61RS0047-01-2022-001370-23 Дело № 2-1069/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2022 года п.Каменоломни
Октябрьский районный суд Ростовской области
в составе судьи: Дыбаль Н.О.,
при секретаре: Костенко Н.В,
с участием помощника прокурора Горбунковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области, третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области об обязании должностных лиц пройти подготовку и аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой Октябрьского района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения администрацией Краснокутского сельского поселения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверки установлено, что на территории Краснокутского сельского поселения размещено 2 гидротехнических сооружения. В ходе проведенной проверки установлено, что в администрации Краснокутского сельского поселения отсутствуют аттестованные сотрудники по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. По результатам проведенной проверки в адрес главы Краснокутского сельского поселения 14.04.2022 внесено представление, которое рассмотрено, однако, информации подтверждающей устранения выявленных нарушений, в настоящее время в прокуратуру района не представлено. Отсутствие аттестованных сотрудников администрации Краснокутского сельского поселения по вопросам безопасности гидротехнических сооружений создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного просит суд обязать администрацию Краснокутского сельского поселения направить должностных лиц, ответственных за безопасность гидротехнических сооружений, на подготовку и аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
В судебном заседании помощник прокурора Горбункова О.А. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что 22.29.2022 в Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направлен пакет документов и письмо с просьбой провести аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений ведущего специалиста по земельным и имущественным отношениям ФИО1 27.09.2022 получено уведомление об отказе в допуске к прохождению аттестации. 03.10.2022 подготовлен новый пакет документов с учетом всех замечаний.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором поддержал исковые требования в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что на территории Краснокутского сельского поселения размещено 2 гидротехнических сооружения. Прокуратурой Октябрьского района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения администрацией Краснокутского сельского поселения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проведенной проверки установлено, что в администрации Краснокутского сельского поселения отсутствуют аттестованные сотрудники по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
По результатам проведенной проверки в адрес главы Краснокутского сельского поселения 14.04.2022 внесено представление, которое рассмотрено, однако, информации подтверждающей устранения выявленных нарушений, в настоящее время в прокуратуру района не представлено.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. п. 8, 23 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117 ФЗ) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
B силу ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны в том числе: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также эксплуатационный контроль и текущий ремонт, их техническое обслуживание, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; финансировать мероприятия эксплуатации гидротехнического по сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона № 117-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность. связанную проектированием, строительством. капитальным эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, ремонтом, a также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компонентами природной среды являются, в том числе поверхностные и подземные воды.
Кроме этого, в п. 12 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что благоприятная окружающая среда -это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.
Неосуществление надлежащего контроля за состоянием указанного гидротехнического сооружения может привести к подтоплению расположенных в непосредственной близости жилых домов, причинить их собственникам значительные материальные потери, а также нарушить условия жизнедеятельности, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является чрезвычайной ситуацией.
Отсутствие аттестованных сотрудников администрации Краснокутского сельского поселения по вопросам безопасности гидротехнических сооружений создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Невыполнение администрацией Краснокутского сельского поселения обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, недопущению угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора Октябрьского района Ростовской области к Администрации Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области об обязании должностных лиц пройти подготовку и аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений законны, обоснованы, и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Октябрьского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Краснокутского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области, третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области об обязании должностных лиц пройти подготовку и аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, удовлетворить.
Обязать Администрацию Краснокутского сельского поселения направить должностных лиц, ответственных за безопасность гидротехнических сооружений, на подготовку и аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области п.Каменоломни в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с 10.10.2022.
Судья: Н.О. Дыбаль