Дело № 2-81/2024

УИД 75RS0013-01-2024-000002-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 февраля 2024 г.                                         п.Карымское

Карымский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Базаржаповой А.Б.,

при секретаре Полторановой Е.О.

с участием:

помощника прокурора Карымского района Забайкальского края Савватеева А.С., истца Купина В.Ю., представителя ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю по доверенности Даниловой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в защиту интересов Купина Василия Юрьевича к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю», Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Читинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края обратился в суд в защиту интересов Купина В.Ю. с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ ИК-2), ссылаясь на то, что была проведена проверка уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов в ФКУ ИК-2. В ходе проверки установлено, что в ФКУ ИК-2 отбывает наказание Купин В.Ю., который является инвали<адрес> группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ Купину В.Ю. установлена вторая степень ограничения в способности к самообслуживанию, третья степень ограничения в способности к трудовой деятельности и в способности к передвижению, имеется заключение о нуждаемости в медицинской реабилитации. Купин В.Ю. нуждается в технических средствах реабилитации, а именно в кресле-коляске комнатной с ручным приводом, кресле-стуле с санитарным оснащением (без колес), которые предоставляются за счет средств федерального бюджета. В нарушение действующего законодательства осужденный Купин В.Ю., не обеспечен указанными техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной программой, несмотря на принятые внесудебные меры реагирования. Кроме того, планировка зданий, строений, сооружений ФКУ ИК-2 не обеспечивает соблюдение нормативов и не обеспечивает доступность услуг, оказываемых для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья (имеются существенные неровности, перепады высот, препятствующие перемещению маломобильных групп населения, в местах большого перепада высот отсутствуют скаты, пандусы). К таким зданиям, куда необходим доступ маломобильных групп населения относятся столовая, медицинская часть, банно-прачечный комплекс, а также здание отряда , где содержится Купин В.Ю. В силу состояния здоровья осужденный Купин В.Ю. не может самостоятельно обратиться в суд и осуществлять защиту своих прав. Кроме того, исковое заявление подано на основании обращения Купина В.Ю. о защите его прав в сфере охраны здоровья. Читинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> просит суд обязать ФКУ ИК-2 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Купина В.Ю. индивидуальными средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 47 см; глубина сиденья: 40 см; высота спинки 40 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки жесткая; вид сиденья: жесткое; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: регулирующая по высоте): 1 шт. Рост 170 см, вес 75, кг. Объем бедер: 100 см.; креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес) (ширина сиденья: 47 см; глубина сиденья: 40 см; высота сиденья: 40 см): 1 шт. Рост 170 см, вес 75, кг. Объем бедер: 100 см. Высота подлокотника 25 см. в соответствии с разработанной программой. Обязать ФКУ ИК-2 устранить существенные неровности, перепады высот, препятствующие доступу маломобильных групп населения к зданиям столовой, медицинской части, банно-прачечного комплекса, а также здания отряда , где содержится Купин В.Ю. и их свободному перемещению. Оборудовать места большого перепада высот скатами, пандусами. Взыскать с ФКУ ИК-2 денежные средства в счет морального вреда в пользу осужденного Купина В.Ю. в сумме 3 000 руб. (л.д. 4-7).

Определением судьи от 16.01.2024 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее – УФСИН России по Забайкальскому краю), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России (л.д. 1).

В судебном заседании истец Купин В.Ю., принимавший участие по видеоконференц-связи с ФКУ ИК-5 УФСИН России по Забайкальскому краю, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, а также дополнил требования, просил обеспечить ему в ФКУ ИК-2 оказание постоянной посторонней помощи. В обоснование данного дополнительного требования пояснил, что без посторонней помощи не может убраться в тумбочке, повесить одежду, помыть посуду, расправить и заправить кровать, поэтому полагает, что постоянная посторонняя помощь может ему быть обеспечена путем официального трудоустройства осужденного для оказания ему помощи. В части остальных требований пояснил, что по прибытии в ФКУ ИК-2 в столовой он никогда не был, пищу ему приносят в отряд, имеющийся деревянный пандус к зданию медицинской части имеет крутой подъем и небольшой размер, что кресло-коляска опрокидывается назад. К зданию банно-прачечного комплекса предусмотрены параллельные доски, которые расположены на таком расстоянии друг от друга, что не совпадают с расстоянием между колесами кресла-коляски. Вход здания отряда № 3 оборудован пандусом, по которому он может подняться к входу и съехать на кресле-коляске. Также просил учесть, что внутри зданий имеются пороги в коридорах, не позволяющие ему передвигаться на кресле-коляске. Например, в здании отряда № 3 перед выходом проходит две трубы высотой по колено, не позволяющие ему проехать. За предоставлением ему кресла-коляски Купин В.Ю. обращался в ноябре 2022 г., но до настоящего времени не обеспечен техническими средствами реабилитации.

В судебном заседании помощник прокурора Карымского района Забайкальского края Савватеев А.С., действующий на основании поручения, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, а также уточнил, что обязанность по устранению существенных неровностей, перепада высот должна быть исполнена ФКУ ИК-2 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, с учетом пояснений истца Купина В.Ю. дополнил, что требования в части оборудования мест большого перепада высот скатами, пандусами необходимо осуществить на входе в здания и внутри зданий.

Представитель ФИО2 ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес> по доверенности ФИО7, принимавшая участие по видеоконференц-связи с ФКУ ИК-2 УФИО3 по <адрес>, исковые требования не признала, пояснила, что для обеспечения Купина В.Ю. техническими средствами реабилитации ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт с АО «Московское ПрОП», после исполнения которого Купин В.Ю. будет обеспечен креслом-коляской комнатной с ручным приводом, креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес). Для доступа осужденного Купина В.Ю. к зданиям имеются пандусы. Отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.

ФИО2, УФИО3 по <адрес>, третье лицо ФКУЗ МСЧ-75 ФИО3 в судебное заседание представителей не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом. ФКУЗ МСЧ-75 ФИО3 просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает ФИО3 социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 39).

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны в частности: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно ч. 6 ст. 99 УИК РФ осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия.

Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила).

Согласно п. 463 Правил обеспечение осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами, равных с другими осужденными к лишению свободы возможностей в реализации их прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Осужденным к лишению свободы, являющимся инвалидами I и II групп, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия (п. 464 Правил).

Администрация ИУ размещает инвалидов I и II групп в общежитиях для проживания осужденных к лишению свободы, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении для них реабилитационных мероприятий, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Обеспечивается доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных к лишению свободы в установленное их распорядком дня время (п. 465 Правил).

Согласно п. 466 Правил администрацией ИУ и медицинской организацией УИС обеспечиваются условия для проведения реабилитационных мероприятий в отношении осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, пользования ими техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов.

Администрация ИУ обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации (п. 468 Правил).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Медицинская реабилитация - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Согласно ч. 7 ст. 101 УИК РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Минюста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ФКУ ИК-2 отбывает наказание в виде лишения свободы Купин В.Ю.

Согласно справке МСЭ Купину В.Ю. установлена инвалидность первой группы по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-42).

Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-40) подтверждается, что Купину В.Ю. установлена вторая степень ограничения в способности к самообслуживанию, третья степень ограничения в способности к трудовой деятельности и в способности к передвижению, имеется заключение о нуждаемости в медицинской реабилитации. Купин В.Ю. нуждается в технических средствах реабилитации, а именно в:

- кресло-коляске с ручным приводом комнатной (для инвалидов и детей-инвалидов) (ширина сиденья: 47 см; глубина сиденья: 40 см; высота спинки 40 см; высота подлокотника: 25 см; высота подножки: 40 см; вид спинки жесткая; вид сиденья: жесткое; вид подлокотника: регулируемые по высоте; подножка: регулирующая по высоте): 1 шт. Рост 170 см, вес 75 кг. Объем бедер: 100 см.;

- кресле-стуле с санитарным оснащением (без колес) (ширина сиденья: 47 см; глубина сиденья: 40 см; высота сиденья: 40 см): 1 шт. Рост 170 см, вес 75, кг. Объем бедер: 100 см. Высота подлокотника 25 см.

В ходе проверки Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> выявлено, что в нарушение действующего законодательства осужденный Купин В.Ю. не обеспечен указанными техническими средствами реабилитации в соответствии с разработанной программой.

Кроме того, в отряде , где содержится Купин В.Ю., имеются существенные неровности, перепады высот, препятствующие перемещению маломобильных групп населения, в местах большого перепада высот отсутствуют скаты, пандусы.

ДД.ММ.ГГГГ Читинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в адрес начальника ФКУ ИК-2 внесено представление об устранении выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в отношении Купина В.Ю. (л.д.43-47).

В ответе на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ФКУ ИК-2 ФИО8 указал, что факт нарушения законодательства в части необеспечения осужденного Купина В.Ю. техническими средствами реабилитации (инвалидной коляской) нашел свое подтверждение. В целях устранения недостатков подготовлен и направлен запрос на приобретение инвалидной коляски осужденному Купину В.Ю. Факт наличия неровностей препятствующих самостоятельному передвижению инвалидов колясочников нашел свое подтверждение. В настоящее время в учреждении проводится капитальный ремонт здания, ранее функционирующее в режиме следственного изолятора, произведен ремонт первого этажа здания, при входе в которое предусмотрен пандус соответствующий предъявляемым требованиям (л.д. 48-50).

Справкой ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ на объектах ФКУ ИК-2 главным государственным санитарным врачом – начальником ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-75 ФИО3 И.М. совместно со старшим помощником прокурора Читинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> ФИО9, подтверждается, что в нарушение п. 2.3.1. СП ДД.ММ.ГГГГ-20 входы и внутри помещений столовой, медицинской части, банно-прачечного комплекса, отряде имеют перепады высот, неровности, что препятствует доступу маломобильных групп граждан (л.д. 52-54).

Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая, что на момент рассмотрения дела Купин В.Ю. не обеспечен техническими средствами реабилитации, а именно креслом-коляской комнатной с ручным приводом, креслом-стулом с санитарным оснащением (без колес), суд находит требования прокурора о возложении обязанности на ФКУ ИК-2 обеспечить Купина В.Ю. указанными индивидуальными средствами реабилитации обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание установленные обстоятельства в части наличия перепадов высот, неровностей, а также пояснения Купина В.Ю., в том числе о том, что вход в здание отряда оборудован пандусом, который позволяет ему подъехать к входу в здание, представленные стороной ФИО2 фотографии, требования прокурора подлежат удовлетворению в части, на ФКУ ИК-2 необходимо возложить обязанность устранить существенные неровности, перепады высот, препятствующие доступу маломобильных групп населения к зданиям столовой, медицинской части, банно-прачечного комплекса, и их свободному перемещению на входе в здания и внутри зданий, а также внутри здания отряда , где содержится Купин В.Ю., оборудовать места большого перепада высот скатами, пандусами в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требований разумности, справедливости и выполнимости, суд устанавливает для ФКУ ИК-2 срок по исполнению обязанности обеспечить Купина В.Ю. индивидуальными средствами реабилитации – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а по обязанности устранить существенные неровности, перепады высот, оборудовать места большого перепада высот скатами, пандусами – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования Купина В.Ю. о возложении обязанности на ФКУ ИК-2 обеспечить оказание ему постоянной посторонней помощи (путем официального трудоустройства другого осужденного) удовлетворению не подлежат, поскольку данные требования не основаны на законе.

Что касается требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абз. 3 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Технические средства реабилитации относятся к числу мер социальной поддержки инвалидов, и направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья.

Длительное неисполнение обязанности по предоставлению технического средства реабилитации влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

Требуя компенсации морального вреда, Купин В.Ю. в своих объяснениях прокурору о нарушении прав (л.д. 11), а также в судебном заседании указывал на нарушение личных неимущественных прав истца как инвалида, в связи с длительным неустранением администрацией исправительного учреждения нарушений его прав, он был вынужден претерпевать неудобства.

Отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить нравственные и физические страдания. Необеспечение Купина В.Ю. техническими средствами реабилитации, необходимыми ему по состоянию здоровья, с учетом индивидуальных особенностей истца затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении Купину В.Ю. морального вреда.

Учитывая вышеизложенное, а также состояние здоровья истца, объем причиненных нравственных страданий, степень вины ФИО2, а также требования разумности и справедливости, суд полагает, что заявленные требования о компенсации морального вреда в размере 3 000 руб. подлежат удовлетворению.

В соответствии пунктами 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

С учетом приведенных положений, сумма компенсации морального вреда подлежит взысканию с ФИО3 за счет средств казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» (░░░░ 1027500586200 ░░░ 7508002402) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ 7620 123088) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░) (░░░░░░ ░░░░░░░: 47 ░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░: 40 ░░; ░░░░░░ ░░░░░░ 40 ░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: 25 ░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░: 40 ░░; ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░; ░░░ ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░): 1 ░░. ░░░░ 170 ░░, ░░░ 75 ░░. ░░░░░ ░░░░░: 100 ░░.;

- ░░░░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░) (░░░░░░ ░░░░░░░: 47 ░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░: 40 ░░; ░░░░░░ ░░░░░░░: 40 ░░): 1 ░░. ░░░░ 170 ░░, ░░░ 75, ░░. ░░░░░ ░░░░░: 100 ░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 25 ░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ , ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░ 1047797031479 ░░░ 7706562710) ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16.02.2024.

2-81/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Купин Василий Юрьевич
Читинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по Забайкальскому краю
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю
Другие
ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России
Суд
Карымский районный суд Забайкальский края
Судья
Базаржапова Алима Баторовна
Дело на сайте суда
karymsk.cht.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее