленным БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Согласно сегменту федерального регистра на 2024 год, Грешников М.А. нуждается в медицинских изделиях МНН «Тест-полоски» «Акку-Чек Актив» .

Из приложения к ответу на запрос ГУП ОО «Орелфармация», журнала обеспечения льготника, приложения к ответу на запрос Департамента здравоохранения Орловской области от 25.01.2024, следует, что рецепт на медицинское изделие «Тест- полоски» от 26.05.2023 признан не действительным ввиду истечения его срока действия-11.09.2023(аннулирован).

Из кассовых чеков следует, что Грешниковым М.А. были приобретены «Тест-полоски» «Акку-Чек Актив» от ДД.ММ.ГГГГ за 1152,80 руб., от 01.08.2023 за 1151,00 руб., от 13.07.2023 за 996 руб.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что не обеспечение Грешникова М.А. медицинскими изделиями создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая, что замедление исполнения решения суда в части обязания Департамента здравоохранения Орловской области обеспечиватьГрешникова М.А. медицинским изделием может привести к высокому риску развития осложнений здоровья Грешникова М.А. из-за отсутствия медицинского изделия, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Поскольку Грешников М.А. нуждается в постоянном применении медицинского изделия «Тест – полоски», которое не было ему предоставлено своевременно и бесплатно, то он вынужден был приобрести его за счет собственных денежных средств, которые относятся к убыткам в форме реального ущерба, в связи с чем, суд находит обоснованным требование истца о возложении на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области обязанности возместить Грешникову М.А. потраченные на приобретение медицинского изделия «Тест-полоски» денежные средства на сумму 996 руб. Кроме того, их приобретение было в период их отсутствия в аптеке ГУП ОО «Орелфармация».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ливенской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Грешников М.А. , удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения <адрес> (ИНН обеспечить Грешников М.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт серия ) медицинским изделием по МНН «Тест-полоски», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению.

Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> (ИНН за счет казны Орловской области в пользу Грешников М.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт серия ) расходы на приобретение медицинского изделия по МНН «Тест-полоски» в размере 996 (девятьсот девяносто шесть) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 11.03.2024 г.

Судья:

2-1-404/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области
Грешников Михаил Андреевич
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ»
Другие
ГУП ОО "Орелфармация"
Департамент финансов Орловской области
Суд
Ливенский районный суд Орловской области
Судья
Дрогайцева И.А.
Дело на странице суда
livensky.orl.sudrf.ru
01.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2024Передача материалов судье
08.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2024Подготовка дела (собеседование)
15.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее