Судья Ситдикова Н.М. УИД 16RS0040-01-2021-013689-48
Дело № 2-373/2023
Дело № 33-7980/2023
Учет № 066 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 июня 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нигматзяновой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гиниятуллиной Д.В. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 января 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Гиниятуллиной Дианы Владимировны к акционерному обществу «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» о признании незаконным приказа об отстранении от выполнения трудовых обязанностей, взыскании недополученного заработка, компенсации за задержку, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» – Сапуновой Е.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гиниятуллина Д.В. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (далее – АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького») о признании незаконным приказа об отстранении от выполнения трудовых обязанностей, взыскании недополученного заработка, процентов, компенсации за задержку, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование исковых требований истец указала, что с 15 октября 2018 года она работала в АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в должности старшего кладовщика второго разряда. Приказом № 251-165/П от 8 ноября 2021 года истец была отстранена от исполнения трудовых обязанностей по причине отказа от обязательной вакцинации против COVID-19. Истец считает оспариваемый приказ незаконным и подлежащим отмене. Требованием о предоставлении информации о вакцинации ответчик нарушает право истца на отказ от предоставления сведений содержащих, по мнению истца, врачебную тайну. На территории Республики Татарстан действует постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан». Данным постановлением работодателям предписано отстранять от работы лиц, не имеющих профилактических прививок или перевести их на дистанционный режим работы. Постановления главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации не относятся к федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которыми могут быть предусмотрены случаи, когда работник должен быть отстранен от выполнения трудовых обязанностей. Работодатель не вправе требовать от истца прохождения вакцинации либо отказ от прохождения вакцинации. Поскольку в связи с вынесением работодателем незаконного приказа об отстранении работника от работы без сохранения заработной платы, работнику не начислялась заработная плата за период с 9 ноября 2021 года по 22 февраля 2022 года, с работодателя подлежит взысканию неполученный заработок в размере 62 321 рублей 49 копеек, компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 17 156 рублей 30 копеек, проценты за неправомерное удержание денежных средств в размере 7 038 рублей 01 копеек, компенсация морального вреда в размере 1 000 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Истец Гиниятуллина Д.В., ее представитель Савельев Е.В. на иске настаивали.
Представитель ответчика Сапунова Е.С., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец Гиниятуллина Д.В., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе она приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что ее исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» – Сапунова Е.С. возражала против доводов апелляционной жалобы истца.
Истец и ее представитель на судебное заседание не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Так, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (абзацы 2, 3, 4, 6 части 2 названной статьи).
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 7 указанной нормы закона работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом частями 2, 3 данной правовой нормы определено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец была принята на работу в АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» на должность старшего кладовщика 2 разряда кузнечно-механического цеха № 26 на основании трудового договора № 731 от 15 октября 2018 года на период отсутствия основного работника Зайнуллиной Э.Р. Согласно приказу (распоряжению) о переводе работника на другую работу 16 апреля 2019 года Гиниятуллина Д.В. с 16 апреля 2019 года переведена в цех № 26 на должность старшего кладовщика 2 разряда.
Приказом генерального директора АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» № 791п/гдз от 22 октября 2021 года «О мерах противодействия распространению COVID-19» предписано организовать еженедельное проведение профилактических прививок против COVID-19; подготовить списки работников подразделения подлежащих отстранению от работы с 9 ноября 2021 года, письменно ознакомить работников к отстранению и предоставить списки в ОпоУП; подготовить списки работников подразделения подлежащих отстранению от работы с 7 декабря 2021 года, письменно ознакомить работников к отстранению и предоставить списки в ОпоУП.
Гиниятуллина Д.В. была ознакомлен с указанным приказом генерального директора АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» № 791п/гдз от 22 октября 2021 года «О мерах противодействия распространению COVID-19», что подтверждается ее подписью в листе ознакомления.
8 ноября 2021 года приказом № 251-165/П АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Гиниятуллина Д.В. была отстранена от работы, как лицо не имеющее противопоказаний для вакцинации и отказавшееся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с 9 ноября 2021 года и до окончания периода эпиднеблагополучия, либо прохождения вакцинации. С данным приказом Гиниятуллина Д.В. была ознакомлена, но не согласна, что подтверждается личной подписью работника.
В последующем, 22 февраля 2022 года ответчиком издан приказ о допуске истца к исполнению своих трудовых обязанностей с 22 февраля 2022 года, с которым она была ознакомлена.
22 февраля 2022 года Гиниятуллина Д.В. была уволена с занимаемой должности по инициативе работника, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской федерации.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» и постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Республике Татарстан», установив факт того, что Гиниятуллина Д.В. является работником оборонно-промышленного предприятия, учитывая ее уведомление о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, а также уведомление о последствиях в случае от ее отказа, принимая во внимание, что истец отказался от прохождения вакцинации, не представив при этом работодателю документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, пришел к выводу об правомерности действий работодателя и необоснованности предъявленного иска.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными в связи со следующим.
Как уже было отмечено ранее, перечень оснований, по которым работодатель вправе отстранить работника от исполнения трудовых обязанностей без сохранения заработной платы, установлен в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации. В числе таких оснований поименованы требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также случаи, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Статья 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В статье 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ закреплено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
В соответствии с пунктом 18.3 Свода правил (далее также – СП) 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен к II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее также – Федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ, Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н (действовал до 30 декабря 2021 года), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 года № 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 года № 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ).
В связи с продолжающейся угрозой распространения COVID-19 среди населения Республики Татарстан, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», пунктов 66, 67 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 (зарегистрировано Минюстом России 15 февраля 2021 года, регистрационный № 62500), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 года № 47н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям») главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан принято постановление от 11 октября 2021 года № 7 о проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан.
Пунктом 1 данного постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 с охватом не менее 80 % с учетом переболевших за последние 6 месяцев следующим категориям:
1.1. Лицам в возрасте 60 лет и старше.
1.2. Работникам медицинских и санаторно-оздоровительных организаций.
1.3. Работникам образовательных организаций, в том числе дополнительного образования.
1.4. Работникам учреждений социального обслуживания и социальной защиты.
1.5. Лицам, проживающим в организациях социального обслуживания.
1.6. Работникам организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики, промышленных предприятий, строительства и проектирования, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
1.7. Сотрудникам правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу, работникам судебных органов.
1.8. Лицам, работающим вахтовым методом, волонтерам.
1.9. Военнослужащим; лицам, подлежащим призыву на военную службу.
1.10. Работникам организаций сферы предоставления услуг:
– торговли;
– салонов красоты, парикмахерских, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов;
– бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток, ателье и иных подобных услуг;
– общественного питания;
– клиентских подразделений финансовых организаций;
– организаций, оказывающих услуги почтовой связи;
– услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов;
– многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
– пенсионного, социального и медицинского страхования, служб занятости;
– сотовой связи;
– жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;
– культурных, выставочных, просветительских мероприятий, в том числе музеев, театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов;
– досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов, цирков, зоопарков, аквапарков);
– детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;
– услуг отдыха и оздоровления несовершеннолетних детей;
– массовых физкультурных, спортивных мероприятий;
– юридических, типографских услуг;
– гостиничных, туристических услуг;
– информационных услуг;
– услуг аптек и ветеринарных организаций;
– услуг клининговых компаний;
– услуг по проведению дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
– ритуальных услуг;
– услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
– услуг охранных предприятий;
– услуг доставки, курьерских услуг.
1.11. Государственным гражданским и муниципальным служащим; лицам, замещающим государственные должности Республики Татарстан.
1.12. Обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет, направляемым для прохождения практики и занятий вне структурных подразделений профессиональных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Руководителям организаций независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления предписано определить работников, сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 согласно пункту 1 настоящего постановления. В срок до 8 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 первым компонентом вакцины. В срок до 6 декабря 2021 года организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 вторым компонентом вакцины. Отстранить от работы и/или перевести на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 9 ноября 2021 года, без законченного курса вакцинации – с 7 декабря 2021 года на период эпидемиологического неблагополучия (пункты 2, 2.1, 2.3, 2.5).
Из смысла действующих норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции COVID-19 Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции COVID-19 отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, в том числе работникам, выполняющим работы и оказывающим услуги в сфере социального обслуживания населения, работа, которых связана с высоким риском заболевания новой короновирусной инфекцией, вакцинация является обязательной.
Ранее отмечалось, что во исполнение предписаний главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» издало приказ № 791п/гдз от 22 октября 2021 года о вакцинации работников.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в разделе «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» занимается строительством кораблей, судов и плавучих конструкций, «Сведения о дополнительных видах деятельности» - производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей; производство судовых гребных винтов и гребных колес; производство арматуры трубопроводной (арматуры); ремонт и техническое обслуживание судов и лодок и др.
В судебном заседании истец пояснила, что в ее обязанности входило прием и хранение товара, после составления акта направлялся товар в цех. Указала, что при передаче деталей она контактировала с рабочими, также к ней в кладовую заходили мастера, при перемещении по цеху контактировала с работниками ОТК, в кабинете, где также находилась истец, располагалось 5 человек, периодически посещала техбюро для получения чертежей. Кроме того, на заводе проходная система по пропуску через турникет и вечером на проходной бывали задержки и столпотворение, поскольку производился досмотр сумок металлоискателями.
Таким образом, из представленных документов, в том числе трудового договора, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что вид деятельности указанного общества предусмотрен постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Республике Татарстан», а характер работы истца, трудовая деятельность которой протекает в течении дня в одном помещении с множеством других работников, с которыми она находится в контакте в течение рабочего времени, безусловно создает риск распространения новой короновирусной инфекции.
Таким образом, действия АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» по отстранению от работы без сохранения заработной платы истца Гиниятуллиной Д.В., отказавшейся от вакцинации против новой короновирусной инфекции без уважительных причин и не имеющей ни одной прививки против COVID-19 ни на дату издания оспариваемого приказа работодателя, ни на день обращения в суд с настоящим иском и разрешения его в судебном порядке, следует признать правомерными.
К аналогичным выводам пришел также государственный инспектор Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, проводивший по обращению истца документарную проверку в АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», в ходе которой каких-либо нарушений со стороны работодателя установлено не было, что отражено в соответствующем акте от 6 декабря 2021 года № 16/7-5523-21-ОБ/12-22643-И/2018-11.
Представитель ответчика в суде показала, что удаленная работа истцу не предлагалась, поскольку завод является оборонно-промышленным комплексом и является режимным объектом. Истец являлась кладовщиком и не могла выносить детали за пределы предприятия. Даже работники, которые осуществляют трудовую деятельность за компьютерами, не могут выносить за пределы завода программы, все работают только непосредственно на самом заводе. О том, что предприятие режимное, работники под роспись ознакамливаются при приме на работу.
Истец также подтвердила о том, что ее под роспись уведомили о режимном характере завода.
Главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан, действуя в пределах своей компетенции, установил профилактические меры, направленные на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан. При вынесении постановления от 11 октября 2021 года № 7 «О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан» главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан действовал в пределах должностных полномочий по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, что прямо предусмотрено положениями абзаца 14 пункта 1 статьи 1, статьями 29, 50, 51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Приведенное выше постановления являлось предметом оспаривания по административному делу № 2а-5355/2022 в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 29 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года, в удовлетворении исковых требований обратившихся с административными исками лиц о признании названного постановления недействующим было отказано.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19, необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции COVID-19 и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
В данном случае каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение трудовых прав истца, связанных с отстранением от работы, ни суду первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в тоже время работодателем соблюден как порядок отстранения истца от работы, так и выполнены предписания главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан, являвшиеся для организации ответчика обязательными.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Каких-либо иных доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
В целом при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 января 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Гиниятуллиной Д.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи