№ 2а-727/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2018 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре Латфулиной Г.Ю., с участием административного истца Булгакова А.А., представителя административного истца Панченко Н.М., представителя административных ответчиков Мирошникова А.С, представителя заинтересованного лица Прокофьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Булгаков А.А. к Аткарской межрайонной прокуратуре Саратовской области, Аткарскому межрайонному прокурору Саратовской области, заинтересованное лицо прокуратура Саратовской области о признании незаконным действия (бездействия) по рассмотрению заявления,
установил:
Булгаков А.А. обратился в суд с административным иском к Аткарской межрайонной прокуратуре Саратовской области, Аткарскому межрайонному прокурору Саратовской области, заинтересованное лицо прокуратура Саратовской области о признании незаконным действия (бездействия) по рассмотрению заявления, мотивируя свои требования тем, что <дата> административный истец Булгаков А.А. подал по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а руководитель следственного органа свидетель 2 принял письменное заявление о совершении преступления. Приняв заявление истца о совершении преступления руководитель следственного органа свидетель 2 с сопроводительным письмом от <дата> №ж-№, перенаправил заявление о совершении преступления прокурору для рассмотрения, по существу. <дата> заявление истца от <дата> о совершении преступления поступило на рассмотрение Аткарского межрайонного прокурора старшего советника юстиции Шипа С.В. Ответчик принял к разрешению, рассмотрел по существу (разрешил) заявление истца о совершении преступления и направил в адрес истца ответ от <дата> № бж-2017. Истец считает, что, приняв решение о принятии к разрешению и рассмотрев по существу (разрешив) заявление истца о совершении преступления, ответчик вопреки действующему законодательству, нарушая ведомственные приказы и инструкции, совершил одно незаконное действие и ряд незаконных бездействий, нарушил законные права и интересы истца. Рассмотрев незаконно по существу заявление о преступлении ответчик принял решение от <дата> №ж-№ об отсутствии в действиях свидетель 1 признаков преступления, предусмотренного ч. 1. ст. 286 УК РФ. При этом в решение ответчика включены недостоверные сведения о наличии у заместителя главы администрации Аткарского муниципального района права подписать постановление. Незаконное рассмотрение ответчиком заявления истца о совершении преступления нарушает право гражданина на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, предусмотренное ст. 33 Конституции Российской Федерации. Действия (бездействия) ответчика при рассмотрении заявления о совершении преступления затрудняют истцу доступ к правосудию. В письме указано то, что: «Отсутствуют данные о проведении проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ», «Направляю Вам данное обращение для рассмотрения по существу». Истец считает, что Аткарским МСО СУ СК РФ по Саратовской области проверка сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ не проводилась, что имеет место нарушение Федерального закона. Истец полагает, что ответчик проявил незаконное бездействие, не произвел проверку исполнения требований федерального законодательства в Аткарском МСО СУ СК РФ по Саратовской области при приеме, регистрации и разрешении заявления Булгакова А.А. от <дата> о совершении преступления. До настоящего времени заявление Булгакова А.А. о совершении преступления, содержащее сведения о наличии в действиях свидетель 1 признаков преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1. ст. 286 УК РФ, незаконно находится без движения в Аткарской межрайонной прокуратуре, нарушенное право Булгакова А.А. на обращение в государственный орган с заявлением о преступлении, на рассмотрение заявления о преступлении по существу надлежащим государственным органом в установленные сроки в соответствии с уголовно-процессуальным законом, не восстановлено. В связи с изложенным административный истец просит суд признать незаконным действие Аткарского межрайонного прокурора старшего советника юстиции Шипа С.В. выразившееся в рассмотрении по существу заявления Булгакова А.А. о совершении преступления; признать незаконным бездействие Аткарского межрайонного прокурора старшего советника юстиции Шипа С.В. выразившееся в том, что заявление о совершении преступления не было незамедлительно зафиксировано в книге учета сообщений о преступлениях, что заявление о совершении преступления не было безотлагательно передано в орган, уполномоченный рассматривать сообщения о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии со ст. 144, 151, 145 УПК РФ; признать незаконным бездействие Аткарского межрайонного прокурора старшего советника юстиции Шипа С.В., выразившееся в том, прокурор не проверил исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщения о преступлении в Аткарском МСО СУ СК РФ по <адрес>, при наличии обстоятельств, указывающих на нарушения федерального закона при совершении процессуальных действий (бездействий) относительно заявления Булгакова А.А. о совершении преступления; обязать Аткарского межрайонного прокурора старшего советника юстиции Шипа С.В. устранить допущенные нарушения, а именно: зарегистрировать заявление Булгакова А.А. о совершении преступления от <дата> в книге учета сообщений о преступлениях, направить заявление Булгакова А.А. о совершении преступления в Аткарский МСО СУ СК РФ по <адрес> для проведения проверки и принятия решения в соответствии со ст. 144, 151, 145 УПК РФ, проверить исполнение требований федерального законодательства в Аткарском МСО СУ СК РФ по <адрес> при приёме, регистрации и разрешении заявления от <дата> о совершении преступления; обязать административного ответчика зарегистрировать заявление Булгакова А.А. о совершении преступления от <дата> в книге учета сообщений о преступлениях, направить заявление Булгакова А.А. о совершении преступления в Аткарский МСО СУ СК РФ по <адрес> для проведения проверки и принятия решения в соответствии со ст. 144, 151, 145 УПК РФ, проверить исполнение требований федерального законодательства в Аткарском МСО СУ СК РФ по <адрес> при приеме, регистрации и разрешении заявления Булгакова А.А. от <дата> о совершении преступления.
<дата> административным истцом подано заявление об отказе от административного иска в части признания незаконным бездействие Аткарского межрайонного прокурора Шипа С.В. выразившееся в том, прокурор не проверил исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщения о преступлении в Аткарском МСО СУ СК РФ по <адрес>, при наличии обстоятельств, указывающих на нарушения федерального закона при совершении процессуальных действий (бездействий) относительно заявления Булгакова А.А. о совершении преступления; обязании Аткарского межрайонного прокурора Шипа С.В. проверить исполнение требований федерального законодательства в Аткарском МСО СУ СК РФ по <адрес> при приеме, регистрации и разрешении заявления Булгакова А.А. от <дата> о совершении преступления (л.д. 53).
<дата> определением Октябрьского районного суда <адрес> принят отказ административного истца от административного иска в части и производство в этой части прекращено (л.д. 94-95).
В ходе судебного заседания административным истцом исковые требования, в соответствии со ст. 46 КАС РФ, были уточнены в части признания незаконным действие Аткарского межрайонного прокурора Шипа С.В., выразившееся в рассмотрении по существу заявления Булгакова А.А. о совершении преступления; признать незаконным бездействие Аткарского межрайонного прокурора Шипа С.В. выразившееся в том, что заявление о совершении преступления не было незамедлительно зафиксировано в книге учета сообщений о преступлениях, что заявление о совершении преступления не было безотлагательно передано в орган, уполномоченный рассматривать сообщения о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии со ст. 144, 151, 145 УПК РФ; обязать Аткарского межрайонного прокурора Шипа С.В. устранить допущенные нарушения, а именно: зарегистрировать заявление Булгакова А.А. от <дата> о совершении преступления в книге учета сообщений о преступлениях, безотлагательно направить заявление Булгакова А.А. о совершении преступления в орган, уполномоченный рассматривать заявления в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ (л.д. 54-59).
Административный истец Булгаков А.А. и его представитель Панченко Н.М. в ходе судебного заседания поддержали административный иск с уточнениями к нему, просили его удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Мирошников А.С. просил отказать удовлетворении административного иска, предоставив возражения (л.д. 37-38).
Представитель заинтересованного лица Прокофьева Т.Ю. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно положению части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ( далее по тексту – Закона).
Установленный указанным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (часть 4 статьи 1 Закона).
В соответствии со статьей 2 указанного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30 января 2013 года, установлено, что поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов (пункт 4.2). Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством (пункт 5.1). Ответ на обращение (запрос), поступившее в органы прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу (пункт 6.1).
Как установлено в ходе судебного заседания <дата> Булгаков А.А. обратился к руководителю Аткарского МСО СУ СК РФ по <адрес> с заявлением о совершении преступления (л.д. 11).
<дата> руководителем Аткарского межрайонного следственного отдела обращение Булгакова А.А. направлено Петровскому межрайонному прокурору Шипу С.В. для рассмотрения по существу, поскольку к компетенции Аткарского MCО СУ СК России по <адрес> не относится надзор за законностью актов администрации Аткарского муниципального района <адрес>, и отсутствуют данные о проведении проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ. Заявителю Булгакову А.А. сообщено, что копия его обращения приобщена к материалу проверки, проводимой в настоящее время в Аткарском МСО СУ СК России по <адрес> по его заявлению с доводами об умышленном уничтожении имущества, совершенным инспектором отделения ЛРР по Ртищевскому, Аткарскому, Екатериновскому и <адрес>м управления Росгвардии по <адрес> свидетель 1, с дачей юридической оценки в ходе данной доследственной проверки на наличие либо отсутствие признаков преступления по доводам заявителя о незаконном получении земельного участка и самовольного строительства жилого дома по адресу: <адрес>Б (л.д. 13).
Обращение Булгакова А.А. поступило в Аткарскую межрайонную прокуратуру, что также подтверждается соответствующим штампом. <дата> рассмотрение данного обращения отписано Мирошникову А.С. (л.д. 70, 71, 72, 73-79).
<дата> по итогам рассмотрения обращения Булгакову А.А. дан ответ (л.д. 80, 85-87).
Доводы административного истца о том, что заявление не было зарегистрировано, являются необоснованными. Согласно Книге учёта надзорных производств по обращениям граждан №, обращение Булгакова А.А. зарегистрировано <дата> (л.д. 82-84).
Ответ на обращение Булгакова А.А. дан в пределах установленного частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» месячного срока, направлен по адресу, указанному административным истцом в обращении.
Довод административного истца о том, что административным ответчиком было рассмотрено по существу заявление Булгакова А.А. о совершении преступления является несостоятельным. <дата> в ответе руководителя Аткарского межрайонного следственного отдела, заявителю разъяснено, что обращение направлено в прокуратуру, поскольку к ее компетентности относится надзор за законностью актов администрации Аткарского муниципального района <адрес>, в связи с чем, вопрос о преступлении прокурором Аткарской межрайонной прокуратуре <адрес> по существу не разрешался и был разрешен лишь в части законности акта.
В остальной части заявление Булгакова А.А. осталось на рассмотрении в следственном комитете, куда он первоначально и обращался.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о правомерности рассмотрения заявления Булгакова А.А. как обращения, и рассмотрении данного обращения в пределах компетенции прокурора, с учетом внутреннего убеждения, в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. № 45. В ходе рассмотрения заявления Булгакова А.А. и проверки ее доводов ответ заявителю был дан прокурором Аткарской межрайонной прокуратуре <адрес> Шип С.В. в установленный законом срок, уполномоченным лицом, в пределах своих полномочий, предоставленных ему законом - ст. 37 УПК РФ.
Помимо того, в соответствии со ст. ст. 144 - 145 УПК РФ прокурор не входит в число должностных лиц, полномочия которых включают в себя обязанность принять, проверить сообщение о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ, и вынести по нему одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, такая обязанность возложена законом на следственные органы, следовательно, на прокурора, чьи действия обжалует заявитель, такой обязанности законом не возлагается; кроме того, данный ответ по своей сути не нарушает конституционные права и свободы административного истца Булгакова А.А., не затрудняет и не преграждает его доступ к правосудию, поскольку с заявлением, в котором содержится сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, Булгаков А.А. в состоянии самостоятельно и непосредственно обратиться в следственные органы, как это предусмотрено ст. ст. 140, 141, 144 УПК РФ.
При таких обстоятельствах административный иск Булгакова А.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Булгаков А.А. к Аткарской межрайонной прокуратуре Саратовской области, Аткарскому межрайонному прокурору Саратовской области, заинтересованное лицо прокуратура Саратовской области о признании незаконным действия (бездействия) по рассмотрению заявления, обязании устранить нарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись С.И. Долгова
В окончательной форме решение суда изготовлено <дата>.