К делу № 2-10683/2014
Решение
Именем Российской Федерации
«15» октября 2014 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
при секретаре Савицкой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Соколовского Д.С. к Администрации муниципального образования город Краснодар об изменении зоны застройки и вида разрешенного использования земельного участка,
Установил:
Соколовский Д.С. обратился в суд с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар об изменении зоны застройки и вида разрешенного использования земельного участка.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ему на основании договора купли-продажи земельного участка несельскохозяйственного назначения принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1 000 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>. В августе 2014 года он обратился в Администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением об изменении зоны застройки индивидуальными жилыми домами на другой – зона застройки многоэтажными жилыми домами, а также об изменении вида разрешенного использования земельного участка с существующего на другой – строительство многоэтажных жилых домов. Однако ответ на его обращение до настоящего момента не поступил. Заявитель полагает бездействие ответчика незаконным и нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем просит суд обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка.
Заявитель Соколовский Д.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель Администрации муниципального образования город Краснодар, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд находит требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, заявителю Соколовскому Д.С. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1 000 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 23-АН № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается отметкой о государственной регистрации на соглашении о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ №
В августе 2014 года заявитель обратился в администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему на праве аренде земельного участка с существующего на другой – многоэтажные жилые дома.
Однако ответ на его обращения от Администрации муниципального образования город Краснодар до настоящего времени в адрес заявителя не поступил.
Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как следует из положений пунктов 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на жилищное строительство принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Как следует из положений статьи 7 Земельного кодекса РФ, целевое назначение земельных участков определяется исходя из принадлежности земельных участков к той или иной категории земель (земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и т.д.). Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды и состав территориальных зон (зонирование территории) установлены статьей 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых природных территорий, зоны специального назначения, зоны размещения водных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами, зоны жилой застройки иных видов.
При этом согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Анализируя вышеуказанные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в границах жилых зон закон не запрещает размещение объектов, связанных с проживанием граждан, к каковым могут относится, в том числе многоэтажные жилые дома.
Принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок площадью 1 000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, согласно сведений, содержащихся в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ № относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что позволяет суду сделать вывод о том, что изменение данного вида разрешенного использования на испрашиваемый – строительство многоэтажных жилых домов, не будет противоречить его территориальной зоне.
Пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2010 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что вопросы утверждения генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов документации по планировке территории, относятся исключительно к вопросам местного значения городского округа.
Из изложенного следует, что подготовка и утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана городского округа, а также проектов планировки территории является обязанностью органов местного самоуправления городского округа, а не отдельно взятого гражданина – арендатора земельного участка. Так, из смысла статьи 45 Градостроительного кодекса РФ следует, что возложение обязанности по подготовке документации по планировке территории на отдельно взятое лицо возможно только в случае, если в отношении земельного участка заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства либо договор о развитии застроенной территории. В этом случае подготовка документации по планировке территории осуществляется лицом, с которым заключен соответствующий договор.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель не сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, настоящие правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации предусматривают в муниципальном образовании город Краснодар систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования город Краснодар на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, осуществления на них строительства и реконструкции, контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.
Градостроительное зонирование земель поселений административного образования - это базовый юридический инструмент регулирования отношений по поводу использования и строительного обустройства земельных участков и иных объектов недвижимости в условиях рынка.
В основе градостроительного зонирования лежит разделение городских земель на определенное число территориальных зон с фиксированными границами. В правилах землепользования и застройки для всех территориальных зон и, соответственно, для каждого земельного участка, расположенного в этих зонах, устанавливаются градостроительные регламенты использования и строительного изменения недвижимости, а также виды разрешенного использования объектов недвижимости и земельных участков.
В случае, если в пределах границ соответствующей территориальной зоны приняты документы территориального планирования, то согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Градостроительный кодекс) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования должно осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар правом на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования обладают правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства.
Земельным кодексом Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7) закреплен принцип деления земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Под использованием земель по целевому назначению подразумевается осуществление землепользования в соответствии с правовым режимом, определенным Земельным кодексом Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с изменение целевого назначения земельных участков, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Законом, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона о переводе земель).
Указанными нормативными актами, также установлен состав и порядок подготовки документов для изменения градостроительной зоны земельных участков и изменения целевого назначения, так для перевода земельного участка из одной градостроительной зоны в другую и изменения вида разрешенного использования земельного участка заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается соответствующее ходатайство, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; градостроительная зона в состав которой входит земельный участок, вид разрешенного использования земельного участка и градостроительная зона, и вид разрешенного использования земельного участка перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование изменение градостроительной зоны и вида разрешенного использования земельного участка; права на земельный участок.
В рассмотрении ходатайства об изменении градостроительной зоны и вида разрешенного использования земельного участка может быть отказано в случае, если к нему приложены документы, состав, форма и содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Требования к форме и содержанию такого согласия законом не установлены. Вместе с тем для принятия соответствующего решения арендодатель земельного участка должен располагать объективной информацией, обосновывающей необходимость изменения градостроительной зоны и вида разрешенного использования земельного участка.
В связи с тем, что в поданном заявлении истцом была обоснована необходимость перевода земельного участка из одной категории в другую, а именно то обстоятельство, что земельный участок фактически используется для строительства многоэтажных многоквартирных жилых домов. В связи с чем бездействие в переводе указанного земельного участка в категорию Ж.2., и в выдаче градостроительного плана, является не правомерным и препятствует осуществлению истцом прав собственика земельного участка, а также приведению фактического использования земельных участков в соответствие установленными градостроительными регламентами.
На основании изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что данный спор должен быть разрешен путем принятия судебного акта о переводе земельного участка площадью 1 000 кв.м., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес> с зоны застройки индивидуальными жилыми домами, на зону застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами (Ж.2.) и изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка на основной вид разрешенного использования – для строительства многоэтажных жилых домов.
В данном случае суд приходит к выводу о том, что бездействие органа местного самоуправления по выполнению возложенных на него действующим законодательством полномочий не должно нарушать права и законные интересы граждан, в связи с чем бездействие Администрации муниципального образования город Краснодар в изменении зоны застройки и вида разрешенного использования земельного участка является неправомерным.
На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.ст. 257-258 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление Соколовского Д.С. к Администрации муниципального образования город Краснодар об изменении зоны застройки и вида разрешенного использования земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным действия департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по отказу в переводе земельного участка площадью 1 000 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, из зоны застройки индивидуальными жилыми домами, на зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2.).
Перевести земельный участок площадью 1 000 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, с зоны застройки индивидуальными жилыми домами, на зону застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2.); изменить вид разрешенного использования указанного земельного участка на основной вид разрешенного использования – для строительства многоэтажных жилых домов.
Данное решение является основанием к внесению соответствующих изменений в сведения об указанном земельном участке в государственный кадастр недвижимости Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –