Решение по делу № 8Г-14237/2023 [88-15076/2023] от 19.06.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15076/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                15 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой Е.Н.

судей Папушиной Н.Ю., Долматовой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи гражданское дело УИД38RS0032-01-2022-003259-91 по иску Заниной Ирины Анатольевны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома,

по кассационной жалобе Заниной Ирины Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н., выслушав Занину И.А., поддержавшую доводы кассационной жалобы

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

в обоснование исковых требований указано, что Занина И.А. является председателем совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, собственником жилого помещения в указанном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме на внеочередном общем собрании приняли решение обратиться в суд с иском о возложении обязанности на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

Многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и его капитальный ремонт до ДД.ММ.ГГГГ ни разу не проводился, он не оборудован лифтом и мусоропроводом. Решение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме о сокращении перечня работ, включенных в региональную программу, не принималось (за исключением ремонта исправной и отстроенной в ДД.ММ.ГГГГ. 1/3 части крыши, и отремонтированной в ДД.ММ.ГГГГ г. 2/3 части крыши).

Фонд капитального ремонта отказался исполнять федеральные и региональные законы, регламентирующие производство капитального ремонта; кроме того, нарушил права собственников помещений многоквартирного дома, ежемесячно перечисляющих взносы на счет регионального оператора, путем незаконного сокращения перечня услуг и (или) работ. Сотрудники Фонда намеренно ввели собственников в заблуждение, уведомив, что предельная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, оплачиваемая региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, составляет лишь 5301291,1 рублей, из этой суммы Фонд капитального ремонта впоследствии изъял более 1 000 000 рублей, незаконно сократил перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области предложил собственникам перечень следующих работ по капитальному ремонту: ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт системы водоотведения, ремонт крыши, оказание услуг по проведению строительного контроля. Жильцы дома отказались от предложенного Фондом дорогостоящего капитального ремонта недавно отстроенной и отремонтированной крыши, и на внеочередном общем собрании, состоявшемся в августе 2020 г., потребовали ремонта аварийных внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых с превышением максимально допустимого срока эксплуатации от 30 до 50 лет, а также ремонта фасада и цокольной части дома. Данный протокол общего собрания вместе с решениями собственников помещений многоквартирного дома не был своевременно представлен Фонду председателем Совета многоквартирного дома.

Фонд капитального ремонта выполнил следующий перечень услуг и (или) работ: ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения. Общая стоимость работ составила 3 525 310, 57 рублей. В 2022 г. был также произведен ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения.

Незаконные действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области влекут за собой угрозу для жизни и здоровья собственников помещений в многоквартирном <адрес>, сохранности их собственности, а также самого многоквартирного дома и общего имущества, физический износ которого, истек еще 30 лет назад.

С учетом уточнения исковых требований, истец просил суд возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области обязанность провести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в виде: ремонта фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Возложена на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области обязанность провести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в виде: ремонта фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 апреля 2023 г. постановлено указанное решение в части полного удовлетворения исковых требований Заниной Ирины Анатольевны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома, возложении на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области обязанности провести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в виде: ремонта фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

Исковые требования Заниной Ирины Анатольевны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области об обязании провести капитальный ремонт многоквартирного дома удовлетворить частично.

Возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области обязанность провести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в виде: ремонта фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, при наличии финансирования данного ремонта за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета г. Иркутска, а также за счет иных не запрещенных законом средств.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

В кассационной жалобе Зинина И.А. просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств по делу. Настаивает на обоснованности заявленных исковых требований. Считает необоснованным принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств по делу, разрешение вопросов за пределами доводов апелляционной жалобы, необоснованным отказ суда апелляционной инстанции в указании времени выполнения работ по капитальному ремонту, необоснованном отказе в применении ч.1 ст. 182 ЖК РФ. Указывает, что изменения в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Иркутской области на 2014-2043 не вносились, программой предусмотрен ремонт системы теплоснабжения и ремонт фасада дома, доказательства, полученные судом апелляционной инстанции противоречат Региональной программе, по которой ремонт в спорном доме был предусмотрен на 2020-2022 годы.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.

В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не находит.

Так, согласно ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Согласно ч. 1, 2 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

В соответствии с ч. 7 ст. 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Согласно с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно ч. 6 ст. 178 ЖК РФ, субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

В соответствии с ч. 4 ст. 179 ЖК РФ, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

Согласно ч. 1, 7 ст. 182 ЖК РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 190 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт (ч. I ст. 190 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Иркутской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области» от 27.12.2013 N 167-03 объем средств, которые региональный оператор области ежегодно вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется в размере 60 процентов (в первый год реализации региональной программы капитального ремонта) и 80 процентов (в последующие годы реализации региональной программы капитального ремонта) от объема взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, поступивших региональному оператору области за предшествующий год, и (или) прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в текущем году, с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором области в предыдущем периоде. При расчете объема взносов, поступивших на счет, счета регионального оператора области, на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за предшествующий год не учитывается имущество регионального оператора области, предусмотренное пунктами 1 и 3 части 1 статьи 12 настоящего Закона.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 11.12.2018 N 915-пп, утверждена государственная программа Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» на 2019 - 2024 годы, по которой объем финансирования государственной программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Для реализации мероприятий государственной программы планируется привлечение средств федерального бюджета.

Как установлено судом апелляционной инстанции, Занина И.А. является председателем совета многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, собственником жилого помещения в указанном доме.

Как следует из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, на внеочередном общем собрании приняли решение обратиться в суд с иском о возложении обязанности на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 166 ЖК РФ и Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 20.03.2014 г. № 138- пп, а также Постановлением Правительства Иркутской области от 25.06.2021 г. № 436-пп.

Согласно техническому паспорту, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, был сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, капитальный ремонт данного многоквартирного жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ года ни разу не проводился.

Указанный дом включен в Перечень мероприятий Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы (п. 6427 приложения), утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 20.03.2014 № 138-пп, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Иркутской области от 25.06.2021 г. № 436-пп.

Согласно указанной Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы, в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, включен:1) ремонт системы горячего водоснабжения, 2) ремонт фундамента многоквартирного дома, 3) утепление и ремонт фасада, 4) ремонт системы противопожарной автоматики, 5) ремонт системы газоснабжения, 6) ремонт системы теплоснабжения, 7) ремонт крыши, 8) ремонт системы электроснабжения, 9) ремонт системы вентиляции, 10) оказание услуг по строительному контролю, 11) ремонт подвальных помещений, 12) разработка проектно - сметной документации, 13) ремонт системы водоотведения, 14) ремонт системы холодного водоснабжения.

В соответствии с Краткосрочным планом реализации в 2020 - 2022 годах Региональной программы капитального ремонта, утвержденным приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -мпр, в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в план на 2021 г. со сроком завершения работ по капитальному ремонту ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Акту визуального обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, требуется ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, вентиляции, противопожарной автоматики и дымоудаления; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений; ремонт фасада, ремонт балконов, ремонт окон, ремонт входных наружных дверей, ремонт цоколя.

В соответствии с актами периодического осмотра общего имущества многоквартирного <адрес>, АО «Восточное управление жилищно-коммунальными системами» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, по инженерным системам горячего водоснабжения требуется замена участков труб и замена запорной арматуры; инженерным системам теплоснабжения требуется частичная замена запорной арматуры, а также полная замена изоляции трубопроводов; фасаду дома, находящемуся в неудовлетворительном состоянии, с отслоением штукатурно-покрасочного слоя, требуется капитальный ремонт.

Результатами технического диагностирования внутридомового газового оборудования (наружного и внутреннего газопроводов) по адресу: <адрес>, ), проведенного ООО «Эгида» ДД.ММ.ГГГГ, обнаружены утечки газа в подъездах и .

Актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что администрацией г. Иркутска в связи с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации в жилом доме по адресу: <адрес>, выполнены работы по ремонту крыши на общую сумму 5 662 956 рублей.

Из акта о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области следует, что выполнен ремонт крыши на общую сумму 2 986 649, 14 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области направил собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, предложение о проведении в 2021 году капитального ремонта, указав предельную стоимость услуг и работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного жилого дома, оплачиваемую региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, 5 301 291,1 рублей с предложением работ по капитальному ремонту: 1. ремонт системы холодного водоснабжения, 2. ремонт системы водоотведения, 3. ремонт крыши, 4. оказание услуг по проведению строительного контроля.

Жильцы дома отказались от предложенного Фондом ремонта крыши, на внеочередном общем собрании в августе 2020 г., потребовали ремонта аварийных внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых с превышением максимально допустимого срока эксплуатации от 30 до 50 лет, а также ремонта фасада и цокольной части дома.

Данный протокол общего собрания вместе с решениями собственников помещений многоквартирного дома от августа 2020 года не был своевременно представлен Фонду капитального ремонта.

Председателем Комитета городского обустройства администрации г. Иркутска путем вынесения распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ , в целях исполнения Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы, учитывая письмо Фонда капитального ремонта от ДД.ММ.ГГГГ , на основании ч. 4, 6 ст. 189 ЖК РФ, принято решение о проведении в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, капитального ремонта в 2021 г.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, собственники помещений утвержден перечень видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с предложением собственников 1) замена кровли крыши, 2) ремонт внутридомовых инженерных систем отопления, 3) составление проекта и ремонт внутридомовых систем электроснабжения, 4) ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, 5) ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, 6) ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, 7) ремонт помещения теплового пункта, 8) ремонт фасада дома, 9) составление перечня работ и сметы, 10) составление акта выполненных работ.

Ответом Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ уведомил, что при определении стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества доме по адресу: <адрес>, Фонд исходил из собираемости взносов за период действия Региональной программы (30 лет), при условии, что собственниками будут собраны взносы в 100% размере. Из расчета: 2 009, 00 кв.м, (площадь помещений МКД)* 5, 85 рублей (тариф) * 12 месяцев* 30 лет = 4 230 954 рублей.

Ответчиком выполнены работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>:    1. ремонт системы холодного водоснабжения, 2. ремонт системы водоотведения, 3. ремонт крыши, 4. оказание услуг по проведению строительного контроля, общая сумма работ по проведению капитального ремонта составила 3 525 310,57 рублей.

Также установлено, что Фонд вернул на счет собственников 261 032,49 рублей и на указанную сумму провел капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения.

Согласно ответу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Фонд при определении стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества доме по адресу: <адрес>, исходил из собираемости взносов за период действия Региональной программы (39 лет), при условии, что собственниками будут собраны взносы в 100% размере. Из расчета: 2 009, 00 кв.м, (площадь помещений МКД)* 5, 85 рублей (тариф) * 12 месяцев* 39 лет = 5 500 240, 20 рублей.

Согласно акту периодического осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в вышеуказанном доме, инженерные системы горячего водоснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются хомуты, коррозия, краны в нерабочем состоянии; инженерные системы теплоснабжения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются хомуты, коррозия, краны в нерабочем состоянии; фасад дома находится в неудовлетворительном состоянии.

Согласно приказу Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -мпр «О внесении изменений в краткосрочный план реализации в 2020-2022 годах региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области», в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, включен в план на 2021 г. со сроком завершения работ по капитальному ремонту ДД.ММ.ГГГГ, указана сумма затрат на проведение работ по капитальному ремонту в указанном доме в размере 3 576 799, 69 рублей, финансирование в полном объеме за счет средств собственников помещений в МКД.

В соответствии с письмом Фонда от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес министра жилищной политики и энергетики <адрес> Фонд указывает, что планируемый расчетный фонд капитального ремонта дома по адресу: <адрес>, составляет: 2 009, 00 кв.м, (площадь помещений МКД)* 5, 85 рублей (тариф) * 12 месяцев* 460 мес. (период действия региональной программы) = 5 406 210 рублей. Фондом выполнены работы по капитальному ремонту общего имущества: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, ремонт крыши, общая стоимость работ составила 4 368 780 рублей. Собственники помещений просят организовать проведение следующих работ по капитальному ремонту общего имущества: ремонта фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, общей стоимостью 6 257 840 рублей. Поскольку остаток средств Фонда капитального ремонта дома 1 037 430 рублей не позволяет организовать проведение ремонта согласно требованиям собственников, Фонд просит министра о софинансировании данных работ в размере 5 220 410 рублей.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку размер расходов по капитальному ремонту не превышает размера предельной стоимости, установленной постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп и указанной Фондом в письме от ДД.ММ.ГГГГ , финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено из различных, не запрещенных законом, источников, а обязанность по организации и обеспечению привлечения финансирования законом возложена на Фонд, то требования истца являются обоснованными.

Отменяя решение суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции, возлагая на Фонд обязанность по производству капитального ремонта в виде: ремонта фасада, ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, указал на производство его при наличии финансирования данного ремонта за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета г. Иркутска, а также за счет иных не запрещенных законом средств.

