Судья Захарова М.В.
№33-2034/2024
10RS0001-01-2024-000048-71
№2-111/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июля 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Курчавовой Н.Л., Балицкой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Касьяновой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по гражданскому делу по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Беломорского муниципального округа, Совету Беломорского муниципального округа о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о взыскании задолженности по заработной плате, по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ состояла в трудовых отношениях с ответчиком, при увольнении ей неправомерно была выплачена материальная помощь пропорционально отработанному времени в сумме (...) руб., а не в размере 3 должностных окладов, как это предусмотрено условиями трудового договора.
ФИО2. заявила иск к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о взыскании задолженности по заработной плате, по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ состояла в трудовых отношениях с ответчиком, при увольнении ей неправомерно была выплачена материальная помощь пропорционально отработанному времени в сумме (...) руб. за период за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, а не в размере 3 должностных окладов, как это предусмотрено условиями трудового договора.
Полагая указанный порядок начисления материальной помощи в зависимости от фактически отработанного времени незаконным, истцы просили взыскать с ответчика задолженность по невыплаченной материальной помощи в пользу ФИО1 в размере 32527,12 руб., в пользу ФИО2 в размере 40006,16 руб.; взыскать с ответчика в пользу ФИО1 проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в сумме 7158,14 руб., в пользу ФИО2 проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в сумме 11044,36 руб.; взыскать с ответчика в пользу ФИО1 и ФИО2 проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ХХ.ХХ.ХХ по день вынесения решения суда, а также со дня вынесения решения по день фактического исполнения; взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по 50000 руб.; судебные расходы на оплату услуг представителя в размере по 2800 руб. в пользу каждого.
Определениям суда к участию в деле в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) привлечена Государственная инспекция труда в Республике Карелия.
Определением от ХХ.ХХ.ХХ произведена замена ненадлежащего ответчика администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» на администрацию Беломорского муниципального округа, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет Беломорского муниципального округа, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ «Централизованная бухгалтерия при администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район».
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. Исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. С администрации Беломорского муниципального округа за счет средств казны муниципального округа в пользу ФИО2 взыскана задолженность по денежному содержанию муниципального служащего в части суммы материальной помощи за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 2283,93 руб. (сумма с учетом НДФЛ), проценты за нарушение срока выплаты денежного содержания за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере 602,66 руб., проценты за нарушение срока выплаты денежного содержания, рассчитанные по правилам ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на сумму задолженности в размере 1987,02 руб., за период с ХХ.ХХ.ХХ по день фактической выплаты обозначенной суммы (подлежат начислению на остаток задолженности), компенсация морального вреда в размере 5000 руб., расходы на юридические услуги в размере 2800 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 а также в удовлетворении требований к Совету Беломорского муниципального округа отказано.
С решением суда не согласны истцы, в апелляционной жалобе просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Не согласны с выводом суда о том, что материальная помощь входит в состав денежного содержания служащего, в связи с чем подлежит исчислению за фактически отработанное время. Полагают, что указанная материальная помощь не входит в состав заработной платы, выплачиваемой ежемесячно, не относится к стимулирующей и компенсационной выплате, следовательно, не зависит от времени и качества проделанной работы. Обращают внимание на то, что в случае выплаты материальной помощи за фактически отработанное время, право на ее получение в полном объеме в размере трех окладов возникало бы только по истечении финансового года. Следовательно, порядок выплаты материальной помощи судом установлен неверно. Также полагают, что судом не дана оценка порядку начисления указанной выплаты в отношении иных работников, уволенных в 2023 году, которым материальная помощь была выплачена в полном объеме. Кроме того, указывают, что судом необоснованно не принята во внимание позиция Государственной инспекции труда в Республике Карелия.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом ст. 165.1 ГК РФ и пп. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с ХХ.ХХ.ХХ работала в администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в должности (...) на основании трудового договора. С ХХ.ХХ.ХХ назначена на ведущую муниципальную должность муниципальной службы администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» - (...).
На основании заявления ФИО1 распоряжением от ХХ.ХХ.ХХ № ей предоставлен отпуск в размере 26 календарных дней с 22.05.2023 по 17.06.2023, выплачена материальная помощь к отпуску за 2023 год за фактически отработанное время в размере 23887,10 руб. за период с 01.01.2023 по 21.05.2023.
ХХ.ХХ.ХХ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением об увольнении по собственному желанию с выплатой материальной помощи в размере 3 должностных окладов. Распоряжением № от ХХ.ХХ.ХХ трудовой договор с ней прекращен с указанной даты на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, произведен окончательный расчет, начислена материальная помощь за период с 22.05.2023 по 22.06.2023 в размере 5421,18 руб., выплачена с учетом удержания суммы НДФЛ (т.1 л.д.145).
ФИО2 с ХХ.ХХ.ХХ работала в администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в должности (...). С ХХ.ХХ.ХХ назначена на младшую муниципальную должность муниципальной службы администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» - (...).
На основании заявления ФИО2 распоряжением от ХХ.ХХ.ХХ № ей предоставлен отпуск в размере 18 календарных дней с 13.02.2023 по 03.03.2023, выплачена материальная помощь за 2023 год за фактически отработанное время в размере 5342,44 руб. за период работы с 01.01.2023 по 12.02.2023 (43 к.д.) (т.1 л.д.146).
Распоряжением № от ХХ.ХХ.ХХ трудовой договор с ФИО2 прекращен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, произведен окончательный расчет, при этом при увольнении материальная помощь за период с 13.02.2023 по 03.03.2023 работодателем выплачена не была.
Согласно условиям трудовых договоров с работниками им может выплачиваться материальная помощь в размере трех должностных окладов в год (т. 1 л.д.17,42).
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 и частично удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку материальная помощь входит в состав денежного содержания муниципального служащего, является частью оплаты труда, следовательно подлежит начислению пропорционально отработанному времени.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда соответствующими нормам материального права.
В соответствии с абз.7 ст. 11 ТК РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Пункт 1 ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ предусматривает, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).
Из приведенных положений следует, что оплата труда муниципальных служащих определяется Законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Как следует из ст. 8 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся, в том числе, премии и материальная помощь.
На денежное содержание муниципального служащего начисляется районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации.
Решением № 36 XII сессии XXIV созыва Совета Беломорского района от 25.02.2004 (с учетом внесенных в него изменений) утверждено Положение об оплате труда работников органа местного самоуправления Беломорского района, которым установлены размеры и порядок осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальных служащих на территории Беломорского муниципального района.
Согласно п. 2 раздела 1 главы 2 Положения материальная помощь также входит в состав денежного содержания муниципального служащего.
В соответствии с разделом 6 главы 2 Положения материальная помощь выплачивается на основании распоряжения руководителя соответствующего органа местного самоуправления в пределах годового фонда оплаты труда в размере трех должностных окладов в год. При утверждении фонда оплаты труда предусматриваются средства на оказание материальной помощи в размере трех должностных окладов в год.
Условия о выплате материальной помощи пропорционально отработанному времени Положение не содержит.
Как следует из представленных документов, и не оспаривалось стороной истца, ФИО1 материальная помощь выплачена к отпуску, а также дополнительно при увольнении пропорционально отработанному времени.
ФИО2 при увольнении материальная помощь за период с 17.01.2023 по 03.03.2023 выплачена не была, в связи с чем расчет недополученной суммы произведен судом, в том числе с учетом размера ее оклада в спорные периоды, к взысканию определена сумма задолженности в размере 2283,93 руб. В указанной части расчет суда сторонами не оспорен.
Оценивая в совокупности действие нормативных предписаний, регулирующих оплату труда истцов, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для взыскания в пользу истцов материальной помощи в размере трех должностных окладов, поскольку, как следует из нормативных предписаний ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ст. 132 ТК РФ, пп. «е» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922), предусматривающего, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (к которым относится денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время), денежное содержание, в состав которого входит материальная помощь, выплачивается за фактически отработанное время; социальной выплатой, вопреки доводам истцов, не является, носит гарантированный характер независимо от семейных и иных обстоятельств жизни работников, целью указанной выплаты является стимулирование работников к труду.
Указанное соответствует принципу равенства прав, не является дискриминацией в сфере оплаты труда, поскольку указанные средства, как установлено судом первой инстанции, закладываются в фонд оплаты труда по конкретной должности на год. Следовательно, выплата указанных средств истцам в полном объеме приведет к уменьшению объема средств, выделенных на оплату труда по указанной должности до конца расчетного периода с учетом дальнейшего принятия на работу нового сотрудника.
Учитывая, что выплата, предусмотренная системой оплаты труда, не была произведена истице ФИО2 при ее увольнении, как это предписано ст. 140 ТК РФ, суд, руководствуясь положениями ст. 236 ТК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу ФИО2 компенсации за задержку выплат за вычетом НДФЛ, рассчитанной на момент вынесения решения суда ((...) в размере 602,66 руб., а также с (...) по день фактической выплаты задолженности от невыплаченных в срок сумм.
При этом взыскание указанной компенсации по день фактической выплаты обозначенной суммы соответствует положениям ст. 236 ТК РФ в действующей редакции, предусматривающей обязанность работодателя выплатить денежную компенсацию по день фактического расчета включительно.
Доводов о несогласии с примененным судом порядком расчета компенсации доводы жалобы не содержат. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, у судебной коллегии не имеется.
Также у суда имелись правовые основания (ст.ст. 21, 237 ТК РФ) и для взыскания в пользу ФИО2 компенсации морального вреда, размер которого (5000 руб.) определен с учетом требований разумности.
Вопросы распределения судебных расходов разрешены судом первой инстанции с учетом положения ст.ст. 98, 100 ГПК РФ.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, повторяют позицию истцов, изложенную в суде первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку при принятии решения судом.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы истца.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи