копия
Гр.дело №2-428/2022
УИД № 24RS0049-01-2022-000260-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2022 года г. Сосновоборск
Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.В.,
при секретаре Ошейко А.Е.,
с участием:
представителя истца Гронской Е.Ю. – Паршина С.В., действующего на основании доверенности от 11.02.2022 года,
представителя ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю Сиразутдинова А.Н., действующего на основании доверенности от 08.11.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гронской Елены Юрьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов в специальный стаж и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Гронская Е.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении периодов в специальный стаж и назначении пенсии, ссылаясь на то, что решением № от 20.01.2022 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, исключив из стажа на соответствующих видах работ периоды нахождения на с 22.08.1994 г. по 31.10.1998 г. в качестве воспитателя детского комбината № ОАО КЗАП.
Просит признать незаконным решение УПФР в г. Сосновоборске Красноярского края № от 20.01.2022 года в части отказа о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности музыкального работника детского комбината № ОАО КЗАП с 22.08.1994 г. по 31.10.1998 г.; обязать Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю включить в стаж для досрочного назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности музыкального работника детского комбината № ОАО КЗАП с 22.08.1994 г. по 31.10.1998 г. и обязать Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю назначить Гронской Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с приложением № к Федеральному закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истец Гронская Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщила, обеспечила участие в судебном заседании своего представителя Паршина С.В.
В судебном заседании представитель истца Паршин С.В., действующий на основании доверенности от 11.02.2022 года, требования иска поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю Сиразутдинов А.Н., действующий на основании доверенности от 08.11.2021 года, в судебном заседании исковые требования не признал, считает, решение об отказе истице в назначении досрочной пенсии по старости законным и обоснованным. В льготный стаж истицы зачтено 20 лет 10 месяцев. Не приняты к зачету периоды: работы в качестве воспитателя детского комбината №4 ОАО КЗАП с 22.08.1994 г. по 31.10.1998 г. (4 года 2 месяца 9 дней); нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 27.10.2007 г. по 31.08.2008 г. (10 месяцев 5 дней); всего не зачтено в льготный стаж 5 лет 13 дней.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации как в социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе принципа равенства граждан (ст. 19 части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03.06.2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений ст. 28 и 31 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и подтверждена в Определении от 27.06.2005 года № 231-О по жалобе гражданина Г.).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.
Согласно п. п. 5 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До 01.01.2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Судом установлено, что 10.01.2022 года Гронская Е.Ю. обратилась в ГУ - ОПФ РФ по Красноярскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Решением ГУ - ОПФ РФ по Красноярскому краю № 4940/22 от 20.01.2022 года Гронской Е.Ю. в назначении страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии.
Из указанного решения следует, что стаж Гронской Е.Ю., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при требуемых 25 годах, составляет 21 год 3 месяца 22 дня.
При этом, ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды: работы в качестве воспитателя в Детском комбинате № 4 ОАО КЗАП с 22.08.1994 г. по 31.10.1998 г.; с 27.10.2007 г. по 31.08.2008 г. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Истцом оспаривается данный отказ ГУ - ОПФ РФ по Красноярскому краю в части не включения в специальный в связи работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решение пенсионного органа в иной части включения либо не включения периодов работы и примененного порядка исчисления специального стажа истцом не оспаривается.
Согласно трудовой книжке, 22.08.1994 года Гронская Е.Ю. принята воспитателем в Детский комбинат № 4; 01.10.1996 года переведена из АО «Бесотрал» в ОАО «Сосновоборский завод автомобильных прицепов» в соответствии с ч.2 ст. 29 КЗОТ РФ; 01.10.1996 года в связи с изменением структуры управления переведена в детский комбинат № 4 воспитателем; 22.09.1998 года ОАО «Сосновоборский завод автомобильных прицепов» переименован в ОАО «Красноярский завод автомобильных прицепов»; 03.10.1999 года переведена в этом же детском саду-яслях № 4 логопедом; 12.09.2000 года уволена по собственному желанию на основании ст. 31 КЗОТ РФ.
Из архивной справки городского архива Управления делами и кадрами администрации города Сосновоборска № 96-1 от 14.06.2019 г. следует, что в архивном фонде Р-8 ОАО «Красноярский завод автомобильных прицепов» имеются сведения о трудовой деятельности Гронской Е.Ю., из личной карточки Формы Т-2: с 03.06.1991 г. по 30.06.1991 г. детский комбинат № 4 помощник воспитателя, уволена 29.05.1991 года.
Из архивной справки городского архива Управления делами и кадрами администрации города Сосновоборска № 107 от 24.03.2022 г. следует, что в архивном фонде Р-8 ОАО «Красноярский завод автомобильных прицепов» имеются сведения о трудовой деятельности Гронской Е.Ю., из личной карточки Формы Т-2: 22.08.1994 г. детский комбинат № 4 воспитатель, 01.10.1996 г. перевод АО «Бесотрал» в ОАО «СЗАП» ч. 2 ст. 29 КЗОТ РФ, 01.10.1996 г. детский комбинат № 4 воспитатель, 03.06.1998 г. присвоена 2 категория воспитателя, 03.10.1999 г. детский сад-ясли 4 логопед, 12.09.2000 г. уволена по собственному желанию.
Из архивной справки городского архива Управления делами и кадрами администрации города Сосновоборска № 108 от 24.03.2022 г. следует, что в архивном фонде Р-8 ОАО «Красноярский завод автомобильных прицепов» в ведомостях по начислению заработной платы работникам с августа 1994 года по декабрь 1997 года числится Гронская Е.Ю. - воспитатель.
Из архивной справки городского архива Управления делами и кадрами администрации города Сосновоборска № 26-1 от 28.02.2022 г. следует, что приказом № 105-к от 26.05.1999 года в связи с приведением в соотвествие наименований детских дошкольных учреждений внести изменения записей о работе в трудовые книжки работникам детских садов-яслей ОАО КЗАП за период с 1974 года по 1994 год.
Список профессий и должностей работников народного образования, дающих право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный 06.09.1991 года за № 463, содержит в себе наименование должности "воспитатель" в детском дошкольном учреждении всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года устанавливалось, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывались периоды работы до 01.11.1999 года.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, содержит наименование должности "воспитатель" и наименование учреждения: "дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Детские комбинаты - дошкольные учреждения, которые выполняли функции детских садов (яслей-садов), действовали на основе Устава детского сада, утв. Народным комиссариатом Просвещения РСФСР от 15.12.1944 года и осуществляли свою деятельность согласно Программы воспитания в детском саду, утвержденной Министерством просвещения РСФСР от 18.07.1968 года Главной уставной целью детского комбината являлось воспитание и обучение детей дошкольного возраста.
Таким образом, наименование "детский комбинат" является бытовым названием объединенного детского дошкольного учреждения, соединившего в себе два детских учреждения - детский сад и детские ясли, выполняющего те же функции и задачи, что и ясли-сад.
Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 21.05.1959 года № 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Поскольку в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, поименованы детские дошкольные образовательные учреждения смешанного типа - ясли-сад (сад-ясли), суд приходит к выводу, что период работы Гронской Е.Ю. в должности воспитателя в Детском комбинате № 4 ОАО КЗАП с 22.08.1994 года по 31.10.1998 года подлежит включению в стаж, дающий право для назначения пенсии по выслуге лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.
На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Установлено, что специальный стаж истца на день обращения 10.01.2022 за досрочным назначением пенсии составлял 21 год 3 месяца 22 дня.
С учетом включенного судом периода, необходимая продолжительность стажа Гронской Е.Ю. выработана на 25 лет 6 месяцев 2 дня.
01.01.2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (редакции Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии"), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.
Досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Приложение № 7 Федерального закона "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ срока.
При решении вопроса о сроке назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, следует учитывать положение ст. 30 п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного Закона, согласно которым с 1 января 2019 года страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 ч. 1 ст. 30, страховая пенсия назначается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 не ранее сроков, указанных в приложении 7 и не ранее возраста, указанного в приложении 5 и 6 соответственно.
Положениями ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 года № 350-ФЗ установлено, что указанным гражданам, которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 достигнут возраста либо приобретут стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления возраста (сроков), предусмотренных приложениями 5-7 к Закону от 28.12.2013 года, но не более чем за один год шесть месяцев до наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.
С учетом изложенного, страховая пенсия по старости в соответствии п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ может назначаться не ранее чем через один год шесть месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ или со дня достижения возраста.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
На основании изложенного, учитывая приведенное положение закона и что с периодами работы, включенными в специальных стаж настоящим решением у истца возникло право на страховую пенсию по старости, то пенсия подлежит назначению не ранее 18 месяцев со дня возникновения права на нее.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гронской Елены Юрьевны – удовлетворить.
Признать решение руководителя территориального органа Пенсионного фонда РФ - Управления Пенсионного фонда России в г. Сосновоборске Красноярского края №4940/22 от 20.01.2022 года незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Гронской Елене Юрьевне период работы в должности воспитателя в детском комбинате № 4 ОАО «Красноярский завод автомобильных прицепов» с 22.08.1994 года по 31.10.1998 года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю назначить и выплачивать пенсию Гронской Елене Юрьевне в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Сосновоборский городской суд Красноярского края.
Решение принято в окончательной форме 26.04.2022 года.
Председательствующий: -подпись-
Копия верна.
Судья: А.В. Иванова