Решение по делу № 33-4973/2024 от 10.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

дело 91RS0004-01-2023-002728-16         № 2-350/2024                            № 33-4973/2024 Председательствующий    судья первой инстанции             Реммер М.А.

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июня 2024 года                                                              гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Сафонцевой Ю.А.,

судей – Бойко З.А., Заболотной Н.Н.,

    при секретаре – Руденко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Мавринской Лилии Михайловны к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: администрация <адрес> Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», Мавринский Константин Владимирович, несовершеннолетние Мавринский Александр Константинович, Мавринский Назар Константинович, в лице законного представителя Мавринского Константина Владимировича о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении услуги, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

    УСТАНОВИЛА:

В ноябре 2023 года Мавринская Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым, в котором просила признать незаконным и отменить решение Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым об отказе в предоставлении услуги, оформленное уведомлением .22.1-6-4125 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика устранить нарушение прав путем повторного рассмотрения заявления Мавринской Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ № Z22_2023-09-28_1806 о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в Республики Крым.

Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий на сумму 968 274 рублей. ДД.ММ.ГГГГ Мавринская Л.М. и члены её семьи по договору купли-продажи приобрели в собственность в равных долях жилое помещение – комнату по адресу: Республика Крым, <адрес>, комната 424. Сделка зарегистрирована в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

ДД.ММ.ГГГГ Мавринская Л.М. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, в чем уведомлением .22.1-6-4125 от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. В обоснование отказа ответчик ссылается на пп. 8 п. 33 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием права на получение дополнительной меры социальной поддержки, поскольку истцом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобретена комната. Мавринская Л.М. считает указанное решение незаконным, поскольку семья истца получила право на дополнительную меру социальной поддержки предусмотренную Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ PK/2019 и ей выдан сертификат, подтверждающий право на получение дополнительной меры социальной поддержки, соответственно ответчик обязан был направить средства данной социальной поддержки на выплату за приобретенное ею жилое помещение.

Определением судьи Алуштинского городского суда Республик Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация <адрес> Республики Крым (л.д. 64).

Протокольным определением Алуштинского городского суда Республик Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Государственное казённое учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» (л.д. 103).

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Мавринской Л.М. удовлетворены.

Суд признал незаконным и отменил уведомление Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым .22.1-6-4125 от ДД.ММ.ГГГГ.

На Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мавринской Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым.

Не согласившись с таким решением суда, Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым в лице начальника Цыкал А.М. подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Мавринский Константин Владимирович, несовершеннолетние Мавринский Александр Константинович, Мавринский Назар Константинович, в лице законного представителя Мавринского Константина Владимировича.

При рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции представитель истца Вербицкий И.Н., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить последние. Дополнительно пояснил, что на основании договора купли-продажи истцом и членами её семьи в собственность в равных долях приобретено жилое помещение – комната по адресу: Республика Крым, <адрес>, комната 424, общей площадью 12,8 кв.м., право собственности истца и членов её семьи на жилое помещение в равных долях зарегистрировано в ЕГРН. Приобретенное истцом и членами её семьи жилое помещение с целью улучшения жилищных условий соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым отсутствовали основания для отказа в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющих детей.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым – Фисенко В.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, указывая на их необоснованность, пояснил, что в соответствии с положениями пп. 1 п. 2 Постановления Совета министров Республики от 16 октября 2020 года № 659 «Об утверждении порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право на которое возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республики Крым» истец и члены её семьи могли приобрести жилое помещение лишь в виде квартиры или индивидуального жилого дома, перечень приобретаемого жилого помещения указанный в порядке является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит, приобретение по договору купли-продажи комнаты противоречит упомянутому порядку. Кроме того, обратил внимание, что комната приобретенная истцом и членами её семьи имеет площадь 12,8 кв.м., что также не соответствует нормам площади приобретаемых жилых помещений, для улучшения жилищных условий, при этом не отрицал, что не соответствие площади приобретаемого жилого помещения не являлось основанием для отказа в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющих детей.

Ответчик Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым и третье лицо Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

В адрес судебной коллегии поступили ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.

Иные лица участвующие в деле: администрация <адрес> Республики Крым; Мавринский К.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мавринского А.К. и Мавринского Н.К. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, а именно почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток, о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.

Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к нижеследующему.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 мая 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права.

Отменяя решение суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям и разрешая настоящий спор по существу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 14 августа 2019 года был принят Закон Республики Крым № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», действие которого приостановлено до 1 января 2030 года Законом Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 установлена дополнительная мера социальной поддержки, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым. Именным документом, подтверждающим право на дополнительную меру социальной поддержки, является сертификат на единовременную выплату. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств бюджета Республики Крым.

Статьями 3, 4 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 установлено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Право на дополнительную меру социальной поддержки у лиц, указанных в абзаце 1 настоящей части, возникает однократно.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и порядок выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Советом министров Республики Крым.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» средства единовременной выплаты направляются на погашение обязательств, возникших в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи жилого помещения, договором долевого участия в строительстве или договором ипотечного кредита, при этом, если сумма единовременной выплаты превышает размер основного долга, она может быть направлена на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом.

Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата.

Правила подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами единовременной выплаты, устанавливаются Советом министров Республики Крым.

Решение о рассмотрении заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым.

Основаниями для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты являются:

- 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;

- 2) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;

- 3) гражданин утратил право на получение дополнительной меры социальной поддержки.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Мавринская Л.М., с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Мавринским К.В., в браке родились дети: Мавринский Александр Константинович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Мавринский Назар Константинович ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19, 20, 22).

На основании решения Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Мавринской Л.М. выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республики Крым в размере 968 274 рублей, удостоверяющий право истца на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК (л.д. 76).

ДД.ММ.ГГГГ за счет средств жилищного сертификата Мавринская Л.М., действующая от своего имени, а также от имени Мавринского К.В., как законный представитель в интересах своих несовершеннолетних детей: Мавринского А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мавринского Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в общую долевую собственность (по ? доли каждому) по договору купли-продажи за счет средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий приобрели комнату, общей площадью 12,8 кв.м. по адресу: Республика Крым, <адрес>, комната 424 (л.д. 77-78).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости общая площадь приобретенной комнаты составляет 12,8 кв. м (л.д. 79).

ДД.ММ.ГГГГ Мавринская Л.М. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республики Крым, с приложением копии сертификата, договора купли-продажи, выписки из ЕГРН (л.д. 73-74).

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым Мавринской Л.М. отказано в распоряжении средствами по жилищному сертификату по причине отсутствия права на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в соответствии с пп. 8 п. 33 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки (по договору купли-продажи приобретена комната, что не соответствует основным понятиям, предусмотренным пп. 1 п. 2 Порядка) (л.д. 72).

Уведомлением к решению об отказе в предоставлении государственной услуги .22.1-6-4125 от ДД.ММ.ГГГГ Мавринская Л.М. поставлена в известность, что в связи с приобретением по договору купли-продажи комнаты, что не соответствует основным понятиям, предусмотренным пп. 1 п. 2 Порядка, в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий ей отказано (л.д. 70а).

Отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым в распоряжении средствами единовременной выплаты на улучшение жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, не основан на законе.

Дополнительная мера социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республики Крым установлена Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (действующим на момент обращения Мавринской Л.М. с заявлением о выдаче сертификата и выдаче последнего).

Законом Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» приостановлено до 1 января 2030 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Согласно ст. 2 Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020 порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.

Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 659 (далее Порядок).

В силу п. 1 Порядка, последний разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым № 631-ЗРК/2019) до дня вступления в силу Закона Республики Крым «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 (далее - Закон Республики Крым N 116-ЗРК/2020).

Настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020.

В силу п. 16 Порядка граждане, заключившие договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты) в срок до 10 ноября 2020 года.

В случае необращения до 10 ноября 2020 года с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в орган труда и социальной защиты населения дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, с учетом требований, предусмотренных пунктами 20 - 38 настоящего Порядка (п. 18 Порядка).

В целях распоряжения средствами единовременной выплаты лицо, получившее уведомление, в срок до 1 октября соответствующего года подает в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (п. 26 Порядка).

К заявлению о распоряжении средствами единовременной выплаты прилагаются следующие документы: 1) сертификат (дубликат сертификата); 2) договор купли-продажи жилого помещения, договор участия в долевом строительстве или договор ипотечного кредита, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке; 3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости; 4) документы, содержащие сведения о совместно проживающих и зарегистрированных с заявителем членах его семьи, а также подтверждающие степень родства или свойства по отношению к заявителю и место постоянного проживания таких членов семьи заявителя; 5) документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления представителем; 6) документ, содержащий сведения о внесенной сумме в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве или договора ипотечного кредита и о размере остатка основного долга заявителя по таким договорам на дату подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; 7) сведения о банковском счете юридического лица, осуществляющего отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения, либо физического лица, осуществляющего отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации (в том числе кредитной), предоставившей денежные средства по договору ипотечного кредита; 8) сведения о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи (за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты); 9) справка с места учебы для лиц в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (для включения в состав семьи при определении среднедушевого совокупного дохода семьи).

В силу п. 28 Порядка заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты регистрируется в органе труда и социальной защиты населения в день его поступления, о чем заявителю выдается расписка-уведомление.

В силу п. п. 31 - 33 Порядка, решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.

О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.

Решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях: 1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты; 2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах; 3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат; 4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства; 5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния; 6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки; 7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году; 8) отсутствие права на получение дополнительной меры социальной поддержки (пп. 8 введен Постановлением Совета министров Республики Крым от 10 апреля 2023 года № 271).

Указанные основания для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.

Жилое помещение, приобретенное с использованием средств единовременной выплаты, оформляется в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в равных долях (п. 35 Порядка).

Приобретаемое с использованием средств единовременной выплаты жилое помещение должно находиться на территории Республики Крым, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (пункт 36 Порядка).

Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ за счет средств жилищного сертификата Мавринская Л.М., действующая от своего имени, а также от имени Мавринского К.В., как законный представитель в интересах своих несовершеннолетних детей: Мавринского А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Мавринского Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в общую долевую собственность (по ? доли каждому) по договору купли-продажи за счет средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий приобрели комнату, общей площадью 12,8 кв.м. по адресу: Республика Крым, <адрес>, комната 424 (л.д. 77-78).

Из пункта 4 договора купли-продажи комнаты от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стороны оценивают указанную комнату в 968 274 рублей.

Пунктом 6 договора купли-продажи комнаты от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что денежные средства в размере 968 274 рублей в счет оплаты стоимости указанной комнаты производится за счет средств бюджета Республики Крым в виде социальной выплаты по сертификату на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым , выданного на имя Мавринской Л.М. ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Крым на основании решения о выдаче сертификата от ДД.ММ.ГГГГ.

Денежные средства в размере 968 274 рублей будут уплачены в сроки, установленные Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, за счет социальной выплаты в безналичном порядке.

По соглашению сторон, сумма в размере 968 274 рублей в счет оплаты стоимости комнаты будет перечислена на открытый счет Коваль К.А.

Из содержания пункта 7 договора купли-продажи комнаты от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ввиду того, что расчет между сторонами не произведен, согласно п. 5 ст. 488 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждаемое имущество будет находится в залоге у Коваль К.А., Коваль К.В. и Коваль А.В.

Право собственности истца и членов её семьи Мавринского А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мавринского Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мавринского К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости по ? доли за каждым на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, имеет ограничения – ипотеку в силу закона, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ до полного исполнения обязательств по договору купли-продажи комнаты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79-81, 83-85, 87-89, 91-93).

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, жилое помещение с кадастровым номером расположено по адресу: Республика Крым, <адрес>, общей площадью - 12,8 кв.м., назначение – жилое помещение, наименование – комната, вид разрешенного использования – жилое (л.д. 79).

На запрос суда апелляционной инстанции из Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» филиал ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> представлена информация от ДД.ММ.ГГГГ из содержания которой следует, что в инвентарном деле по адресу: Республика Крым, <адрес>, отсутствует технический паспорт, технической план. Представлен оценочный акт на строение лит. А, кварт. 91 <адрес>, общежитие, год постройки 1975, число основных этажей пять; поэтажный план 4 этажа (на котором расположена комната 424); экспликация помещений 4 этажа в <адрес>, в <адрес>: коридор - 34,5 кв.м., жилая – 17,4 кв.м., жилая – 12,8 кв.м., жилая – 12,8 кв.м., жилая – 13,0 кв.м., жилая – 16,7 кв.м., жилая -12,7, жилая (комната 424) – 12,8 кв.м., кухня – 12,8 кв.м., шкаф – 0,5 кв.м., умывальник – 5,5 кв.м., туалет – 4.9 кв.м., душевая – 1,4 кв.м., душевая – 1,6 кв.м., бытовая – 10,4 кв.м., балкон 0,9 кв.м., итого по 23 секции, общей площадью - 169,3 кв.м., из которых жилая площадь - 98,2 кв.м., подсобная площадь – 71,1 кв.м.

Уведомлением № 02.22.1-6-4125 от 6 октября 2023 года Управления труда и социальной защиты населения администрации города Алушта Республики Крым, рассмотрев заявление Мавринской Л.М. от 28 сентября 2023 года № Z22_2023-09-28_1806 о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в Республики Крым, приняло решение отказать в предоставлении услуги в соответствии с пп. 8 п. 33 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам, которым в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Решение об отказе принято в связи с отсутствием права на получении дополнительной меры социальной поддержке.

Так, согласно договора купли-продажи от 21 сентября 2023 года Мавринской Л.М. приобретена комната, что не соответствует основным понятиям предусмотренным пп. 1 п. 2 Порядка (л.д. 70а, 73-74,).

Из содержания пп. 1 п. 2 Постановления Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» в том числе следует, что дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий (далее - дополнительная мера социальной поддержки) путем: приобретения в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи у физических лиц или юридических лиц жилого помещения (квартиры, индивидуального жилого дома), находящегося на территории Республики Крым, пригодного для проживания и отвечающего установленным требованиям.

Жилищным кодексом Российской Федерации в частях 1, 2 статьи 15 определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определены виды жилых помещений.

К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Таким образом, приобретение Мавринской Л.М. комнаты, как жилого помещения, с целью улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым не противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, положениям пп. 1 п. 2 Порядка.

Кроме того, каких-либо сведений о том, что жилое помещение (комната), приобретенная Мавринской Л.М. не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям в соответствии с пунктом 36 Порядка материалы дела не содержат.

Обжалуемое решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, по таким основаниям, как приобретение по договору купли-продажи комнаты, нельзя признать законным и обоснованным, такие основания также не поименованы и в пункте 33 Порядка, в связи с чем, заявленные Мавринской Л.М. требования основаны на законе.

Довод приведенный представителем третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что приобретая комнату площадью 12,8 кв.м. семья Мавринских не улучшила жилищные условия, поскольку под улучшением жилищных условий понимается увеличение жилой площади, при этом установленная нормами Жилищного кодекса Российской Федерации норма жилого помещения превышает площадь помещения приобретаемого Мавринскими признается судебной коллегией не состоятельным и отклоняется, ввиду того, что такие основания не были указаны в качестве причины отказа в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки.

Учитывая вышеизложенное, в связи с переходом судебной коллегии к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ, исходя из положений ст. 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Мавринской Л.М. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Мавринской Лилии Михайловны к Управлению труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении услуги, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным и отменить уведомление .22.1-6-4125 от ДД.ММ.ГГГГ Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым.

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым повторно рассмотреть заявление Мавринской Лилии Михайловны от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течении трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                                       Ю.А. Сафонцева

    Судьи:                                                                               З.А. Бойко

                                                                                               Н.Н. Заболотная

33-4973/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мавринская Лилия Михайловна
Ответчики
Управление труда и социальной защиты населения Администрации г. Алушты РК
Другие
Министерство труда и социальной защиты РК
ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в РК
Вербицкий Игорь Николаевич
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.04.2024Передача дела судье
22.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
05.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Передано в экспедицию
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее