Дело № 2-421/2022
47RS0011-01-2021-002452-86
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 23 марта 2022 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Золотухиной А.В.
при помощнике судьи Спренгель У.В.,
с участием прокурора Тарасовой Э.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к дачному некоммерческому партнерству «Воронино» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к дачному некоммерческому партнерству «Воронино» об обязании совершить определенные действия, в котором указано, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения ответчиком положений природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления на территории Лопухинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области. Надзорными мероприятиями установлено, что в границах Лопухинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области расположено ДНП «Воронино», сбор, вывоз твердых бытовых отходов с территории ДНП «Воронино» не организован, в частности отсутствуют: место сбора бытовых отходов и мусора, не определена периодичность вывоза отходов и мусора; контейнерная площадка, отвечающая требованиям СанПиН 2.1.3684-21; контейнеры для сбора мусора, включая крупногабаритного мусора, не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком с ДНП «Воронино» не заключен. Таким образом, непринятие мер, направленных на соблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления на территории поселения ставит под угрозу здоровье проживающих на территории поселения граждан, нарушает их конституционное право на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного прокурор просит обязать ДНП «Воронино» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласовать с администрацией МО Лопухинское сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком установленным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Обязать ДНП «Воронино» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на территории ДНП «Воронино» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и про ведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3. Обязать ДНП «Воронино» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором - АО Управляющая компания по обращению с отходами».
В судебном заседании помощник прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тарасова Э.Н. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика дачное некоммерческое партнерство «Воронино» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, письма с извещениями возвращены за истечением срока хранения. Ответчик не представил в суд каких-либо письменных позиций в виде отзыва (возражений) на исковые требования истца, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
При таких обстоятельствах, суд полагает выполненной обязанность по извещению ответчика о времени и месте слушания дела, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в суд лиц, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 Г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту Федеральный закон № 89-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положениями статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 Г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 13 Федерального закона № 89-ФЗ).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статьей 4 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018 года) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 217 -ФЗ) установлено, что собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества (пункт 1).
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или при обретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Из положений ст. 18 Федерального закона № 217 -ФЗ усматривается, что правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
Подпунктами 5, 6 п. 7 ст. 18 Федерального закона № 217-ФЗ установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, ДНП «Воронино» зарегистрировано в качестве юридического лица и территориально расположено в границах Лопухинское сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области.
Положениями ст. 10 Федерального закона № 89-ФЗ установлены требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Так, при архитектурно - строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
Ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ раскрывает понятие «твердые коммунальные отходы», под которыми понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процесс е деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона № 89 - ФЗ, ст. 11 Федерального закона № 52 - ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 52 - ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ст. 13.4 Федерального закона № 89 – ФЗ предусмотрено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пунктов 3,4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 2 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. При этом контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Выбор места размещения контейнерной площадки в соответствии с п. 5 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5?С и выше - не более 1 суток; плюс 4? и ниже - не более 3 суток.
Согласно п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Согласно пункту 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 г. № 18-51) на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора. Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 метров и не более 100 метров от границ участков.
В соответствии с п. 5.11 СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97 на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов - юридические лица, индивидуальные предприниматели, бюджетные организации, собственники (пользователи) нежилых помещений в многоквартирных домах обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению Региональным оператором.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.07.2018 № 232 утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области.
Как следует из материалов дела, в Ленинградской области исключительные полномочия регионального оператора на всей территории субъекта переданы Акционерному обществу «Управляющая компания по обращению с отходами».
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлены нарушения ответчиком положений природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления на территории Лопухинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области.
Сбор, вывоз твердых бытовых отходов с территории ДНП «Воронино» не организован, отсутствуют: место сбора бытовых отходов и мусора, не определена периодичность вывоза отходов и мусора; контейнерная площадка, отвечающая требованиям СанПиН 2.1.3684-21; контейнеры для сбора мусора, включая крупногабаритного мусора.
В настоящее время договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором - АО Управляющая компания по обращению с отходами» и ДНП «Воронино» не заключен.
Принимая во внимание, что непринятие мер, направленных на соблюдение требований законодательства об отходах производства и потребления на территории поселения ставит под угрозу здоровье проживающих на территории поселения граждан, нарушает их конституционное право на благоприятную окружающую среду, что является недопустимым, суд полагает требования прокурора, заявленные к ДНП «Воронино» законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Ломоносовского района Ленинградской области удовлетворить.
Обязать ДНП «Воронино» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласовать с администрацией МО Лопухинское сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком установленным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Обязать ДНП «Воронино» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на территории ДНП «Воронино» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и про ведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
Обязать ДНП «Воронино» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором - АО Управляющая компания по обращению с отходами».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2022 года.
Судья Золотухина А.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>