Решение по делу № 2а-9069/2020 от 12.10.2020

                                                                                                                   № 2а-9069/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года                                  г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи         Ужакиной В.А.

при секретаре                            Воробьевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нецветаевой Юлии Александровны к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании решения незаконным,

    УСТАНОВИЛ:

Нецветаева Ю.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного (лесного) участка с кадастровым номером в аренду, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ обязании заключить договор аренды земли на земельный участок с кадастровым номером на 49 лет на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и предоставленных к нему документов, обязании направить проект договора аренды в адрес Нецветаевой Юлии Александровны в течение двух недель с момент вступления решения суда в законную силу.

В обоснование завяленных требований указала, что Нецветаева Ю.А. является собственником жилого дома лит. А, а, а1, а2, а3, общей площадью 362,8 кв.м, гостевого дома, лит. Г, Г1, общей площадью 65,1 кв.м, хозблока лит. Г2, расположенных по адресу: АДРЕС, право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ Нецветаева Ю.А. обратилась в Комитет лесного хозяйства АДРЕС с заявлением о предоставлении в аренду (без проведения аукциона) лесного участка, находящегося под пятном застройки дома с кадастровым номером площадью 1025+/- 11 кв.м, расположенного в выделах 17, 30, квартала 84 (Д), Дедовского ЛТУ Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества Истринского района Московской области для эксплуатации и обслуживания на испрашиваемом земельном участке принадлежащих истцу объектов недвижимости рекреационного назначения сроком на 49 лет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил, что Комиссией принято решение об отказе в предоставлении земельного (лесного) участка в аренду, так как в нарушение п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки. С указанным отказом административный истец не согласен, полагает его незаконным и необоснованным, поскольку ранее в 2018 году Комиссий было признано право на заключение договора земли, вследствие чего Приказом КЛХ МО от ДД.ММ.ГГГГ утверждена проектная документация лесного участка площадью 0,1024 га, расположенного в выделах 17, 30, квартала 84 (Д), Дедовского ЛТУ Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества Истринского района Московской области. Кроме того, с собственниками аналогичных объектов договоры аренды были заключены.

Определением суда от 30.10.2020 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Административный истец Нецветаева Ю.А. в судебное заседание не явилась, в представленном в адрес суда заявлении просила о рассмотрении дела без ее участия. Ее представитель в судебном заседании заявленные требования с учетом дополнений поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Комитет лесного хозяйства Московской области в судебном заседании в лице представителя с административным иском не согласился, полагая отказ в предоставлении лесного участка в аренду законным и обоснованным. Обратил внимание, что спорный участок относится к землям лесного фонда, испрашивался административным истцом для обслуживания и эксплуатации на нем принадлежащих истцу объектов рекреационного значения, между тем, в действительности участок необходим для обслуживания принадлежащего истцу объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, что действующим законодательством не допускается.

Административный ответчик Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание своего представителя не направил, будучи извещенным о дате месте и времени судебного разбирательства.

Суд с учетом мнения участников процесса и в силу положений ст. 156 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав доводы представителя административного истца, возражения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно п. 10 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, при производстве по делу по административному исковому заявлению подлежат доказыванию следующие обстоятельства, а именно соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

- полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

- порядок принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

- основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Нецветаева Ю.А. является собственником жилого дома лит. А, а, а1, а2, а3, общей площадью 362,8 кв.м, гостевого дома, лит. Г, Г1, общей площадью 65,1 кв.м, хозблока лит. Г2, расположенных по адресу: АДРЕС, что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д. 49-60).

Право собственности правопредшественника административного истца - Нецветаева А.Г. на указанные объекты недвижимости возникло на основании инвестиционного договора от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного с ЗАО «Гудвин-3» по финансированию обустройства, проведению коммуникаций и оформления в собственность земельного участка АДРЕС, а также строительству на указанном земельном участке жилого и гостевого дома, и вступившего в законную силу заочного решения Истринского городского суда АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-44).

В сносе вышеуказанных строений, расположенных по адресу: АДРЕС, как самовольно возведенных решением Истринского городского суда Московской области от 18.06.2020 г. отказано.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области об освобождении участка лесного фонда и сносе самовольно возведенных строений суд установил, что строения возведены на огороженном забором на бетонном фундаменте лесном участке, право собственности на спорные строения возникло у ответчика на основании вступившего в законную силу решения суда и до настоящего времени никем не отменено, между Московским управлением лесами, Истринским лесхозом и ЗАО «Гудвин-3» заключено мировое соглашение, по которому Истринский лесхоз обязался вывести указанный земельный участок из лесного фонда, а общество полностью погасить ущерб, причиненный вырубкой леса; истцом пропущен срок исковой давности на предъявление виндикационного иска.

Указанное решение оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от 16.09.2020 г.

ДД.ММ.ГГГГ Нецветаева Ю.А. обратилась в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением о предоставлении в аренду (без проведения аукциона) лесного участка, находящегося под пятном застройки дома с кадастровым номером , площадью 1025+/- 11 кв.м, расположенного в выделах 17, 30, квартала 84 (Д), Дедовского ЛТУ Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества АДРЕС для эксплуатации и обслуживания на испрашиваемом земельном участке принадлежащих истцу объектов недвижимости рекреационного назначения сроком на 49 лет. (л.д. 45-46).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил, что Комиссией принято решение об отказе в предоставлении земельного (лесного) участка в аренду, так как в нарушение п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки (л.д. 47).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Градостроительный кодекс Российской Федерации также предусматривает, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

Ст. 73.1 Лесного кодекса российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.

При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.

Без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; 2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; 4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по результатам торгов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Требования к заявлению, а также к документам, которые должны быть приложены к заявлению, предусмотрены статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.

По смыслу положений статей 39.3, 39.15, 39.16, 39.20 Земельного кодекса РФ правом на обращение в соответствующие органы с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок. В то же время земельный участок для использования в иных целях, в том числе для осуществления на участке определенной деятельности, заинтересованное лицо вправе приобрести в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, и предоставление земельного участка в таком случае не имеет исключительного характера.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Как следует из материалов дела и не отрицалось представителем административного истца, испрашиваемый истцом земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Статьей 41 Лесного кодекса РФ установлено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации ( лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Из содержания норм, регулирующих правовой режим участков лесного фонда, следует, что на участке лесного фонда не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов в зеленых зонах лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Согласно сведениям ЕГРН вид разрешённого использования земельного (лесного) участка с кадастровым номером , площадью 1025+/- 11 кв.м, расположенного в выделах 17, 30, квартала 84 (Д), Дедовского ЛТУ Рождественского участкового лесничества Истринского лесничества Истринского района Московской области, заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности; образовательной деятельности; осуществления рекреационной деятельности; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов; а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство; реконструкция; эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательные работы (л.д. 55).

Таким образом, разрешенное использование лесного участка не соответствует фактическому использованию данного лесного участка административным истцом, поскольку на нем располагаются объекты капитального строительства (объекты недвижимого имущества), что напрямую запрещено лесным законодательством; указанные объекты недвижимости не предполагают использования их для осуществления рекреационной деятельности.

При таких обстоятельствах предоставление лесного участка истцу в аренду с предварительным согласованием его предоставления возможно только после внесения изменений в лесоустроительную документацию и изменения целевого назначения лесного участка, то есть путем исключения данной территории из лесного фонда и переводом ее в иную категорию земель.

    Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными

    Необходимой совокупности несоответствия решения Комитета лесного хозяйства Московской области действующему законодательству и нарушения им прав и законных интересов Нецветаевой Ю.А. в рамках рассмотрения дела не установлено, а следовательно, административное исковое заявление подлежит отклонению в полном объеме.

    То обстоятельство, что на испрашиваемом земельном (лесном) участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий Нецветаевой Ю.А. на праве собственности, не опровергает обоснованность отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка в аренду.

Фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке и принадлежащего истцу на праве собственности, само по себе не является достаточным основанием для заключения с истцом договора аренды на спорный земельный участок, поскольку участок используется в нарушение разрешенного использования такого земельного участка.

Довод административного истца о том, что иным собственникам объектов капитального строительства лесной участок предоставлен на праве аренды, суд находит несостоятельным, поскольку в настоящем случае проверке на законность и обоснованность подлежит конкретное решение уполномоченного органа в отношении конкретного лица.

К ссылке на проектную документацию лесного участка (л.д. 84-96) суд относится критически, поскольку, во-первых, суду не представлен подлинник указанных документов, а стороной административного ответчика данные документы поставлены под сомнение; во –вторых, обстоятельств полагать, что до настоящего времени проектная документация лесного участка является действующей и позволяет приобрести испрашиваемый участок в аренду, не имеется.

    Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд

                                                       Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Нецветаевой Юлии Александровны к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного (лесного) участка с кадастровым номером в аренду, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ обязании заключить договор аренды земли на земельный участок с кадастровым номером на 49 лет на основании заявления от 20.01.2020 г. и предоставленных к нему документов, обязании направить проект договора аренды в адрес Нецветаевой Юлии Александровны в течение двух недель с момент вступления решения суда в законную силу -отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                    Ужакина В.А.

2а-9069/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Нецветаева Юлия Александровна
Ответчики
Комитет лесного хозяйства МО
Федеральное агенство лесного хозяйства
Другие
Адвокат Балашов Дмитрий Вячеславович
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Ужакина В.А.
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
12.10.2020Регистрация административного искового заявления
12.10.2020Передача материалов судье
13.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2020Подготовка дела (собеседование)
30.10.2020Рассмотрение дела начато с начала
30.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее