Решение по делу № 2а-5657/2021 от 05.10.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2021 года г. Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шакировой Г.Р., при секретаре Шангуровой К.А.

с участием представителя административного истца Давлетьярова Ф.А.

представителя административного ответчика ТИК Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан Фахрутдиновой Г.Р.

помощника прокурора Октябрьского района г.УфыГайсиной Г.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к участковым избирательным комиссиям избирательных участков №, , территориальной избирательной комиссии Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании итогов голосования,

установил:

Избирательное объединение Башкирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с указанным административным иском.

В обоснование требований административный истец ссылается на следующие нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями на выборах депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва 17-19 сентября 2021 года:

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов;

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов;

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов; фальсификация выборов.

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов; нарушение целостности пломб урны для голосования, нарушение процедуры подсчета голосов.

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов.

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов; отказ в регистрации жалобы.

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов;

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов; отказ в регистрации жалобы и в ознакомлении с реестром заявлений надомного голосования; вмешательство в выборы через сотрудников полиции;

- в помещении комиссии , 216, 217, 218: воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов;

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; неознакомление со списком избирателей; запрет на передвижение по помещению избирательной комиссии; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам внесенным в протокол; допущены нарушения работы с сейф-пакетами, по мнению, административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов; отказ в регистрации жалобы;

- в помещениях комиссии , 220, 261: нарушение установленного порядка подсчета голосов;

- в помещении комиссии , 3485, 277, 228: нарушения требований установки видеокамер и урн для голосования;

- в помещении комиссии , 242, 262: нарушение установленного порядка подсчета голосов;

- в помещении комиссии : нарушение целостности индикаторной ленты сейф-пакета и нарушение процедуры перемещения бюллетеней из сейф-пакетов;

- в помещении комиссии : нарушения упаковки сейф-пакетов; по мнению административного истца, возможно производилась подмена сейф-пакетов; нарушение процедуры подсчета голосов; отказ в регистрации жалоб; ограничение в фото-, видеосъемке; отказ в ознакомлении с книгами избирателей; несоответствие явки;

- в помещении комиссии : воспрепятствование допуску наблюдателей; фальсификация строки 8 итогового протокола; ограничение прав члена избирательной комиссии; нарушение процедуры опечатывания сейф-пакетов;

- в помещении комиссии : фальсификация строки 8 итогового протокола; ограничение прав члена избирательной комиссии; нарушения процедуры опечатывания сейф-пакетов;

- в помещении комиссии : нарушение процедуры подсчета голосов; ограничение в перемещении при голосовании; отказ члену участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса на ознакомление со списком избирателей; нарушение целостности индикаторной ленты на сейф-пакете;

- в помещении комиссии : ограничение в перемещении при голосовании; ограничение в фото-, видеосъемке; нарушение процедуры упаковки сейф-пакетов; нарушение процедуры подсчета голосов;

- в помещении комиссии : ограничение в фото-, видеосъемке; несоответствие числа лиц, проголосовавших в помещении комиссии, цифрам, внесенным в протокол; нарушение процедуры подсчета голосов.

Уточнив требования, административный истец просит признать незаконными и отменить решения об итогах голосования участковых избирательных комиссий №, <адрес> Республики Башкортостан; обязать участковые избирательные комиссии №, Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан в присутствии лиц, зарегистрированных в списке, присутствовавших на участке на момент времени 20ч.00м. 19 сентября 2021 года, провести повторный пересчет итогов голосования по выборам в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан; обязать Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района г. Уфы внести изменения в протокол о результатах выборов и сводную таблицу об итогах голосования по избирательным округам , Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по выборам в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан; обязать Избирательную комиссию городского округа город Уфа РБ признать итоги голосования на выборах депутатов Совета городского округа город Уфы Республики Башкортостан пятого созыва по избирательным округам , Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан недействительными; обязать Избирательную комиссию городского округа город Уфа РБ составить новый протокол о результатах выборов депутатов Совета городского округа город Уфы Республики Башкортостан пятого созыва по избирательным округам , Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с отметкой «Повторный».

В обоснование уточненных требований административный истец ссылается на то, что 19 сентября 2021 года состоялись не только выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, но и выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва, при проведении которых допущено искажение действительной воли избирателей.

Представитель административного истца Башкирского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Давлетьяров Ф.А. требования административного иска с учетом уточнения поддержал.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан Фахрутдинова Г.Р. против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных объяснениях на административное исковое заявление, ссылаясь на то, что имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности не дают оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей и могли повлиять на итоги голосования.

Участковые избирательные комиссии №, 208 извещены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, направили в суд заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, сославшись на несогласие с административным исковым заявлением и просьбой оботказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к следующему.

Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года №1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 20002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).

Кодекс Республики Башкортостан о выборах от 06 декабря 2006 года №380-з устанавливает правовые гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации на территории Республики Башкортостан.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 июня 2021 № 83/14 назначены выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва на 19 сентября 2021. Выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва проходили по единому городскому избирательному округу и восемнадцати одномандатным избирательным округам.

    Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 9 /21 от 30.06.2021 полномочий окружных избирательных комиссий при проведении выборов депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва О возложены на Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии от 18 июня 2021 года № 11/87-8, в целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проведение голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, производится в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

На территории городского округа города Уфа Республики Башкортостан в период с 17 по 19 сентября 2021 проводились выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, совмещенные с проведением муниципальных выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва.

Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 апреля 2016 года № 61/3 утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан сроком на десять лет согласно приложению к решению.

Протоколами № 1 участковых избирательных комиссий №, установлены итоги голосования на выборах депутатов Совета городского округа Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатным избирательным округам.

Протоколами участковых избирательных комиссий №, установлены итоги голосования на выборах депутатов Совета городского округа Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по единому избирательному округу.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 сентября 2021 утверждены результаты выборов депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по единому избирательному округу, данным решением выборы были признаны состоявшимися и действительными.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 сентября 2021 утверждены результаты выборов депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатным избирательным округам, данным решением выборы были признаны состоявшимися и действительными.

Согласно части 1 статьи 68 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Закона № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» протокол об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, референдума, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;д) строки протокола в следующей последовательности: строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией; строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии);строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования; строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных бюллетеней; строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 10: число недействительных бюллетеней; строка 11: число действительных бюллетеней; строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.

Итоги голосования по избирательным участкам Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан оформлены протоколами об итогах голосования с необходимыми реквизитами. Указанные протоколы подписаны председателями УИК, их заместителями, секретарями и членами комиссии, что полностью соответствует требованиям законодательства. Доказательств искажения данных протоколов о волеизъявлении избирателей не представлено.

Как следует из протокола №2 по единому избирательному округу от 20 сентября 2021 об итогах голосования при проведении выборов депутатов Совета городского округа Уфа Республики Башкортостан пятого созыва число голосов избирателей, поданных за политическую партию «Коммунистическая партия Российской Федерации»: на УИК составило 92 голосов (16.79%); на УИК 208 составило 133 (13.90%);на УИК 210 составило 205 (14.80%); на УИК 211 составило 277 (34.24%); на УИК 212 составило 187 (14.84%); на УИК 213 составило 207 (31.60%); на УИК 214 составило 197 (15.43%); на УИК 216 составило 190 (15.19%); на УИК 217 составило 136 (16.46%); на УИК 218 составило 212 (15.20%); на УИК 219 составило 191 (15.53%);на УИК 220 составило 167 (17.77%); на УИК 223 составило 276
(18.92%); на УИК 228 составило 347 (17.91%); на УИК 229 составило 297 (17.80%); на УИК 241 составило 183 (15.01%); на УИК 242 составило 211 (13.41%); на УИК 243 составило 206 (14.93%); на УИК 252 составило 163 (11.04%); на УИК 258 составило 174 (9.47%); на УИК 261 составило 142 (9.63%); на УИК 262 составило 146 (9.36%); на УИК 263 составило 184 (8.95%); на УИК 266 составило 298 (35.69%); на УИК 273 составило 194 (15.47%); на УИК 277 составило 146 (10.53% %); на УИК 3485 составило 211
(9.28%).

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения данного федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Пунктом 1.1 статьи 77 указанного федерального закона закреплено, что после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Пунктом 2 статьи 77 этого же федерального закона предусмотрены обстоятельства, в случае установления судом соответствующего уровня одного из которых данный суд может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, при этом, исходя из подпункта "е" пункта 2 указанной статьи, перечень таких обстоятельств не является исчерпывающим, поскольку судом могут быть установлены иные, кроме предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 2 указанной статьи, нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

На основании пункта 4 статьи 77 названного выше федерального закона суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения данного федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

Сам по себе факт подачи административным истцом и другими лицами жалоб на имеющиеся, по их мнению, нарушения на конкретных участках, не свидетельствуют о безусловности наличия таких нарушений и об их влиянии на искажение данных о действительном волеизъявлении избирателей.

В судебное заседание административным истцом не представлены доказательства нарушения установленного порядка подсчета голосов (без оглашения и демонстрации отметок, без внесения в увеличенную форму протокола), а равно таких нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Довод административного истца о нарушении требований установки видеокамер и урн для голосования суд признает несостоятельным в связи со следующим.

