Дело № 11а-8838/2019 Судья: Чинькова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2019 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего: Смолина А.А.,
судей: Аганиной Т.А., Ишимова И.А.,
при секретаре: Селезневой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционным жалобам Елизаровой Татьяны Федоровны, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 22 апреля 2019 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области к Елизаровой Татьяне Федоровне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
Установила:
Межрайонная ИФНС № 10 по Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Елизаровой Т.Ф. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 4 195 рублей, пени в размере 79,15 рублей.
В обоснование требований указано, что Елизарова Т.Ф., является собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, имеет задолженность по оплате налогов. Требование об уплате недоимки по налогам и пени от 12 февраля 2018 года № 3909 ответчиком не исполнено.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области о времени и месте судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Елизарова Т.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Предоставила ходатайство, в котором просила, ввиду отъезда на длительное время для проживания в Республику Мордовия (до декабря 2019 года), направить дело для рассмотрения в Ардатовский районный суд республики Мордовия, в случае отказа в удовлетворении указанного ходатайства, просила судебное заседание отложить до декабря 2019 года, поскольку желает лично участвовать в судебном заседании.
В удовлетворении ходатайства Елизаровой Т.Ф. о направлении дела для рассмотрения в Ардатовский районный суд Республики Мордовия отказано определением суда от 22 апреля 2019 года.
Суд принял решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований. С Елизаровой Т.Ф. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 477 рублей, пени налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 27,84 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 290 рублей, пени налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 24,32 рубля, а также государственная пошлина в размере 400 рублей в доход местного бюджета. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
Не согласившись с данным решением, Елизарова Т.Ф. обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части взыскания с нее задолженности по налогу и пени, принять новое решение. В обоснование указывает на то, что с 18 ноября 2015 года она является пенсионером по возрасту, полагает, что расчет долга осуществлен неверно. Она согласна с долгом до 18 ноября 2015 года, однако в последующем она как пенсионер, имеющий в собственности 1 квартиру, налог на имущество физических лиц оплачивать не должна. Также выражает несогласие с повторным взысканием с нее пени за 2015 года в размере 27,84 рублей и 21,32 рублей.
Межрайонная ИФНС № 10 по Челябинской области обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в части отказа во взыскании налога на имущество физических лиц за 2015 года с административного ответчика в размере 1 428 рублей и пени в размере 26,99 рублей. В обоснование ссылается на то, что в ЕГРН имеются сведения о нахождении в собственности Елизаровой Т.Ф. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с 1995 года с инвентаризационной стоимостью на 01 января 2013 года в размере 355 825 рублей и кадастровой стоимостью на 01 января 2017 года в размере 1 946 260,01 рублей (сведения о кадастровой стоимости поступили 23.08.2018г.). В связи с этим у суда отсутствовали основания для отказа во взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год по спорному объекту налогообложения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области Таначева Е.А. в заседании суда апелляционной инстанции доводы своей жалобы поддержала.
Административный ответчик Елизарова Т.Ф. в судебном заседании участия не приняла при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу пунктов 1, 3 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 409 НК РФ).
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (статья 72 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, налоговым органом Елизаровой Т.Ф. исчислен налог на имущество физических лиц, направлено уведомление № 156805931 от 24 августа 2017 года, согласно которого налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в размере 1 477 рублей, за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в размере 1 428 рублей, налог на имущество физических лиц за 2016 год за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в размере 1 290 рублей (л.д.11).
В связи с не оплатой Елизаровой Т.Ф. недоимки по налогам и пени, налоговым органом направлено требование № 3909 от 12 февраля 2018 года об уплате недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц в срок до 02 апреля 2018 года (л.д.8). Требование об уплате недоимки и пени налогоплательщиком не исполнено.
По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 4 г. Копейска 23 октября 2018 года вынесен судебный приказ о взыскании с Елизаровой Т.Ф. в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы.
Указанный приказ отменен по заявлению Елизаровой Т.Ф. 06 ноября 2018 года (л.д.31).
Задолженность по налогам за 2015, 2016 годы Елизаровой Т.Ф. не погашена.
Разрешая спор и частично удовлетворяя административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административные исковые требования в части взыскания налога за 2015, 2016 годы в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и пени являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, административным ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения обязанности по уплате задолженности по налогу, пени. При этом административным истцом не представлено доказательств о наличии в собственности Елизаровой Т.Ф. объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. <адрес>, в связи с чем оснований для взыскания налога и пени за указанное имущество не имелось.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам относительно задолженности за 2015 год, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В пунктах 2,3 статьи 48 НК РФ указано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, в порядке искового производства требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица могут быть предъявлены налоговым органом только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.
Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств, налоговым органом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налога, сроки направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога на имущество физических лиц, а также сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Доводы жалобы Елизаровой Т.Ф. о неправильном начислении пени несостоятельны, пеня по имущественному налогу за 2015 год рассчитана арифметически верно, никаких начислений пени за 2014 год не производилось.
Вопреки доводам налоговой инспекции, по состоянию на 2015, 2016 годы Елизарова Т.Ф. не являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с чем в отношении данной недвижимости обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и пени не имелось.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, нормы материального права, регламентирующие спорные отношения, а также факт соблюдения налоговым органом сроков предъявления иска в суд о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, установленных статьями 70, 48 НК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности взыскания судом первой инстанции с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, пени исходя из расчета задолженности, произведенного налоговым органом.
При этом доводы жалобы о том, что Елизарова Т.Ф. с 18 ноября 2015 года является пенсионером по возрасту и поэтому расчет долга за 2016 год осуществлен неверно, заслуживает внимания.
Согласно пункту 6 статьи 407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно налоговому уведомлению № 156805931 от 24 августа 2017 года Елизаровой Т.Ф. за последние 2 месяца 2015 года и в 2016 году налоговой инспекцией предоставлена льгота в связи с тем, что она является пенсионером по возрасту (л.д.11). Частично удовлетворяя требования Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области суд не принял во внимание тот факт, что по состоянию на 2016 год в собственности имелась только одна квартира, расположенной по адресу: <адрес>, на которую распространяется действие налоговой льготы. Таким образом, за 2016 год у Елизаровой Т.Ф. в связи с наличием налоговой льготы, отсутствовала обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, недоимка и пени взысканию не подлежали.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Елизаровой Т.Ф. налога на имущество физических лиц в размере 1 290 рублей, пени в размере 24,32 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение суда в части удовлетворения требования Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области о взыскании налога на имущество физических лиц и пени за 2016 год отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в данной части.
Руководствуясь статьями 306-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 22 апреля 2019 года в части удовлетворения требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области о взыскании налога на имущество физических лиц в размере 1 290 рублей, пени в размере 24 рублей 32 копеек за 2016 год с Елизаровой Татьяны Федоровны - отменить.
В отменной части принять новое решение.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области о взыскании налога на имущество физических лиц в размере 1 290 рублей, пени в размере 24 рублей 32 копеек за 2016 год с Елизаровой Татьяны Федоровны - отказать.
В остальной части решение Копейского городского суда Челябинской области от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Елизаровой Татьяны Федоровны, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи