Поступило в суд: 05.09.2022.
УИД 19RS0013-01-2022-003680-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19.04.2023. г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Мельчинского С.Н., при секретаре Чернышёвой Е.Ю., с участием представителя истца Замориной Л.И. – Коваленко Е.И., представителя ответчика ООО «Экология-Новосибирск» - Сычевой Н.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Замориной Л. И. к ООО «Экология – Новосибирск» о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами,
у с т а н о в и л :
Представитель истца Замориной Л.И. – Коваленко Е.И. обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Экология – Новосибирск» о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как указано в исковом заявлении, ответчик, являвшийся в период с января 2019 года по август 2022 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, необоснованно начислял истцу плату за указанную услугу, поскольку свои обязанности в части вывоза твердых коммунальных отходов не исполнял. По состоянию на 31.08.2022 года истцу необоснованно выставлен долг за услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в размере 20082,64 руб., в том числе, задолженность 14326,41 руб., пеня 5756,23 руб. По указанным обстоятельствам, истец Заморина Л.И. просит признать незаконными действия ответчика ООО «Экология-Новосибирск» по начислению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, пени в период с 01.01.2019 года по 31.08.2022 года в вышеуказанном размере и обязать ответчика сделать перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, пени, исключив задолженность в вышеуказанном размере.
Истец Заморина Л.И. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела была извещена судебной повесткой, направленной по месту жительства истца, от получения которой уклонилась, о чем свидетельствует возвращение судебной корреспонденции за истечением срока хранения.
Представитель истца Коваленко Е.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Экология-Новосибирск» Сычева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 63 – 65).
Представитель третьего лица МБУ «ЦМУ» города Бердска Редин О.Г. в судебном заседании пояснил, что на территории учреждения размещено несколько контейнеров для сбора бытового мусора, которыми с разрешения руководства пользуются сотрудники учреждения. Вывод бытового мусора из указанных контейнеров осуществляет ООО «Экология-Новосибирск».
Представитель третьего лица ООО «Эко-Сервис» в судебное заседание не явился, изыещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав в судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании в Новосибирской области в заявленный истцом период времени с января 2019 года по август 2022 года ответчик ООО «Экология-Новосибирск» обладал статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым 25.07.2018 года Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области.
Истец Заморина Л.И. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 8 - 9).
В непосредственной близости от дома истца № на <адрес> установлен металлический контейнер, используемый истцом для сбора и накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 25 – 28).
Региональным оператором открыт лицевой счет № присвоенный абоненту по адресу: <адрес>, из расчета на четырех человек.
Сведения о лицах, зарегистрированных по вышеуказанному адресу в материалах дела отсутствуют.
По указанному лицевому счету в заявленном периоде с января 2019 года по август 2022 года отражается задолженность в общей сумме 14326,41 руб. (л.д. 70).
21.12.2018 года между ООО «Экология-Новосибирск» и ООО «Эко-Сервис» был заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, по условиям которого последнее приняло на себя обязательства в течение 2019 года оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в границах территории оказания услуг с мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 71 – 76).
Аналогичный договор ООО «Экология-Новосибирск» и ООО «Эко-Сервис» заключили также 27.12.2019 года, распространив срок оказания услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов на 2020 год (л.д. 77 – 83).
В 2021, 2022 годах транспортирование твердых коммунальных отходов с мест сбора и накопления осуществляло непосредственно ООО «Экология-Новосибирск», обладающее лицензией на право осуществления указанной деятельности, выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования № (54)-5479-Т от 06.04.2018 года.
Как указывает сторона истца, в период с января 2019 года по август 2022 года жильцы <адрес> складировали твердые коммунальные отходы в контейнер, расположенный в непосредственной близости от ее дома, однако ООО «Экология-Новосибирск» фактически не оказывало услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, при этом ежемесячно начисляя плату за такую услугу. Неисполнение ответчиком своих обязанностей по вывозу твердых коммунальных отходов привело к тому, что один из жильцов (отец представителя истца, работник МУБ «ЦМУ» города Бердска) самостоятельно выносил (вывозил) твердые коммунальные отходы из дома истца, складируя их в контейнерах МБУ «ЦМУ», расположенные на территории данного учреждения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 9-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 указаного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктами 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156), установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании установлено, что Заморина Л.И. не направляла региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что заявки на установку места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе <адрес> не поступали (л.д. 150).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 176-п утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Новосибирской области.
В соответствии с пунктом 8.3. указанного Порядка в зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами при приеме твердых коммунальных отходов способом, указанным в подпункте 3 пункта 9 Порядка, места приема определяются собственниками индивидуальных и малоэтажных жилых домов самостоятельно и указываются в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Подпунктом 3 пункта 9 указанного порядка предусмотрено, что прием твердых коммунальных отходов осуществляется, в том числе, путем приема в пакетах или других предназначенных для их накопления емкостях, без использования дополнительных устройств для предварительного накопления.
Таким образом, судом установлено, что в отсутствие оборудованных контейнерных площадок прием твердых коммунальных отходов, накопленных на улице Станиславского в городе Бердске, осуществлялся одним из способов, предусмотренным Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Новосибирской области, а именно путем приема в пакетах.
Пунктом 12 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Новосибирской области вводится запрет накопления в контейнеры для твердых коммунальных отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
С учетом приведенного нормативного регулирования правоотношений, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами, суд приходит к выводу, что по правилам распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств в рассматриваемом деле, именно на истце лежит обязанность представить доказательства того, что в заявленный период времени ответчиком ООО «Экология-Новосибирск» истцу не оказывались услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов в установленном законодательством и договором порядке.
Оценивая доводы истца, судом установлено, что в непосредственной близости от дома истца № по <адрес> размещен металлический контейнер, используемый истцом для сбора бытовых отходов. Представленные суду фотографии от 05, 07, 15 и 17 июля 2022 года, на которых усматривается, что контейнер практически полностью наполнен бытовыми отходами, свидетельствуют, по мнению истца, о том, что ООО «Экология-Новосибирск» не оказывало услугу по вывозу твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, как следует из актов обследования объектов, составленных 01 и 02 августа 2022 года, комиссией в составе сотрудников ООО «Эко-Сервис» установлено, что контейнер, стоящий на расстоянии около 1 метра от забора <адрес>, объемом 0,75 куб.м., на 90% заполнен золой, остальной объем – немного твердых коммунальных отходов. Рядом с контейнером три черных мешках с неустановленным содержимым. При попытке установить, что находится в мешках, 01.08.2022 года из <адрес> вышел мужчина и в грубой форме запретил трогать и контейнер, и мешки, а ДД.ММ.ГГГГ попытке вывезти отходы воспрепятствовала девушка и мужчина (л.д. 103 – 106).
Как пояснила в судебном заседании представитель истца, действительно металлический контейнер около дома истца на протяжении всего заявленного период с января 2019 года был заполнен золой, что является нарушением Пункта 12 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес>.
Таким образом, фотографии заполненного отходами контейнера не являются допустимыми доказательствами того, что в спорный период ООО «Экология-Новосибирск» не оказывало услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и истец не имела возможности ею пользоваться.
Вместе с этим, возражая против заявленных требований, представителем ответчика в материалы дела представлены согласованные с Администрацией <адрес> графики транспортирования твердых коммунальных отходов по частному сектору <адрес>, из которых следует, что по вторникам и четвергам маршрут мусоровозных машин был проложен по <адрес> (л.д. 85 – 91), отчеты оператора по транспортированию твердых коммунальных отходов по <адрес> за 2019 – 2022 году, а также скриншоты мониторинга передвижения мусоровозных машин по системе ГЛОНАСС.
Указанные доказательства суд считает относимыми, допустимыми, достоверно свидетельствующими о том, что в заявленном периоде времени по <адрес> регулярно осуществлялось движение мусоровозных машин регионального оператора, собирающих и вывозящих твердые коммунальные отходы с <адрес> путем приема в пакетах или других предназначенных для их накопления емкостях, без использования дополнительных устройств для предварительного накопления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено доказательств в подтверждение того, что в спорный период времени ООО «Экология-Новосибирск» не оказывало услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и ответчик Заморина Л.И. не имела возможности ими пользоваться.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в спорный период ООО «Экология-Новосибирск» оказывало услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, Заморина Л.И. имела возможность пользоваться услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами путем приема в пакетах или других предназначенных для их накопления емкостях, без использования дополнительных устройств для предварительного накопления, соответственно, отсутствуют основания для перерасчета платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов и аннулирования задолженности истца за период с января 2019 года по август 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.04.2023 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░░