Решение по делу № 2-92/2021 от 05.04.2021

Дело № 2-92/2021

УИД 45RS0005-01-2021-000197-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Звериноголовское, Курганской области 07 июля 2021 года

Звериноголовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Старовойтовой Е.Ю.,

при секретаре Кривошеевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Звериноголовского района Курганской области к Ивановой Наталье Рафаиловне о взыскании суммы социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности,

УСТАНОВИЛ:

Администрации Звериноголовского района Курганской области обратилась в Звериноголовский районный суд с иском к Ивановой Наталье Рафаиловне о взыскании суммы социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

В обоснование заявленных требований указано, что 14.07.2014 года ответчик обратился в Администрацию Звериноголовского района с заявлением и пакетом документов о включении с составом семьи из 5 человек в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». На заседании жилищной комиссии по реализации указанной выше программы по Звериноголовскому району Иванова Н.Р. была включена в предварительный список по жилищному строительству (покупку) в рамках реализации программы на 2015 год. Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области ответчик в составе членов семьи из 5 человек, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения, была включена в сводный список молодых семей (молодых специалистов) - участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на 2015 год. Ответчику выдано свидетельство № 26 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, которым удостоверяется, что Иванова Н.Р. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территории Курганской области на 2014-2017 годы и на период 2020 года», в соответствии с условиями которой Ивановой Н.Р. предоставлена социальная выплата в размере 1 228 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 639 000 рублей, за счет средств областного бюджета - 589 000 рублей, на строительство индивидуального жилого дома в с. Круглое, Звериноголовского района, Курганской области. Ивановой Н.Р. нарушены условия программы, а именно подпункт 2 пункта 33, подпункт 2, подпункт 8 пункта 39 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утверждённого постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 года № 474, то есть отсутствуют документы, подтверждающие наличие у ФИО3 законченного высшего (среднего профессионального) образования, не представлена выписка из лицевого счета в кредитной организации, подтверждающая наличие собственных средств. Кроме того в нарушение пунктов 42,43 указанного выше Положения между Ивановой Н.Р., администрацией Звериноголовского района и МКДОУ детский сад «Светлячок» не был заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием на эти цели социальной выплаты. Ивановой Н.Р. было вручено уведомление (претензия) о возврате социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, на которое ответа не последовало. Считают, что согласно предоставленных документов, Иванова Н.Р. не имела право на социальную выплату, в связи с отсутствием документа о законченном высшем (среднем профессиональном) образовании.

На основании изложенного, с учетом измененного искового заявления, просят суд взыскать с Ивановой Натальи Рафаиловны выплаченную сумму на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 228 000 рублей в пользу Администрации Звериноголовского района Курганской области.

Представитель истца Администрации Звериноголовского района Курганской области в судебное заседание не явился, оповещен о слушании дела своевременно, надлежащим образом. На основании заявления просил рассмотреть дело в своё отсутствие, иск поддержал. Ранее принимавшая участие в рассмотрении дела, представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности от 19.04.2021года № 5, исковые требования поддержала, дала пояснения согласно искового заявления, дополнительно пояснив, что трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты с ответчиком не заключался, соответствующее предложение истцом в адрес ответчика, после получения социальной выплаты, не направлялось. Считала, что срок исковой давности истцом не пропущен, так как о нарушении своего права администрации района стало известно только после проверки выполнения взятых на себя обязательств получателями социальных выплат по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, проводимой Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области.

Ответчик Иванова Н.Р. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что в 2014 году узнав о существовании программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», она обратилась в Администрацию Звериноголовского района. Специалистами администрации района ей был предоставлен список документов для решения вопроса о предоставлении социальной выплаты, согласно которого ею были подготовлены документы. В качестве доказательства наличия собственных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства жилья, ею была предоставлена копия сберегательной книжки, содержащей информацию о наличии на счете в Сбербанке необходимой суммы. По результатам рассмотрения и проверки представленных документов, органом местного самоуправления было принято решение о включении ее в предварительный список получателей социальных выплат в рамках указанной выше программы, о чем было выдано соответствующее уведомление. 09.06.2015 года Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 1228 000 рублей. Указанная сумма была переведена на банковский счет Ивановой Н.Р., откуда и производились перечисления продавцам строительных материалов. Вся сумма субсидии была использована ею в соответствии с ее целевым назначением, т.е. на строительство жилого дома, право собственности на который в последующем было зарегистрировано за всеми членами семьи. С момента подачи заявления на включение в состав участников программы по улучшению жилищных условий и по настоящее время Иванова Н.Р. работает по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности, своего места работы и места жительства не меняла. Каких-либо недобросовестных действий, направленных на незаконное получение субсидии на строительство жилья она не совершала, напротив, выполняла все указания и рекомендации специалистов органа местного самоуправления. Считает, что отсутствие трехстороннего договора это упущение истца, а не ее недобросовестность. Кроме того просила суд применить последствия пропуска срока исковой давности, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Суд, в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 данного закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Типовое положение, согласно его пункту 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат (пункт 3 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «в», «г» названного пункта).

В судебном заседании установлено, что 14.07.2014 года Иванова Н.Р. обратилась в Администрацию Звериноголовского района с заявлением о включении её с составом семьи из 5 человек ( Иванова Н.Р., муж - ФИО5 1977 года рождения, сын –ФИО6 2003 года рождения, дочь - ФИО7 2005 года рождения, дочь - ФИО8 2012 года рождения) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «многодетная семья». В котором так же указала, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства индивидуального жилого дома по адресу: .... К указанному заявлению, согласно описи, было приложено: разрешение на строительство, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, локально-сметный расчет, копия трудовой книжки, справка с места работы, копия свидетельства о заключении брака, три копии свидетельств о рождении детей, две копии паспортов, копия сберегательной книжки, справка администрации сельсовета о составе семьи, постановление администрации Круглянского сельсовета о постановке на учет по улучшению жилищных условий.

Так же установлено, подтверждается показаниями свидетеля ФИО9, и не оспаривалось сторонами, что к указанному выше заявлению Ивановой Н.Р. был приложен диплом о профессиональной переподготовке в Курганском образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области» ПП-I № 571909 в период с 09.11.2009 года по 13.11.2010 года.

Иванова Н.Р. 1980 года рождения, в настоящее время зарегистрирована по адресу: Курганская область, <адрес>. На момент подачи заявления о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, (с 13.03.2009 года) была зарегистрирована по адресу: Курганская область, <адрес>, имела состав семьи: муж - ФИО5, сын – ФИО6, дочь-ФИО7, дочь-ФИО8, что подтверждается справкой, выданной администрацией МО Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области от 03.04.2014 года, копией паспорта Ивановой Н.Р.

Из материалов дела следует, что с <дата> ответчик Иванова Н.Р. состоит в трудовых отношениях с МКДОУ детский сад «... расположенного в <адрес>. ... района, принята в качестве воспитателя, с ней заключен трудовой договор на неопределенный срок. С <дата> МКДОУ детский сад «...» реорганизован в форме присоединения к МКДОУ детский сад «...». Иванова Н.Р. по настоящее время работает воспитателем в филиале МКДОУ детский сад «...»- детский сад «...». Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки ТК-II , копией трудового договора от <дата>, справкой филиала МКДОУ детский сад «...» от <дата>.

На момент подачи Ивановой Н.Р. заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, на её имя в Курганской обделении был открыт вклад «Универсальный» с остатком денежных средств по состоянию на 10.07.2014 года в сумме 800000рублей.

Постановлением Администрации Круглянского сельсовета Звериноголовского района Курганской области от 20.03.2014 года многодетная семья ФИО11 проживающая в <адрес>, ... района поставлена на учет по улучшению жилищных условий.

01.10.2014 года на заседании жилищной комиссии Управления развития сельских территорий Администрации Звериноголовского района по реализации указанной выше программы по Звериноголовскому району Иванова Н.Р. была включена в предварительный список по жилищному строительству (покупку) в рамках реализации программы на 2015 год.

06.10.2014 года, по результатам рассмотрения представленных документов, Администрацией Звериноголовского района в адрес Ивановой Н.Р. направлено уведомление о принятии решения о включении в предварительный список получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области«Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области Иванова Н.Р. была включена в список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» на 2015 год, как молодой специалист.

09.06.2015 года Ивановой Н.Р. Департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области выдано свидетельство № 26 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в размере 1 228 000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 639 000 руб., за счет средств областного бюджета - 589 000 руб. на строительство индивидуального жилого дома в <адрес>, Звериноголовского района, Курганской области.

На основании распоряжения Администрации Звериноголовского района Курганской области от 17.06.2015года № 198-р, в соответствии с государственной программой «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» распределена в 2015 году субсидия на финансирование мероприятий по обеспечению жильем граждан РФ молодых семей и молодых специалистов в Звериноголовском районе, в том числе Ивановой Н.Р. распределена в размере 1228 000 рублей.

Ивановой Н.Р. получена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1288 000 руб., что не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания и подтверждается письменными материалами дела.

В связи с неисполнением условий Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, приживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам Администрацией Звериноголовского района Курганской области 12.11.2020 года исх. № 1738 в адрес Ивановой Н.Р. направлена претензия о возврате в бюджет Звериноголовского района Курганской области социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1099 417 рублей.

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.

Согласно подп. "б" пункта 33 Типового положения, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (пункт "б" пункта 43 Типового положения).

Так же в силу абз.4 подп. 30 Типового положения орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 474 утверждена государственная Программа Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Определенные этой Программой условия и порядок предоставления в Курганской области молодым семьям (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты с ответчиком не заключался, соответствующее предложение истцом в адрес ответчика, после получения социальной выплаты, не направлялось.

Жилое помещение общей площадью 134,9 кв.м., по адресу: Курганская область, <адрес>, на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.04.2021 № КУВИ -002/2021-43067867 оформлено в обще долевую собственность ФИО5, Ивановой Н.Р., ФИО7, ФИО8, ФИО6 дата регистрации права 24.08.2020года.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии со ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Из приведенных выше положений нормативных актов следует, что обязанность по возврату социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности предусмотренной федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 возникает у члена молодой семьи (молодого специалиста) на основании трехстороннего договора, который Администрацией Звериноголовского района Курганской области с ответчиком не заключен.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Исходя из приведенных положений норм материального права, для возникновения обязательства (неосновательного обогащения) необходимо одновременное наличие трех условий: наличие обогащения, обогащение за счет другого лица и отсутствие правового основания для такого обогащения.

В соответствии с п. 21 Типового положения, органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки (п.22 Типового положения).

В связи с чем, именно на органе местного самоуправления лежала обязанность по проверке представленных ответчиком документов и соответствии их условиям программы, а так же заключение трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Иванова Н.Р. при получении социальной выплаты действовала добросовестно, данные, свидетельствующие о недобросовестности ответчика и совершении им противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств социальных выплат, предоставляемых гражданину в качестве меры социальной поддержки установлены не были, для оформления и получения выплаты Иванова Н.Р. предоставила достоверные сведения, которые у нее были запрошены, документы были ею предоставлены согласно списка, при обращении к истцу за разъяснениями, ей на обязанность предоставить диплом о законченном высшем (среднем профессиональном) образовании не указывалось, в подтверждении наличия собственных средств предоставлена копия банковского вклада.

Доказательств, обратного истец не представил. Требование об исключении Ивановой Н.Р. из списков получателей социальных выплат в рамках государственной программы Курганской области«Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» не заявлено.

Обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания для приобретения или сбережения имущества.

Между тем, основанием предоставления социальной выплаты явилось свидетельство № 26 от 09.06.2015 года о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с п. 12 Типового положения, которое недействительным или незаконным признано не было.

В ходе рассмотрения дела Ивановой Н.Р. было заявлено ходатайство о применении судом срока исковой давности.

В соответствии с п.1 ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу ст. 199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности (п.1). Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2).

В силу ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

К искам о взыскании неосновательного обогащения применяется общий трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

При применении общих правил исчисления срока исковой давности к заявленному в порядке главы 60 ГК РФ требованию истца о взыскании денежных средств, полученных ответчиком в качестве социальной выплаты, следует учитывать специфику соответствующих правоотношений, имеющих публично-правовую природу.

Из договора о банковском счете открытом Ивановой Н.Р. в ОАО «Сбербанк России» от 11.06.2015 года, а так же отчета о всех операциях по счету за период с 11.06.2015 года по 16.05.2016 года следует, что 22.06.2015 года на указанный счет была зачислена сумма денежных средств в размере 639000 рублей, 25.08.2015 года была зачислена сумма денежных средств в размере 325000 рублей, 07.04.2019 года была зачислена сумма денежных средств в размере 264000 рублей, наименование операций - зачисление жилищной субсидии на счет распорядителя счета.

В свидетельстве № 26 от 09.06.2015 года о предоставлении Ивановой Н.Р. социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в размере 1 228 000 рублей, имеется отметка об оплате денежных средств 07.04.2016 года.

Следовательно, трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения в виде социальной выплаты на строительства жилья в сельской местности начал течь с 08.04.2016 года, и истек 08.04.2019 года.

Истец обратился с претензией к Ивановой Н.Р. о возврате социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1099417 рублей, 12.11.2020 года, после истечения трехлетнего срока.

05.04.2021 года истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, уже за пределами срока исковой давности.

Доводы истца о том, что ему стало известно о нарушении своего права только при проверке выполнения взятых на себя обязательств получателями социальных выплат по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, проводимой Департаментом агропромышленного комплекса Курганской области, не могут быть приняты во внимание судом.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации Звериноголовского района Курганской области к Ивановой Наталье Рафаиловне о взыскании суммы социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности не подлежат удовлетворению ввиду пропуска срока исковой давности.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации Звериноголовского района Курганской области к Ивановой Наталье Рафаиловне о взыскании суммы социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности отказать.

Мотивированное решение изготовлено 12.07.2021 года.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Звериноголовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Старовойтова Е.Ю.

2-92/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Звериноголовского района
Ответчики
Иванова Наталья Рафаиловна
Суд
Звериноголовский районный суд Курганской области
Судья
Старовойтова Е.Ю.
Дело на сайте суда
zverinogolovsky.krg.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
07.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2021Подготовка дела (собеседование)
26.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.05.2021Предварительное судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
07.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее