Дело № 2-2581/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«20» ноября 2018 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Твери к Филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», ПАО «МРСК Центра» о признании незаконным бездействия ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», возложении обязанности на ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» предоставить документы,
у с т а н о в и л:
Администрация города Твери обратилась в суд с требованиями к Филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» о признании незаконным бездействия ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», возложении обязанности на ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» предоставить документы.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ПАО «МРСК Центра», процессуальный статус которого в ходе рассмотрения дела был изменён на статус соответчика.
В обоснование требований указано, что в городе Твери расположены тепловые сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Георгия Димитрова дом 68 города Твери, которые принадлежат на праве собственности филиалу ПАО «МРСК Центра» -«Тверьэнерго».
В соответствии с пунктом 8 постановления администрации города Твери от 02.07.2018 № 806 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2018 - 2019 годов» (далее - Постановление) ресурсоснабжающим организациям, исполнителям коммунальных услуг, расположенным на территории города Твери, предписано завершить подготовку объектов городского хозяйства к работе в зимних условиях до 18 сентября 2018 года.
Пунктом 11 Постановления теплоснабжающим и теплосетевым организациям города Твери установлено: 1. Представлять каждый вторник в комиссию при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018 - 2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии отчет по подготовке (о выполнении плана мероприятий) к осенне-зимнему периоду 2018-2019 годов. 2. Обеспечить проведение гидравлических испытаний и ремонт тепловых сетей в сроки, установленные сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2018 год. По результатам проведения каждого этапа гидравлических испытаний тепловых сетей в недельный срок представлять в комиссию при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018-2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии акт проведения гидравлических испытаний, а после завершения ремонтных работ предоставлять акт о допуске в эксплуатацию участка тепловых сетей. 3. Обеспечить проведение ремонта котельных в сроки, установленные сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2018 год. После завершения ремонтных работ в недельный срок предоставлять в комиссию при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018 - 2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии акт готовности котельной к отопительному периоду. 4. При проведении внепланового капитального ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии направлять в адрес администрации города Твери уведомление в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей».
При этом, пунктом 12 Постановления теплоснабжающим и теплосетевым организациям, расположенным на территории города Твери, в срок до 1 октября 2018 года необходимо представить в комиссию при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018 - 2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии документы, необходимые для выдачи акта проверки готовности и паспорта готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов, в соответствии с пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду).
Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, а также приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 29.06.2018 № 72-ОД «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2018-2019 годов» (далее - Приказ), теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны предоставить в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019 документы для оценки готовности к отопительному периоду в составе и количестве, установленном Правилами оценки готовности к отопительному периоду и Приказом.
Пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду установлено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: 1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; 2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; 3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; 4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; 5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; 6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; 7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии; 8) обеспечение качества теплоносителей; 9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; 10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении; 11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; 12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;
13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; 14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
При этом, несмотря на требования действующего законодательства, филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» (ИНН 6901067107), являющийся теплосетевой организацией, не предоставил в орган местного самоуправления установленный Приказом и Правилами оценки готовности к отопительному периоду перечень документов для проведения оценки состояния готовности объекта: тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г. Димитрова, д. 68 города Твери к предстоящему отопительному периоду.
Непредоставление в адрес органа местного самоуправления ответчиком документов, необходимых для оценки состояния готовности объекта: тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г. Димитрова, д. 68 к предстоящему отопительному периоду создает ситуацию, при которой нарушаются права граждан - жителей домов №№ 56, 58, 60, 62, 64 на улице Г. Димитрова города Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению, в отопительный период 2018-2019 годов.
Указанное бездействие ответчика является противоправным и поставило под угрозу право граждан на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению. В случае не прекращения таких противоправных действий со стороны ответчика жители домов №56, 58, 60, 62, 64 на улице Г. Димитрова города Твери не получат качественную услугу по горячему водоснабжению и отоплению в отопительный период.
Согласно пункту 1.1 части 1 Постановления администрации города Твери от 27.09.2018 № 1141 «О пуске отопления в городе Твери» Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» (ООО «Тверская генерация»), теплоснабжающим и теплосетевым организациям всех форм собственности, расположенным на территории города Твери и (или) имеющим источники тепловой энергии, обслуживающие жилищный фонд, объекты социально-культурной сферы города Твери и прочих потребителей необходимо приступить с 03.10.2018 к подаче тепла в жилые дома, объекты социально-культурной сферы и иным потребителям в соответствии с графиком очередности включения потребителей тепла города Твери на 2018 год.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
В связи с данными обстоятельствами истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением и просит признать незаконным бездействие ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» (ИНН 6901067107) по не предоставлению документов о готовности находящегося в собственности объекта: тепловой сети от тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г. Димитрова, д. 68 к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для оценки готовности к отопительному периоду. Обязать ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» (ИНН 6901067107)предоставить документы, установленные пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в собственности объекта: тепловой сети от тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г.Димитрова, д. 68 города Твери к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители администрации города Твери по доверенности Ковалёва И.И. и Снурницын А.Е., одновременно представляющий интересы Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по доверенности Шустова В.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв на исковое заявление согласно которому ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляют право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861).
В силу положений части 1 статьи 38 Федерального Закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» территориальные сетевые организации отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответчик является собственником участка тепловых сетей от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Георгия Димитрова, дом 68 города Твери.
Теплоснабжающей организацией многоквартирных жилых домов №№ 56, 58, 60, 62, 64 по улице Георгия Димитрова города Твери является ООО «Тверская генерация».
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни каким-либо иным законом для Ответчика не установлена обязанность заключения как договора теплоснабжения, так и договора по оказанию услуг по теплоснабжению.
Единственной обязанностью, установленной для Ответчика как для собственника участка тепловой сети пунктом 6 статьи 17 Федерального закона № 190-ФЗ, по мнению ответчика является обязанность не препятствовать передаче по тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также не требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей.
С учетом того, что Ответчик не является организацией, которая осуществляет продажу потребителям и теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии и теплоносителя, не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, а также в связи с тем, что соответствующий тариф для него не утвержден, Ответчик по смыслу норм Федерального закона № 190-ФЗ не является ни теплоснабжающей, ни теплосетевой организацией.
Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные Приказом Минэнерго России от 12.02.2013 г. № 103, на которые ссылается Истец в обоснование заявленных исковых требований, определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду именно теплоснабжающих и теплосетееых организаций, к которым, как указано выше, Ответчик не относится, а, следовательно, он не может быть субъектом тех требований по готовности к отопительному периоду, которые установлены для теплоснабжающих и теплосетееых организаций пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду.
Представитель Правительства Тверской области по доверенности Травкина О.Н. в судебном заседании требования Администрации города Твери поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 46 ГПК РФ органы местного самоуправления наделены правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении | неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию всех жителей города Твери, чьи права нарушены, администрация города Твери правомерно обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском.
Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Статьёй 2 Закона определены следующие понятия: теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя; система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что теплоснабжение потребителей домов № 56, 58, 60, 62, 64, и других по улице Г.Димитрова в городе Твери осуществляется с использованием тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г.Димитрова, д. 68 города Твери. Указанные сети принадлежат на праве собственности филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», данный участок теплотрассы является неотъемлемой частью тепловой сети используемой ООО «Тверская генерация» для осуществления теплоснабжения потребителей тепловой энергией.
Таким образом, учитывая изложенные нормы права и установленные обстоятельства ПАО «МРСК Центра» - «Терьэнерго» относится к теплосетевой организации и на него распространяются обязательные к исполнению требования, касающиеся, в том числе по подготовке к отопительному периоду теплотрассы.
В соответствии с пунктом 8 Постановления администрации города Твери от 02.07.2018 № 806 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2018 - 2019 годов» (далее - Постановление) ресурсоснабжающим организациям, исполнителям коммунальных услуг, расположенным на территории города Твери, предписано завершить подготовку объектов городского хозяйства к работе в зимних условиях до 18 сентября 2018 года.
Пунктом 11 Постановления теплоснабжающим и теплосетевым организациям города Твери предписано представлять в комиссию при администрации г. Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018-2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии отчет по подготовке (о выполнении плана мероприятий) к осенне-зимнему периоду 2018-2019 годов; обеспечить проведение гидравлических испытаний и ремонт тепловых сетей в сроки, установленные сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей г. Твери на 2018 год, по результатам проведения каждого этапа гидравлических испытаний представлять в комиссию при администрации г. Твери акт проведения гидравлических испытаний, а после завершения ремонтных работ акт о допуске в эксплуатацию участка тепловых сетей; при проведении внепланового капитального ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии направлять уведомление в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 №889.
Пунктом 13 Постановления также предписано в срок до 15 октября 2018 года представить в комиссию оформленные актом результаты проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов с предоставлением пакета документов, определенного пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103.
Согласно требованиям Правил оценки готовности к отопительному периоду, Приказу департамента Жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери от 29.06.2018 № 72-ОД "Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2018-2019 годов" теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны предоставить в адрес комиссии по проверке готовности этих организаций к отопительному периоду 2018-2019 документы для оценки готовности к отопительному периоду, в составе и количестве, установленном Правилами оценки готовности к отопительному периоду и Приказом.
Пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: 1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; 2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; 3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; 4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; 5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; 6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; 7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии; 8) обеспечение качества теплоносителей; 9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; 10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении; 11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготавления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; 12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; 13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; 14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
При этом, несмотря на требования действующего законодательства, ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» не предоставило в орган местного самоуправления установленный Приказом и Правилами оценки готовности к отопительному периоду, перечень документов для проведения оценки состояния готовности объекта: тепловой сети от тепловой сети ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г. Димитрова, д. 68 к предстоящему отопительному периоду.
В силу п.4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органом местного самоуправления отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ст.3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно п. 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
На основании п.3.1.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" определено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
В соответствии с ч.2 ст.17 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.
Не предоставление в адрес органа местного самоуправления ответчиком документов, необходимых для оценки состояния готовности объекта: тепловой сети от тепловой сети ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г. Димитрова, д. 68 к предстоящему отопительному периоду создает ситуацию, при которой нарушаются права граждан, жителей домов №№ 56, 58, 60, 62, 64, по улице Г.Димитрова в городе Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению в отопительный период 2018-2019 годов.
Доводы представителя ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», которые изложены в письменном отзыве и озвучены в судебном заседании, не могут быть приняты судом во внимание. Ответчик утверждает, что не является организацией, которая осуществляет продажу потребителям и теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии и теплоносителя, не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, а также соответствующий тариф для него не утвержден. Представитель ПАО «МРСК Центра» - Тверьэнерго также полагает, что по смыслу норм Федерального закона № 190-ФЗ Общество не является ни теплоснабжающей, ни теплосетевой организацией, а, следовательно, обязанность по предоставлению документов, установленных пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в собственности объекта: тепловой сети от тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г.Димитрова, д. 68 города Твери к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду, у ответчика отсутствует, как отсутствует и незаконное бездействие со стороны ПАО «МРСК-Центра» - «Тверьэнерго».
Однако, с такими утверждениями ответчика суд согласиться не может.
Судом установлено, сторонами не оспорено, что ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» является собственником участка тепловых сетей от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Георгия Димитрова, дом 68 города Твери. Данный участок теплотрассы является неотъемлемой частью тепловой сети используемой ООО «Тверская генерация» для осуществления теплоснабжения потребителей города Твери тепловой энергией, в том числе и жителей домов №№ 56, 58, 60, 62, 64 по улице Г. Димитрова в городе Твери. Таким образом, ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», являясь собственником спорного участка тепловых сетей, обязано исполнять требования законодательства в части готовности этих объектов к осенне-зимнему периоду и предоставлять документы, установленные пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в собственности объекта: тепловой сети от тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г.Димитрова, д. 68 города Твери к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду, поскольку при наличии установленных обстоятельств, никто другой указанные документы предоставить не может.
В судебном заседании установлен факт нарушения ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» указанных выше пунктов нормативно-правовых актов, выразившегося в неисполнении обязанности по проведению мероприятий и предоставлению необходимых документов, связанных с подготовкой участка теплотрассы к отопительному периоду.
Указанное бездействие ответчика является противоправным и поставило под угрозу законные права неопределенного круга лиц, обеспечение которых услугой теплоснабжения производится посредством тепловой сети, неотъемлемой частью которой она является, ввиду чего имеются законные основания для возложения на ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» обязанности по устранению выявленных нарушений.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить обусловленные характером и объемом работ сроки, в течение которых решение суда должно быть исполнено, а именно в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации города Твери к Филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», ПАО «МРСК Центра» о признании незаконным бездействия ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», возложении обязанности на ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» предоставить документы - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ПАО «МРСК Центра» в лице Филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по не предоставлению документов о готовности находящегося в собственности объекта: тепловой сети от тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г.Димитрова, д. 68 к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для оценки готовности к отопительному периоду.
Обязать ПАО «МРСК Центра» в лице Филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» предоставить документы, установленные пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в собственности объекта: тепловой сети от тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице Г.Димитрова, д. 68 города Твери к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 ноября 2018 года.
Председательствующий Н.В.Булыгина