Как следует из Постановления ЦИК России от 14 июля 2021г. № 20/169-8 «О видеонаблюдении при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» представитель технического оператора устанавливает средства видеонаблюдения в соответствии с указанной в пункте 2.3 Порядка схемой размещения средств видеонаблюдения. При этом камеры видеонаблюдения устанавливаются на высоте, обеспечивающей отсутствие помех для видеонаблюдения.

Представителем технического оператора проводится настройка средств видеонаблюдения, проверка их работоспособности в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями Порядка.

Доказательств, из которых бы следовало, что со стороны участковых избирательных комиссий оказывалось воздействие (либо они устанавливали средства видеонаблюдения), при котором нарушалось функционирование средств видеонаблюдения, суду не представлено.

Судом проверен и не нашел своего подтверждения довод о фальсификации выборов, фальсификации строки 8 итогового протокола.

Суд полагает, что в указанной части требования административного истца основаны на предположении, что имело место воспрепятствование осуществлению избирательных прав. Статьями 141, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования.

Статьями 5.1, 5.3 - 5.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за административные правонарушения в сфере избирательного законодательства.

Сведений о возбуждения соответствующих дел о нарушениях избирательного законодательства, на которые ссылается сторона административного истца, в материалы дела не представлено.

Суды, находясь в системе органов государственной власти, не вправе подменять собою соответствующие органы, в том числе расследующие уголовные дела, дела об административных правонарушениях.

Достоверных и достаточных доказательств чинения препятствий со стороны членов участковой избирательной комиссии при осуществлении процедуры подсчета голосов избирателей в материалы дела не представлено.

Не подтверждён какими-либо доказательствами довод административного истца о нарушениях порядка использования сейф-пакета, искажения результатов подсчета.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01 июля 2021 г. № 13/103-8В утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд (далее – Положение) применяется при проведении на территории Российской Федерации голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), назначенных на 19 сентября 2021 года, в соответствии со статьей 631 Федеральный закон № 67-ФЗ, статьей 801 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно п. 3.4 данного Постановления сейф-пакет представляет собой средство (непрозрачный пакет из полиэтилена), предназначенное (предназначенный) для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее (имеющий) индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия. Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия (демонтажа) ленты, не позволяющих использовать ленту повторно.

Пунктом 3.9. Постановления предусмотрено, что гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете (на индикаторной ленте) индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (в случае их присутствия и проставления ими подписей); целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта.

Согласно пункта 3.13 Постановления хранение в участковых избирательных комиссиях избирательных бюллетеней, стационарных ящиков для голосования и сейф-пакетов, содержащих избирательные бюллетени, осуществляется в охраняемых помещениях.

Как следует из пункта 4.3 Постановления вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), указанная в пункте 3.10 Положения, а также установление факта идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте.

Таким образом, указанное Постановление ЦИК РФ предусматривает множественные способы обеспечения сохранности сейф-пакетов и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней.

Ссылаясь на данное нарушение, административный истец их не подтверждает и не указывает, каким образом приведенные в административном иске обстоятельства привели к невозможности установления действительной воли избирателей.

Суд считает не подтверждённым довод административного истца о приостановлении и прекращении процедуры подсчета избирательных бюллетеней. Довод о несоблюдении строгой непрерывности процесса подсчета голосов и подведения итогов, перерыв между подсчетом голосов также судом не установлен.

Суд учитывает, что ввиду одновременного проведения выборов различного уровня не исключена возможность в паузах при работе комиссии, которые могли быть как следствием работы участковых избирательных комиссий с большим количеством документов, так и фактором выполнения мероприятий попрофилактических мероприятий по обработке помещения.

Довод об отказе членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса в регистрации жалобы сам по себе не свидетельствуют о безусловности нарушения и не связывает с непосредственным искажением результатов волеизъявлении избирателей.

Факт уклонения от рассмотрения обращения по существу не доказан.

Суд критически относится к доводу о несоответствии явки реальному числу избирателей, принявших участие в голосовании в помещении участковой избирательной комиссии.

Со стороны административного истца суду не представлен порядок ведения самостоятельного подсчета, не представлены сведения о применении средств и методов такого подсчета. В связи с чем, заявленная форма учета явки избирателей находится за пределами допустимых средств доказывания.

Довод административного истца об ограничении в праве на ведение фото-, видеосъемки, об ограничении и запрете передвижения по помещению избирательной комиссии не свидетельствует об искажении результатов волеизъявлении избирателей.

В соответствии с Постановлениями ЦИК России от 8 августа 2018 года N174/1414-7 «О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации», от 3 октября 2012 года № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования» наблюдатель производит фото - и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий: проведение фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии; обязательное предварительное уведомление о проведении фото - и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Осуществление видеосъемки выполняется со специально отведенного места, определенного соответствующим решением участковой избирательной комиссии «О схеме размещения технологического оборудования и определения мест для участников избирательного процесса в помещении для голосования».

