Решение по делу № 2-2278/2024 от 10.09.2024

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2024 г. пос. Лежнево

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Крутовой Т.Е.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Куранова А.М.,

представителя ответчика - администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Сазоновой А.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей по устранению нарушений на автомобильных дорогах, разработке проекта организации дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, в котором просит обязать администрацию Лежневского муниципального района в срок до 31.10.2025 устранить нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха»; разработать проект организации дорожного движения на автомобильные дороги «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха».

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой Лежневского района Ивановской области по обращению жителей д. Щипоусиха Лежневского района проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги, а именно «подъезда к деревне Щипоусиха» и «д. Щипоусиха». Установлено, что автомобильная дорога «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха» относятся к категории V. Проект организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги не разрабатывался. В ходе проверки, проведенной прокуратурой, выявлены следующие нарушения. В нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на всей протяженности автомобильных дорог «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха» имеются дефекты дорожного покрытия, а именно отдельные повреждения (выбоины, просадки, проломы) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв.м. При подъезде к самой деревне под дорожным полотном имеется бетонная водоотводящая труба, которая имеет частичное обрушение, видна торчащая из нее арматура, которая расположена непосредственно на проезжей части автомобильной дороги. В нарушение требований ст. 18 Закона № 443-ФЗ на указанные автомобильные дороги не разработан проект организации дорожного движения. В д. Щипоусиха школьным автобусом осуществляется доставка детей из места проживания в образовательную организацию и обратно. Непринятие органом местного самоуправления и подрядной организацией своевременных и действенных мер к содержанию автомобильных дорог может привести к негативным последствиям, а именно причинения вреда здоровью жителей деревни и несовершеннолетних детей, а также привести к повреждению имущества граждан и бюджетных организаций (в сфере образования, здравоохранения). Данными автомобильными дорогами пользуется неограниченное число лиц.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Куранов А.М. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Сазонова А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора.

Представитель третьего лица - УМВД России по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, просили рассмотреть дело без своего участия, принять решение на усмотрение суда.

При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив позицию третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3).

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4).

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 12).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12).

Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 22).

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (п. 10 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 ч. 1 ст. 13).

Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 6).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) утверждены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям), в том числе и автомобильных дорог общего пользования.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

27.05.2024 заместителем прокурора Лежневского района Ивановской области на основании обращения жителя д. Щипоусиха внесено представление Главе Лежневского муниципального района «Об устранении нарушений законодательства в реализации полномочий по решению вопросов местного значения», а именно: по устранению нарушений п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха».

28.06.2024 по итогам рассмотрения представления от 27.05.2024 «Об устранении нарушений требований законодательства в реализации полномочий по решению вопросов местного значения, заместитель Главы администрации Лежневского муниципального района направил прокурору Лежневского района сообщение, в котором указано, что дорога в д. Щипоусиха включена в план работ по летнему содержанию автомобильных дорог на 2024 г. Срок действия контракта - до 31.10.2024. Работы будут выполнены в срок, установленный действующим муниципальным контрактом.

21.08.2024 МО МВД России «Ивановский» прокурору Лежневского района Ивановской области направлено сообщение о том, что сотрудниками отдела Госавтоинспекции Межмуниципального отдела МВД России «Ивановский» совместно со старшим помощником прокуратуры Лежневского района Исаковой Н.В. осуществлен выезд на автомобильную дорогу подъезд к д. Щипоусиха Лежневского района. В ходе обследования было выявлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на всем протяжении автомобильной дороги имеются дефекты в виде просадок и выбоин дорожного полотна, что не соответствует требованиям законодательства. Также в нарушении п. 13.2 ТР ТС 014/2011 (Технический регламент таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог) нарушен водоотвод с проезжей части.

Ответчиком предоставлена суду копия договора возмездного оказания услуг от 22.10.2024, заключенный между муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Лежневского муниципального района Ивановской области» (далее МКУ «УЖК и ДХ Лежневского района Ивановской области») «заказчик» и ООО «Ивановодорпроект» «подрядчик», согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектов организаций дорожного движения для автомобильных дорог. Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Срок выполнения работ: до 01.12.2024. Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, и сдать результат заказчику.

Согласно техническому заданию, в качестве работ указана разработка проектов организации дорожного движения, в том числе, для автомобильных дорог: д. Щипоусиха - 1,702 км; подъезд к д. Щипоусиха - 1,500 км.

10.09.2024 прокурор Лежневского района Ивановской области обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что выявлены нарушения требований в содержании автомобильных дорог д. Щипоусиха; подъезд к д. Щипоусиха - п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, которые до настоящего времени не устранены.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 196-ФЗ, деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 21 Закона, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» № 257-ФЗ от 08.11.2007, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Устава Лежневского муниципального района (принят решением Лежневского районного Совета Ивановской области от 12.05.2005 № 18), администрация Лежневского муниципального района Ивановской области является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в Лежневском муниципальном районе и наделённым в соответствии с законодательством и Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, в работы по содержанию дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.

Таким образом, судом установлено, что разработка проекта организации дорожного движения отнесена к компетенции органов местного самоуправления и в силу вышеуказанных норм федерального законодательства является для них обязательной.

Собственником автомобильной дороги - «подъезд к д. Щипоусиха» и автомобильной дороги - «д. Щипоусиха» Лежневского муниципального района Ивановской области является Лежневский муниципальный район Ивановской области.

Отсутствие достаточного финансирования муниципалитета в данном случае не является безусловным основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей и не может ставить в зависимость реализацию прав граждан на безопасность дорожного движения.

Оценивая представленные суду доказательства, учитывая позицию представителя ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о возложении на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанности по устранению нарушений на автомобильных дорогах, разработке проекта организации дорожного движения на данные автомобильные дороги.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ст. 204 ГПК РФ, решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Лежневского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством особенностей бюджетного процесса, значимость действий, совершение которых возлагается судом на ответчика, объем работ, которые необходимо выполнить, считает возможным согласиться с указанным прокуратурой сроком исполнения решения суда, полагая, что он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей по устранению нарушений на автомобильных дорогах, разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги, удовлетворить.

Обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области в срок до 31.10.2025: устранить нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах «Подъезд к д. Щипоусиха», «д. Щипоусиха»; разработать проект организации дорожного движения на автомобильные дороги «Подъезд к д. Щипоусиха», «д. Щипоусиха».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Сперанская

Мотивированное решение суда составлено 19.11.2024.

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2024 г. пос. Лежнево

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Сперанской Е.А.,

при секретаре судебного заседания Крутовой Т.Е.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Куранова А.М.,

представителя ответчика - администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Сазоновой А.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей по устранению нарушений на автомобильных дорогах, разработке проекта организации дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Лежневского района Ивановской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области, в котором просит обязать администрацию Лежневского муниципального района в срок до 31.10.2025 устранить нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха»; разработать проект организации дорожного движения на автомобильные дороги «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха».

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой Лежневского района Ивановской области по обращению жителей д. Щипоусиха Лежневского района проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги, а именно «подъезда к деревне Щипоусиха» и «д. Щипоусиха». Установлено, что автомобильная дорога «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха» относятся к категории V. Проект организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги не разрабатывался. В ходе проверки, проведенной прокуратурой, выявлены следующие нарушения. В нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на всей протяженности автомобильных дорог «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха» имеются дефекты дорожного покрытия, а именно отдельные повреждения (выбоины, просадки, проломы) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 кв.м. При подъезде к самой деревне под дорожным полотном имеется бетонная водоотводящая труба, которая имеет частичное обрушение, видна торчащая из нее арматура, которая расположена непосредственно на проезжей части автомобильной дороги. В нарушение требований ст. 18 Закона № 443-ФЗ на указанные автомобильные дороги не разработан проект организации дорожного движения. В д. Щипоусиха школьным автобусом осуществляется доставка детей из места проживания в образовательную организацию и обратно. Непринятие органом местного самоуправления и подрядной организацией своевременных и действенных мер к содержанию автомобильных дорог может привести к негативным последствиям, а именно причинения вреда здоровью жителей деревни и несовершеннолетних детей, а также привести к повреждению имущества граждан и бюджетных организаций (в сфере образования, здравоохранения). Данными автомобильными дорогами пользуется неограниченное число лиц.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Куранов А.М. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации Лежневского муниципального района Ивановской области Сазонова А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора.

Представитель третьего лица - УМВД России по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, просили рассмотреть дело без своего участия, принять решение на усмотрение суда.

При указанных обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив позицию третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3).

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4).

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 12).

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12).

Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 22).

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (п. 10 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п. 6 ч. 1 ст. 13).

Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 6).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) утверждены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям), в том числе и автомобильных дорог общего пользования.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

27.05.2024 заместителем прокурора Лежневского района Ивановской области на основании обращения жителя д. Щипоусиха внесено представление Главе Лежневского муниципального района «Об устранении нарушений законодательства в реализации полномочий по решению вопросов местного значения», а именно: по устранению нарушений п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах «подъезд к деревне Щипоусиха», «д. Щипоусиха».

28.06.2024 по итогам рассмотрения представления от 27.05.2024 «Об устранении нарушений требований законодательства в реализации полномочий по решению вопросов местного значения, заместитель Главы администрации Лежневского муниципального района направил прокурору Лежневского района сообщение, в котором указано, что дорога в д. Щипоусиха включена в план работ по летнему содержанию автомобильных дорог на 2024 г. Срок действия контракта - до 31.10.2024. Работы будут выполнены в срок, установленный действующим муниципальным контрактом.

21.08.2024 МО МВД России «Ивановский» прокурору Лежневского района Ивановской области направлено сообщение о том, что сотрудниками отдела Госавтоинспекции Межмуниципального отдела МВД России «Ивановский» совместно со старшим помощником прокуратуры Лежневского района Исаковой Н.В. осуществлен выезд на автомобильную дорогу подъезд к д. Щипоусиха Лежневского района. В ходе обследования было выявлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на всем протяжении автомобильной дороги имеются дефекты в виде просадок и выбоин дорожного полотна, что не соответствует требованиям законодательства. Также в нарушении п. 13.2 ТР ТС 014/2011 (Технический регламент таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог) нарушен водоотвод с проезжей части.

Ответчиком предоставлена суду копия договора возмездного оказания услуг от 22.10.2024, заключенный между муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Лежневского муниципального района Ивановской области» (далее МКУ «УЖК и ДХ Лежневского района Ивановской области») «заказчик» и ООО «Ивановодорпроект» «подрядчик», согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектов организаций дорожного движения для автомобильных дорог. Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Срок выполнения работ: до 01.12.2024. Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, и сдать результат заказчику.

Согласно техническому заданию, в качестве работ указана разработка проектов организации дорожного движения, в том числе, для автомобильных дорог: д. Щипоусиха - 1,702 км; подъезд к д. Щипоусиха - 1,500 км.

10.09.2024 прокурор Лежневского района Ивановской области обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что выявлены нарушения требований в содержании автомобильных дорог д. Щипоусиха; подъезд к д. Щипоусиха - п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, которые до настоящего времени не устранены.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 196-ФЗ, деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 21 Закона, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» № 257-ФЗ от 08.11.2007, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Устава Лежневского муниципального района (принят решением Лежневского районного Совета Ивановской области от 12.05.2005 № 18), администрация Лежневского муниципального района Ивановской области является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в Лежневском муниципальном районе и наделённым в соответствии с законодательством и Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, в работы по содержанию дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.

Таким образом, судом установлено, что разработка проекта организации дорожного движения отнесена к компетенции органов местного самоуправления и в силу вышеуказанных норм федерального законодательства является для них обязательной.

Собственником автомобильной дороги - «подъезд к д. Щипоусиха» и автомобильной дороги - «д. Щипоусиха» Лежневского муниципального района Ивановской области является Лежневский муниципальный район Ивановской области.

Отсутствие достаточного финансирования муниципалитета в данном случае не является безусловным основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей и не может ставить в зависимость реализацию прав граждан на безопасность дорожного движения.

Оценивая представленные суду доказательства, учитывая позицию представителя ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о возложении на администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области обязанности по устранению нарушений на автомобильных дорогах, разработке проекта организации дорожного движения на данные автомобильные дороги.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу ст. 204 ГПК РФ, решая вопрос о сроке, в течение которого администрации Лежневского муниципального района Ивановской области надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством особенностей бюджетного процесса, значимость действий, совершение которых возлагается судом на ответчика, объем работ, которые необходимо выполнить, считает возможным согласиться с указанным прокуратурой сроком исполнения решения суда, полагая, что он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанностей по устранению нарушений на автомобильных дорогах, разработке проекта организации дорожного движения на автомобильные дороги, удовлетворить.

Обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области в срок до 31.10.2025: устранить нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильных дорогах «Подъезд к д. Щипоусиха», «д. Щипоусиха»; разработать проект организации дорожного движения на автомобильные дороги «Подъезд к д. Щипоусиха», «д. Щипоусиха».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Сперанская

Мотивированное решение суда составлено 19.11.2024.

2-2278/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Лежневского района
Ответчики
Администрация Лежневского муниципального района
Другие
УМВД России по Ивановской области
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Сперанская Елена Алексеевна
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
10.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2024Передача материалов судье
17.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Судебное заседание
19.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее