Решение по делу № 2-415/2015 (2-5305/2014;) от 04.12.2014

Гражданское дело № 2-415/2015 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 22 января 2015 года

Октябрьский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Дьяковой С.А.,

при секретаре Леоновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцова С.В. к Управлению социального развития Тамбовской области о включении в число лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениям во внеочередном порядке, о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма,

У С Т А Н О В И Л :

Скворцов С.В. обратился в суд с иском к Управлению социального развития Тамбовской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, включить в число лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещениям во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований указал, что относится к лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на полном государственном обеспечении в ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» на основании решений Сосновского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ об ограничении и лишении родительских прав его матери-одиночки – Скворцовой В.В.. При направлении в детский дом администрация Сосновского района формально закрепила жилую площадь в доме бабушки – Скворцовой Е.С., где была зарегистрирована его мать, лишенная родительских прав, в доме были зарегистрированы и проживали еще 7 человек. Органы опеки и попечительства контроль за сохранностью жилья не осуществляли. Акт о закреплении жилья не соответствовал закону, тем самым нарушил мои права и интересы, поэтому считаю данный акт недействительным. В настоящее время постановлением ФИО4 с/совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истца признали нуждающимся в улучшении жилищных условий и приняли на учет по предоставлении жилой площади.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что в 2008 г. обращался в Перкинский с/совет по поводу сбора документов для дальнейшего обращения по поводу постановке на учет, в администрацию Сосновского района, Прокуратуру Сосновского района. Был получен отказ, поскольку за ним закреплено жилое помещение. Полагает, что по вине органов исполнительной власти не смог в установленный законом срок встать на учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Ответчик - Управление социального развития Тамбовской области не направил своего представителя в судебное заседание, в судебное заседания не явился, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица Администрации Сосновского района Тамбовской области Рыбина Е.Н. по доверенности в судебном заседании против исковых требований не возражала, пояснив, что на момент лишения родительских прав матери истца за Скворцовым С.В. было закреплено жилое помещение, которое находится в удовлетворительном состоянии. В период нахождения Скворцова С.В. в ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» в жилом помещении были зарегистрированы и другие его родственники. Опекун - ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» в интересах Скворцова С.В. не обращался в администрацию Сосновского района по вопросу постановки истца на учет как лицо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. В настоящее время поставить на учет Скворцова С.В. не могут, поскольку ему исполнилось 29 лет, и он не может быть включен в данный список.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ч.3 ст.40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно абз.4 ст.1 Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель распространил действие Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями, внесенными ФЗ от 29 февраля 2012г. №15-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2013г.), а также Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 25.12.2012 г.).

Федеральным законом от 29.02.2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013 года, внесены изменения в статью 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 57, 92 и другие Жилищного кодекса РФ, которые в настоящее время предусматривают обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не по договору социального найма вне очереди, а по договору найма специализированных жилых помещений, то есть с 01 января 2013 года законодатель изменил ранее установленный им механизм обеспечения жилыми помещениями названной категории граждан.

Статья 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит предписание, согласно которому действие положений ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Статьей 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010г. N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети- сироты), органом исполнительной власти области однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, общей площадью жилого помещения не менее 33кв.м., и не более 37 кв.м.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается постановлением ФИО4 области.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением администрации Тамбовской области N 816 от 08.07.2011г. утвержден Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Управление социального развития области определено главным распорядителем средств областного и федерального бюджетов, выделенных на обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пункт 9 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует сохранение права на получение жилья, если по каким-либо причинам лицо, имеющее такое право не реализовало его.

Судом установлено, что Скворцов С.В. являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Скворцова В.В., являющаяся матерью одиночкой, лишена родительских прав решением Сосновского районного суда ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной ТОГБОУ «Заворонежский детский дом», Скворцов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучался в ТОГОУ «Заворонежский детский дом» и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Постановлением Администрации Сосновского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ за истцом закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>.

Согласно Справки Администрации Перкинского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, Скворцов С.В. действительно был зарегистрирован на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Вместе с ним были зарегистрированы и проживали 7 человек.

Согласно ФИО4 сельсовета Сосновского района Тамбовской области, Скворцов С.В. действительно зарегистрирован на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Вместе с ним были зарегистрированы и проживали 4 человека.

В соответствии с актом проверки жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено, что Скворцов С.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, фактически проживает в г.Тамбове на съемной квартире. Истец проживает в составе семьи: мать, Субарева В.В., сестра, Скворцова Е.Н., тетя, Скворцова З.В., брат двоюродный, Скворцов Е.Н.. Дом не оформлен, принадлежит умершей бабушке Скворцовой Е.С.. По физическому осмотру площадь <адрес> кв.м., в том числе жилая 48 кв.м.. Дом деревянный, отопление печное, водопроводом не оборудован. Требуется капитальный ремонт. Число комнат – две, Условий для проживания нет.

Постановлением Администрации Перкинского сельсовета Сосновского района от ДД.ММ.ГГГГ Скворцов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет на улучшение жилищных условий. Состав семьи один человек.

Письмом Управления социального развития области от ДД.ММ.ГГГГ Скворцову С.В. было отказано во включению в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в данный список включаются граждане данной категории в возрасте от 14 до 23 лет, а истцу на момент обращения в Управление социального развития области исполнилось 29 лет.

Как установлено в ходе судебного разбирательства истец обращался в Перкинский с/совет, администрацию Сосновского района, Прокуратуру Сосновского района по поводу сбора документов для дальнейшего обращения по вопросу постановки на учет. В связи с закреплением за Скворцовым С.В. жилого помещения, был получен отказ.

Опекун - ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» в интересах Скворцова С.В. не обращался в администрацию Сосновского района по вопросу постановки истца на учет как лицо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Как следует из представленных документов, истец не имеет жилья на праве собственности на территории Тамбовской области, общей площадью не менее 33 кв.м. и не более 37 кв.м., более того, жилое помещение, закрепленное за истцом нуждается в улучшении.

Изложенные обстоятельства в полном объеме подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

По смыслу статьи 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 121 Семейного кодекса РФ на опекунов и попечителей возлагается обязанность по обеспечению социальных гарантий, в том числе по льготному предоставлению жилья.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Доказательств, подтверждающих с достоверностью установления факта надлежащего сопровождения гарантированных законом прав истца уполномоченными лицами (органов опеки и попечительства, образовательного учреждения) суду не представлено.

При таком положении суд приходит к выводу о нарушении прав Скворцова С.В. на получение жилой площади в соответствии с требованиями приведенного выше закона, и признает, что срок пропущен по уважительной причине.

Порядок обеспечения лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержден Постановлением Администрации Тамбовской области от 08.07.2011г. N816, распространяется также и на лиц старше 23 лет, не реализовавших свое право на получение жилой площади или предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения до достижения возраста 23 лет.

Поскольку обязанность по предоставлению Скворцову С.В. жилого помещения не исполнена, у суда имеются все основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Скворцова С.В. удовлетворить.

Обязать Управление социального развития Тамбовской области включить Скворцова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Управление социального развития Тамбовской области предоставить Скворцову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья С.А.Дьякова

Мотивировочная часть решения суда изготовлена 29.01.2015 года

Судья С.А.Дьякова

2-415/2015 (2-5305/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Скворцов С.В.
Ответчики
Управление социального развития Тамбовской области
Другие
Администрация Сосновского района
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Дело на странице суда
sud23.tmb.sudrf.ru
04.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2014Передача материалов судье
05.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2015Судебное заседание
29.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2015Дело оформлено
11.03.2015Дело передано в архив
22.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее