Дело № 2а-270/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Богачевой Е.Б.,
при секретаре Поленовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по созданию и оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными правилами в населенном пункте поселок Красное-на-Волге.
Требования административный истец мотивировал тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой в деятельности административного ответчика установлены факты бездействия при организации мест накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с действующим законодательством осуществление полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведению их реестра, разработке схемы размещения твердых коммунальных отходов и утверждение формы письменной заявки на включение в реестр возложено на административного ответчика.
Между тем, до настоящего времени административным ответчиком созданы, но не оборудованы в соответствии с санитарными правилами места для накопления твердых коммунальных отходов в п. Красное-на-Волге.
Изложенное подтверждается, в том числе, информацией администрации от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в адрес главы администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области внесено представление об устранении нарушений закона об отходах производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ на представление места накопления ТКО будут обустроены при поступлении денежных средств в бюджет городского поселения.
Непринятие ответчиком мер по очистке территории поселения, а также созданию и оборудованию мест накопления отходов создает условия для образования на территории поселения стихийных свалок, что может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории.
В связи с вышеизложенным административный истец и обратился в суд с административным исковым заявлением.
Впоследствии административный истец уточнил исковые требования и просит возложить на администрацию городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными правилами, а именно, установить водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон в п.Красное-на-Волге Костромской области по следующим адресам: <адрес>
В судебном заседании представитель прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры Савинцева С.О. уточненные административные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив, что под водонепроницаемым покрытием они понимают водонепроницаемое основание площадок, на которых будут установлены контейнеры.
В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Смирнова-Ловыгина Ю.А. (имеющая высшее юридическое образование) уточненные административные исковые требования признала полностью и добровольно, пояснив, что они согласны с тем, что в настоящее время по таким адресам не выполнены ограждения и не имеется твердого водонепроницаемого покрытия основания площадок, но в течение года намерены все исправить.
Заинтересованное лицо по делу - Управление Роспотребнадзора по Костромской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, об уважительности причин неявки суду не сообщило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, дело рассматривается в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, к полномочиям административного ответчика относится участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В рамках реализации данной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил закреплено, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, согласно п. 2 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Требования к местам накопления ТКО подробно регламентированы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 (далее -СанПиН).
В силу п. 2.1 СанПиН на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
На контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО и 2 бункеров для накопления КГО.
Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м (пункт 2.2 СанПиН).
Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления (пункт 2.2 СанПиН).
Из материалов дела следует, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой в деятельности администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области установлены факты бездействия при организации мест накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки установлено, что места накопления твердых коммунальных отходов в поселке Красное-на-Волге созданы, но в соответствии с санитарными правилами не оборудованы.
В связи с этим в адрес главы администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области Костромским межрайонным природоохранным прокурором направлено представление об устранении нарушений закона об отходах производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Из ответа администрации городского поселения поселок Красное-на-Волге Красносельского района Костромской области за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что меры к устранению выявленных нарушений законодательства об отходах будут предприниматься с учетом поступления денежных средств в бюджет городского поселения (л.д.№).
Вместе с тем суд полагает, что непринятие административным ответчиком мер по очистке территории поселения, а также созданию и оборудованию мест накопления отходов создает условия для образования на территории поселения стихийных свалок, что может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории.
Указанный факт административным ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах административные иск подлежит удовлетворению.
Кроме того, административный ответчик административный иск признал полностью и добровольно. Признание административного иска административным ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому может быть принято судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.07.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░