Судебная коллегия оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, направленным на переоценку выводов суда апелляционной инстанции и собранных доказательств по делу, не находит.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на верном толковании ст. 166 ЖК РФ, ст. 168 ЖК РФ, ст. 170, ст. 179ЖК РФ, ст. ч. 1 ст. 182 ЖК РФ, ч. 6 ст. 189 ЖК РФ, ст. 191 ЖК РФ, ст. 4 Закона Иркутской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области» от 27.12.2013 N 167-03, Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области» от 20.03.2014 N 138-пп, с изменениями внесенными Постановлением Правительства Иркутской области от 25.06.2021 г. № 436-пп., положения Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185- ФЗ).

Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе суда апелляционной инстанции в указании времени выполнения работ по капитальному ремонту, необоснованном отказе в применении ч.1 ст. 182 ЖК РФ, отсутствии изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Иркутской области на 2014-2043, которой предусмотрен ремонт системы теплоснабжения и ремонт фасада дома, ремонт в спорном доме был предусмотрен на 2020-2022 годы, направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, правом на которую суд кассационной инстанции не обладает, иное толкование норм материального права.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с приказом Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 11.08.2022 г., не предусмотрено финансирование капитального ремонта за счет средств областного бюджета, бюджета органа местного самоуправления, за счет средств иных источников.

Суд апелляционной инстанции учел также показания начальника департамента инженерных коммуникаций и жилищного фонда комитета городского обустройства администрации г. Иркутска ФИО8 о том, что финансовая поддержка региональному оператору области в размере бюджетных ассигнований, предусмотренная на проведение капитального ремонта, не предоставляется.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что на основании ч.4 ст. 179 ЖК РФ, ч. З ст. 12 закона Иркутской области от 27.12.2013 № 167-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области», Порядка учета Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области средств, заимствованных на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах из фондов капитального ремонта общего имущества других многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 10.02.2015 № 35-пп учтено, что средства могут быть заимствованы при условии их возврата в период действия региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 20.03.2014 г. N 138-пп (далее - региональная программа);возврат заимствованных средств в фонд капитального ремонта МКД, средства которого заимствуются, осуществляется в период действия региональной программы за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в МКД, на цели капитального ремонта которого используются указанные заимствованные средства.

Судами установлено и не оспаривается кассатором, что капитальный ремонт проводился без государственной и муниципальной поддержки, путем заимствования средств из фондов капитального ремонта других многоквартирных домов, фактически собранные собственниками помещений МКД средства фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома на ДД.ММ.ГГГГ составили 999 133, 97 руб., на проведение капитального ремонта израсходовано 4 368 780, 90 руб., сумма заимствованных в 2021 г. средств составила 3 369 646, 93 руб., должна быть возвращена собственниками помещений МКД в течение действия региональной программы путем перечисления взносов на капитальный ремонт, на что обоснованно указано судом апелляционной инстанции.

Однако, судами установлено и не оспаривается кассатором, что общая стоимость выполненных работ и оказанных услуг по капитальному ремонту общего имущества составляет 4368780,90 руб., что с учетом повышения взносов с ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений МКД будут собраны взносы на капитальный ремонт при 100% оплате в размере 5 970 346, 20 руб., остаток средств фонда капитального ремонта общего имущества на текущую дату составляет 1601565,30 руб. По локально-ресурсному сметному расчету на третий квартал 2022 г. для проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения потребуется 2 359 880 руб., на ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения 806 290 руб., на ремонт фасада 3 091 670 руб., итого работ на общую сумму 6 257 840 руб.

В рамках предоставленных полномочий, судом апелляционной инстанции запрошены сведения о предоставлении Фондом содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, которые могут быть направлены на проведение капитального ремонта фасада и систем теплоснабжения <адрес>, начиная с декабря 2022 года и по настоящее время, предполагается ли предоставление таких денежных средств, которые могут быть направлены на проведение капитального ремонта фасада и систем теплоснабжения <адрес>, в будущем.

Согласно ответам Министерства финансов Иркутской области и Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области следует, что Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (в настоящее время- Фонд развития территорий) указанные целевые средства не представлялись, нет сведений, могут ли они быть представлены в будущем.

Как следует из ответа администрации г. Иркутска, работы по ремонту фасада за счет средств бюджета г. Иркутска возможны в рамках муниципальной программы с выделением субсидий в размере 70 % при наличии решения общего собрания собственников помещений в МКД о долевом финансировании капитального ремонта в размере 30% стоимости ремонта. При этом имеется заявка управляющей организации на проведение капитального ремонта фасада по ценам апреля 2021 года в размере 2 259, 009 руб. С декабря 2022 по настоящее время денежные средства на ремонт фасада не предусмотрены.

При этом, установлено, что средства, полученные за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, использованы. Субсидии, полученные из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, отсутствуют. Доказательств наличия иных не запрещенных законом средств, достаточных для проведения ремонта фасада и системы теплоснабжения МКД не представлено.

Вопреки доводам кассационной жалобы, в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости того, что взносы собственников на капитальный ремонт достаточны для его проведения, возможности проведения ремонта фасада и систем теплоснабжения частично в пределах фонда капитального ремонта МКД ответчиком отсутствуют. Фондом учтены средства при 100% собираемости взносов.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что проведение ремонта общего имущества МКД в оспариваемой части приведет к нарушению прав собственников помещений других многоквартирных домов, расположенных на территории Иркутской области, в которых должен проводиться капитальный ремонт.

Доводы кассатора о правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П, также не опровергает выводы судов, поскольку обжалуемым судебным актом на ответчика возложена обязанность проведения требуемого капитального ремонта, срок действия Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области» от 20.03.2014 N 138-пп, с изменениями внесенными Постановлением Правительства Иркутской области от 25.06.2021 г. № 436-пп., не истёк. До подачи иска, запрос дополнительных средств из бюджета для проведения требуемого ремонта не производился и такой отказ не был получен.

При этом, в случае признания дома непригодным для проживания в установленном законом порядке, угрожающим жизни и здоровью истца, она вправе воспользоваться для защиты нарушенных прав иными правовыми механизмами.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном принятии судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств по делу, разрешение вопросов за пределами доводов апелляционной жалобы, не могут быть приняты, основаны на неверном толковании норм процессуального права.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в п.43 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

В целом доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, фактически направлены на переоценку доказательств и выводов суда апелляционной инстанции.

При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

    апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 3 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Заниной Ирины Анатольевны без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-14237/2023 [88-15076/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Занина Ирина Анатольевна
Ответчики
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области
Другие
Соловьев Александр Анатольевич
Барановский Ростислав Владимирович
Ершов Алексей Владимирович
Бауман Сергей Викторович
Занин Кирилл Иванович
Бондаренко Ольга Алексеевна
Хоцкин Роман Владимирович
Наумова Людмила Иннокентьевна
Залужский Дмитрий Андреевич
Никитин Артем Николаевич
Зедгенидзе Ольга Васильевна
Киселев Владимир Валентинович
Бунаева Тамара Александровна
Прончина Ольга Алексеевна
Малакшинова Елена Гаврииловна
Буржатова Ольга Андреевна
Теплова Валентина Ивановна
Администрация г.Иркутска
Бондаренко Дарья Андреевна
Белоусова Раиса Ивановна
Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области.
Буржатов Андрей Викторович
Григорьев Станислав Валентинович
Шибанова Татьяна Александровна
Россова Анна Георгиевна
Адаменко Валентина Леонидовна
Тулохонова Дулма Батоцыреновна
Никитина Диана Вадимовна
Елисеева Валентина Валерьевна
Ибятов Ренат Анвэрович
Мелешкина Любовь Николаевна
Слуднева (Галкова) Мария Константиновна
Адаменко Павел Леонидович
Баенгуев Евгений Александрович
Информация скрыта
Магдебур Альбина Михайловна
Рабдано Людмила Цыдендамбаевна
Адаменко Тамара Павловна
Пономарчук (Деревнина) Ксения Сергеевна
Пийтер Елена Евгеньевна
Агафонова Татьяна Алексеевна
Пономарчук Алексей Сергеевич
Никитина Алла Владимировна
Валеев Николай Рафикович
Емельянова Александра Николаевна
Ванисов Станислав Николаевич
Аснер Татьяна Викторовна
Сапожникова Лидия Александровна
Пасюк Елена Борисовна
Донцова Татьяна Дмитриевна
Гасан Этери Агедежановна
Белоусова Ольга Александровна
Донцов Валерий Александрович
Пономарчук Любовь Андреевна
Немчинов Сергей Васильевич
Донцов Алексей Валерьевич
Ванисов Николай Максимович
Елисеев Станислав Викторович
Жукалина Алина Николаевна
Колесникова Людмила Григорьевна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
15.08.2023Судебное заседание
15.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее