Дело № 7-944/2019
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 07 августа 2019 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока Шестопалова А.В. на решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 25 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Шестопалова ФИО8
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Пешкина В.Л. 52 № П-04-458/18 от 10 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл Макарычева В.А. от 01 марта 2019 года Шестопалов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Решением судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 25 апреля 2019 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба Шестопалова А.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, Шестопалов А.В. просит постановление административного органа и судебное решение отменить, производство по делу прекратить.
Одновременно заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу такой жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Федорова Е.А., поддержавшего доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей.
Как видно из материалов дела, решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области вынесено 25 апреля 2019 года.
Копия указанного решения получена заявителем 31 мая 2019 года, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (л.д.116).
Жалоба на решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 25 апреля 2019 года направлена Шестопаловым А.В. почтовым отправлением 10 июня 2019 года, таким образом, жалоба подана им в установленный законом сроком.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации
от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 05.04.2016) собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 188 ГОСТ 16265-89 «Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1989 № 4093) сорные растения (сорняки) – дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа Управления от 22 июня 2018 года № 903-ООД сотрудниками отдела государственного земельного надзора проведена внеплановая выездная проверка Шестопалова А.В. по соблюдению земельного законодательства.
В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № площадью 244000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, принадлежащем с 31 января 2011 года на праве долевой собственности (доля в праве 1/2) Шестопалову А.В., выявлено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении Шестопаловым А.В. установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние, а так же в невыполнении требований и обязательных мероприятий (агротехнических, агрохимических, фитосанитарных и др.), направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями и кустарниками. В результате в западной части участка, на площади 93950 кв. м. (340 м х 270 м, 140 м х 15 м) плодородный слой отсутствует (карьер, затопленный водой), в восточной части участка на площади 77100 кв. м. (370 м х 208,38 м) плодородный слой отсутствует (карьер, затопленный водой). В центральной части на площади 15125 кв. м. (100 м х 135 м, 25 м х 65 м) снят плодородный слой почвы и засыпан песком, в северной и центральной части земельного участка имеется перекрытие плодородного слоя почвы навалами песка площадью 6000 кв. м. (100 м х 60 м) высотой в 10 м и 87 кв. м. (35 м х 25 м) высотой 3 м. В соответствии с заключением эксперта от 31 августа 2018 года на площади 193050 кв. м, выявлено уничтожение плодородного слоя почвы и порча земель сельскохозяйственного назначения, вызванные нарушением земель при добыче общераспространенного полезного ископаемого песка открытым способом. Остальная часть земельного участка на площади заросла сорными растениями (полынь горькая, пырей ползучий, золотарник, камыш) и кустарниками (отдельно стоящие ивы) высотой свыше 1,5 м.
Таким образом, Шестопалов А.В. допустил нарушение требований земельного законодательства, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения Шестопаловым А.В. вменяемого административного правонарушения и его вина, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 04-52/726 от 04 октября 2018 года; приказом № 903-ООД от 22 июня 2018 года; актом рейдового осмотра, обследования № 459 от 13 апреля 2018 года; мотивированным представлением от 18 апреля 2018 года; актом проверки № 903 от 31 августа 2018 года; фототаблицами; выпиской из ЕГРН; картосхемами; протоколами испытаний № 11258-№ 11280 от 27 августа 2018 года; объяснениями Шестопалова А.В.; заключением эксперта от 31 августа 2018 года, и другими доказательствами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах административный орган правильно своим постановлением от 10 декабря 2018 года привлек Шестопалова А.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а суд первой инстанции своим решением от 25 апреля 2019 года обоснованно отказал в удовлетворении жалобы Шестопалова А.В. на вышеуказанное постановление административного органа.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Постановление о привлечении Шестопалова А.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не установлено, внеплановая выездная проверка проведена в установленные законом сроки, таким образом, доводы заявителя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Иные доводы, изложенные заявителем в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств, получивших оценку судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Аналогичные доводы были предметом проверки суда первой инстанции, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в связи с чем обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении, и не ставят под сомнение выводы о наличии в действиях Шестопалова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанции норм КоАП РФ, требований законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является справедливым и соразмерно содеянному.
Таким образом, постановление административного органа и судебное решение являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам, изложенным заявителем в жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 25 апреля 2019 года, решение руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 01 марта 2019 года и постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 10 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Шестопалова ФИО9 оставить без изменения, жалобу Шестопалова А.В. – без удовлетворения.
Судья областного суда Д.В. Шелудяков