Суду не представлено доказательств выполнения названных мероприятий лицами, чьи права в праве ведения фото- и видеосъёмки, по мнению административного истца, были необоснованно ограничены.

Суд не находит подтверждённым довод об отказе членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям в ознакомлении со списком избирателей.

Административный истец наделен правом оспаривать лишь те действия (бездействия) избирательной комиссии, которые затрагивают и нарушают его права. По обстоятельствам доводов тех жалоб, на которые ссылается административный истец, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов БРОПП «КП РФ» суду не представлено.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).

Административный истец не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что нарушения, на которые ссылался административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей.

Суд не находит обоснованным довод о воспрепятствовании допуску наблюдателей. Как следует из материалов дела 15 сентября 2021 в Территориальную избирательную комиссию Октябрьского района города Уфы РБ поступил список наблюдателей, назначенных Башкирским Республиканским Отделением Политической Партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Из списка лиц, присутствовавших в помещении для голосования в названных участковых избирательных комиссиях, следует, что Башкирским Республиканским Отделением Политической Партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обеспечено присутствие членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей помещениях комиссий. Довод о нарушении гласности и открытости не подтверждён, а равно о чинении препятствий в праве на допуск в помещение комиссии – не обоснован.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что несогласие административного истца с решениями избирательных комиссий об итогах и результатах выборов связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования и результатами выборов, что само по себе не является основанием для отмены указанных актов.

Согласно абзацу 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.

Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылаются административные истцы, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.

Таким образом, нарушений избирательного законодательства, которые бы носили существенный характер и влияли на результаты выборов, обстоятельств, которые бы не позволяли выявить действительную волю избирателей, по делу не установлено, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемых решений суд не усматривает, в связи с чем в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении требований Башкирского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Территориальной избирательной комиссии Орктябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, участковым избирательным комиссиям№, о признании незаконными и отмене решения об итогах голосования участковых избирательных комиссий №, Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан,обязании участковых избирательных комиссий №, Октябрьского района г.УфыРеспублики Башкортостан в присутствии лиц, зарегистрированных в списке, присутствовавших на участке на момент времени 20ч.00м. 19 сентября 2021 года, провести повторный пересчет итогов голосования по выборам в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан,обязании Территориальной избирательной комиссии Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан внести изменения в протокол о результатах выборов и сводную таблицу об итогах голосования по избирательным округам , Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по выборам в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан,обязании Избирательной комиссии городскогоокруга город Уфа Республики Башкортостан признать итоги голосования на выборах депутатов Совета городского округа город Уфы Республики Башкортостан пятого созыва по избирательным округам , Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан недействительными,обязании Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостансоставить новый протокол о результатах выборов депутатов Совета городского округа город Уфы Республики Башкортостан пятого созыва по избирательным округам , Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с отметкой «Повторный».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 5 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда составлено 07 декабря 2021 года.

Судья Шакирова Г.Р.

2а-5657/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
Ответчики
Участковая избирательная комиссия №215
Участковая избирательная комиссия №218
Участковая избирательная комиссия № 228
Участковая избирательная комиссия №212
Участковая избирательная комиссия №214
Участковая избирательная комиссия №243
Участковая избирательная комиссия №261
Участковая избирательная комиссия №223
Участковая избирательная комиссия №217
Участковая избирательная комиссия №241
Участковая избирательная комиссия №273
Участковая избирательная комиссия №211
Участковая избирательная комиссия №213
Участковая избирательная комиссия №209
Участковая избирательная комиссия №262
Участковая избирательная комиссия №216
Участковая избирательная комиссия №210
Участковая избирательная комиссия №219
Участковая избирательная комиссия №3485
Участковая избирательная комиссия №207
Участковая избирательная комиссия №242
Участковая избирательная комиссия №277
Участковая избирательная комиссия №266
Участковая избирательная комиссия №208
Участковая избирательная комиссия №220
Участковая избирательная комиссия №229
Участковая избирательная комиссия №258
Участковая избирательная комиссия №263
Участковая избирательная комиссия №252
Территориальная избирательная комиссия Октябрьского района г. Уфы
Избирательная комиссия городского округа город Уфа РБ
Другие
Центральная избирательная комиссия РБ
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Судья
Шакирова Гульназ Рафаэлевна
Дело на странице суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
05.10.2021Регистрация административного искового заявления
05.10.2021Передача материалов судье
05.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2021Судебное заседание
22.11.2021Судебное заседание
26.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Судебное заседание
07.12.2021Судебное заседание
07.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее